ПРАКТИКУМ: ЦЕНТОН
Добрый день, уважаемые участники литературного клуба! Сегодняшний практикум будет интересен в первую очередь поэтам, а также тем прозаикам, которые любят стихи и хотят развить в себе чувство ритма и стихотворного размера. Поговорим о таком любопытном литературном явлении, как центон, представляющем собой микс из строчек известных (или не очень известных) стихов.
Термин «центон» латинский по происхождению (от лат. сento, сentonis – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) и обозначает «стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений». Уже в IVвеке древнеримский поэт и ритор Авсоний составлял пространные центоны из строк Вергилия, складывая воедино отрывки «взятые из разных мест и с разным смыслом». Встречаются центоны и в христианской литературе, где религиозное содержание выражалось посредством избранных стихов классических поэтов. Впоследствии центоны стали использоваться в основном как сатирический прием, стихотворная шутка. Своего рода «второе рождение», взлёт популярности центон пережил в эпоху постмодернизма.
«В литературе всегда шла перекличка. Говоря очень обобщающе, – всё центон, вся культура – лоскутное одеяло» (С. Бирюков «Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма»).
Главное требование к центонам – стройное синтаксическое и ритмическое построение. По своей тональности такие произведения могут быть разнообразны: как философски-печальны, так и мажорно-бравурны. Нередко центоны, играя на неожиданных совпадениях-контрастах смысла исходных текстов, обладают юмористической окраской.
Для синтетической формы центона авторы чаще берут известные поэтические строки, это могут быть, например, первые строчки стихов или же их узнаваемые заглавия. Ведь чем более известны исходники, тем более широкий отклик вызовет центон у читающей аудитории.
Обычно источниками центонов являются стихи разных поэтов. Например, так, как в следующем двустишии:
«Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Так выпьем! Где же кружка?»
(строки С. Есенина и А.С. Пушкина, составитель А. Бубнов).
Или же как в следующем сборном стихе неизвестного составителя, объединяющем в себе пушкинские и некрасовские строки:
«Однажды, в студеную зимнюю пору,
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Вскормленный в неволе орел молодой.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Мой верный товарищ, махая крылом,
В больших сапогах, в полушубке овчинном
Кровавую пищу клюет под окном».
Подобен предыдущим и еще один пример, объединивший в себе известные строки Н. Некрасова с гимном СССР:
«Однажды в студеную зимнюю пору
Сплотила навеки великая Русь.
Гляжу — поднимается медленно в гору
Единый, могучий Советский Союз…».
Однако, можно составить центон и полностью из произведений одного поэта, особенно если это такой Поэт, как А.С. Пушкин:
«Я помню чудное мгновенье —
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами…
Беги, сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.
Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!».
(пример из «Поэтического словаря» Я. Квятковского)
Существуют центоны, в которых степень творческого участия автора-составителя очень высока. Они представляют собой не просто набор известных строк, а их авторскую обработку. В таких произведениях узнаваемые строки (образы) из известных произведений могут так или иначе видоизменяться, к ним могут добавляться те или иные слова, ремарки. Чужие строки, как кирпичики, могут встраиваться в поэтические блоки, написанные самим автором.
Пример такого «свободного» центона:
Снова утро туманное, хмурое утро седое,
Дождь по крышам стучит, отцвели хризантемы в саду,
Журавли улетают, трубя, и грозят нам бедою,
И летят снегири (не сочтите, что это в бреду),
.
Облетают последние маки в саду дяди Вани,
И сударыня-речка швыряет мой маленький плот,
И дубы-колдуны что-то шепчут, как ежик в тумане,
И встают тени прошлого вновь из поганых болот.
.
И тревожно в груди, словно тигры у ног моих сели,
И звучат, и звучат, и умолкнуть никак не хотят
То мелодия вальса, то песня рабочей артели,
И неясные думы, как в обруч горящий, летят.
.
И схожу я с ума, но к врачам обращаться не стану,
Лучше лягу-прилягу – меня на заре не буди
И не сыпь, умоляю, ты горькую соль мне на рану:
Просто кончилось лето, и юный октябрь впереди.
.
Помнишь, вел я когда-то безумные, страстные речи
С ненаглядной певуньей – и тень наводил на плетень…
Если б снова начать!.. Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский платок, кружева на головку надень –
.
И открой мне калитку, прими же меня, как родного,
Вот уж окна зажглись – не томи же меня, уступи!
Я вернулся домой. Я люблю тебя снова и снова.
Что мне снег, что мне зной? Пусть хоть пули свистят по степи!
В заключение стоит отметить, что центон может быть не только поэтическим, но и прозаическим. В форме центона подчас пишутся даже целые романы!
«Роман Р. Федермена «На ваше усмотрение» составляют цитаты из Ж. Дерриды, X. Л. Борхеса, Р. Барта и своих собственных романов. «Жизнь в исторических цитатах» представляет собой роман Я. Ривэ «Барышня из А», составленный исключительно из 750 цитат, заимствованных у 408 авторов. В «Истории длинного текста» О.Санде цитаты из «Одиссеи» и «Улисса» сталкиваются на двух колонках страницы, высекая, по мысли автора, новый огонь смыслов»
(Л. Грузберг «Центон»: philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_22_468).
В чем смысл центона как поэтического практикума?
Во-первых, это способ развить «стиховедческое чутье», научиться на практике тоньше чувствовать и различать стихотворные размеры. Недаром мини-центоны нередко используют в своей школьной практике учителя. Во-вторых, это развитие полезной способности к нахождению новых смыслов в знакомом: строках из классики. Безусловно, это литературная игра, включающая в себя и элемент сотворчества, и чувство юмора. Наконец, это еще и прекрасный повод перечитать, а где-то и по-новому оценить свои любимые стихи, поделиться ими друг с другом!..
Итак, задание практикума: попробовать написать свой собственный центон, составив его из строк двух или нескольких своих любимых авторов. Минимальный объем текста – 8 строк. Помимо совпадения стихотворного размера, приветствуется наличие общего смысла итогового произведения (или хотя бы искусная имитация такового:)). Пожалуйста, дайте своему тексту название. Если вы используете строки малоизвестных авторов, не забывайте сопровождать их ссылкой на их стихи!
Помимо многочисленных примеров центонов из вводной статьи, даю всем желающим ссылку на собственноручно составленный мною центон: http://pisateli-za-dobro.com/bezmolvie-centon.html...
Сроки выполнения задания: 14.09 – 20.09.
Доброго вам дня и хорошей недели!
Я помню чудное мгновенье
Во глубине сибирских руд.
Как мимолётное виденье
Не пропадёт наш скорбный труд
Средь бала шумного случайно
Вдруг колокольчик прозвенит,
И однозвучно, и печально.
Я вас любил. Господь храни
Британию и королеву.
Оковы тяжкие падут.
Кто там ещё шагает левой?
Не пропадёт наш скорбный труд.
Из-за леса, леса темного,
Стоял ноябрь уж у двора
В это утро вместе с солнышком
Ложился на поля туман,
И над озером серебряным
Гусей крикливых караван
А кругом цветы лазоревы
Полетел и запищал,
Глядь — поверх текучих вод
Распускали волны пряные
Лебедь белая плывет.
Ты усмехнулась, ведь любовь прошла.
Не смогут руки наши бледные
Соединиться никогда.
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей.
И миг единый разлученья,
И дольше века длится день…
1. А. Пушкин «Признание»
2.А. Дементьев «Показалось мне вначале»
3, 4 Е. Евтушенко «В вагоне шаркают и шамкают»
5, 6 А. Пушкин «Признание»,
7. А. Пушкин " Увы, зачем она блистает"
8. Б. Пастернак «Единственные дни».
Вас оскорбит печальной тайны объяснение,
Пора! Пора мне быть умней!
Какому злобному веселью, быть может, повод подаю.
И миг единый разлученья
Ужасен для души моей,
— А, Вы, такая же, как были,
Мой ангел, как я Вас люблю!
1. 2. и 4 Пушкин «Письмо Онегина»
3. и 8 Пушкин «Признание»
5, 6 Пушкин «Увы, зачем она блистает»
7. Дементьев «Показалось мне вначале»
Но что- то грустненько)
Печать очарования
Исчезли юные забавы —
Дела давно минувших дней,
Любви, надежды, тихой славы,
Все выше мира и страстей.
Ах, ножки, ножки, где вы ныне?
Домой летят во весь опор,
Земфиры нет, как нет. И стынет
Пустых похвал ненужный хор.
Зачем я ею очарован?
Привычка свыше нам дана.
Пустое сердце бьется ровно,
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?
И как Вы быстро собрали центон! Вот это скорость! Я вот над своим, помнится, чуть ли не целый день корпела…
ЮродИвые собаки
мчатся задом наперед.
Но собаки разве раки,
чтобы жить наоборот?
Разве крякают собаки,
разве хрюкает медведь?
Ан, раззявят рыла хряки,
чтоб со смеху умереть.
Тычут хряки рыла в реки,
рак за рыло хряка хряк…
В перепачканной рубахе
За околицей дурак
то присядет, то подпрыгнет,
то зайдется гопаком.
Хряк из лужи рыло вынет,
с дураком хряк незнаком.
Хряк захрюкает по хрячьи:
пальцы в рыло – вроде свист.
Раз чудачить – так чудачить!..
А дурак душою чист.
Но вот сердце его ноет,
пальцем у виска крутя,
то как зверь оно завоет,
то заплачет как дитя,
то зайдется острой болью,
то швырнет ум в жар огня…
Это русское раздолье.
Это родина моя.
***
Единственное — я половины строк не узнала… Откуда они? Ваши собственные перепевы скороговорки «Ехал Грека через реку»?.. Вероятно, это пример комбинаторной поэзии, но не чистый центон? Поясните, пожалуйста! Заранее спасибо.
Но в принципе я вывесил этот стих, чтобы показать, что, используя технику центона, можно писать и самые наисерьезнейшие стихи на самые наисерьезнейшие темы, а ни только шутливые, или игривые.
Согласна с дополнением про наисерьезнейшие стихи и темы.
Соединю своею дланью
И неустроенным умом,
Представ пред гениальной гранью
В души смятении простом.
К великим робко прикасаюсь
И чувствую пьянящий бриз.
Ежесекундно восхищаюсь.
Лишь пригубляя Парадис.
За приз — «Улыбка милой Лены!»
Готов на рыцарский турнир.
Взглянув на замка-сайта стены,
Спешу в сплетенье чудных лир.
Пред нами целая палитра.
В ней тонких душ цветут миры.
Запрятаны союзы хитро
До озарения поры!
Вы настоящий мастер посвящений!.. Благодарю от души за добрые слова и напутствия всем участникам! )))
Улыбка — луч добра из сердца
И в глазках нежности привет.
От душ к душе родная дверца.
Наш самый тёплый яркий свет.
Дежурный по апрелю снеговик
(из цикла «Построчно исчезающий Чешир» litset.ru/publ/27-1-0-45735 )
____________ «Февраль. Достать чернил и плакать»
_________________________ Борис Пастернак
____________ «Что же ты гуляешь, мой сыночек, одинокий, одинокий…
____________ …я дежурю, я дежурный по апрелю»
_________________________ Булат Окуджава
Достать чернил и таять, таять, таять,
В далёко уходя небытия.
Весною рассыпается кутья,
И журавли встречают души в стаях.
А я стою с морковкою в носу,
Я скоро вместе с ними унесусь…
Февраль давно ушёл, ушёл! Приходит
Не март и не апрель, а только смерть.
Капелью тризна, буду долго петь,
Распятый на метле, безглазый Один,
Чтоб очутиться в сумрачном лесу…
Держи меня надежда…
____________________На весу!
Собирайтесь — будет очень интересно почитать центон в Вашем исполнении! ))) А сможете на основе авторских песен его составить?.. Я Вам, естественно, не диктую особые условия игры, но так, знаете, подумалось, после «дежурного по апрелю»!..
из пестрых, воинственных книг,
Стоял на клубах синеватых
и мир был душист и велик.
Дух гнева, возмездия, кары!
что сердцу легко по ночам;
И храм этот, темный и старый,
незримо сопутствует нам.
Нечетные строки: Иван Бунин «Михаил»
Четные строки: Владимир Набоков «Памяти друга» и «Родина».
При жизни они крепко поссорились. А я их, вроде как, помирил.)
P.S. Куприн, примиряющий Бунина с Набоковым — это само по себе сильный сюжет!
Но странно, что Куприн стал примирителем. Он после вручения Нобелевской премии Бунину значительно к нему охладел.
Следуя контексту первой части сообщения я подумал, что это какая-то информация из книги «История соперничества».
(кстати, нашёл любопытное высказывание одного критика про Набокова, примерно: «Он обладал высокой литературной культурой и это мешало ему в выработке своего собственного стиля.») )
И решил, что Куприн- это современник Бунина, а не Ваш.) Как опасно и ошибочно иметь дело с призраками прошлого.;)
Ведь конкуренция между литераторами прошлого чем-то напоминает клип:
На мой взгляд, с собственным стилем у него как раз все было отлично, а вот с сюжетами, с их разнообразием — здесь можно поспорить. Но и не они в его книгах главные.
***
Ну да, и в псевдонимы можно заиграться!.. )))
Кстати, про Куприна — того самого — есть забавный стих у Бальмонта, цитирую отрывок:
«Если зимний день тягучий
Заменила нам весна,
Прочитай на этот случай
Две страницы Куприна.
(...)
Это мудрость верной силы,
В самой буре – тишина.
Ты – родной и всем нам, милый,
Все мы любим Куприна».
(Первые строки, ежели будете издавать свои тексты, можно взять в качестве шутливого напутствия читателям! Заодно проверите их background! )))
***
Какой готично-гламурный клип! Интересный акцент у голландской певицы. Согласна, что отношения признания-противостояния всегда имеют место быть между творческими людьми, не только прошлых, но и нынешних эпох.
Набоков на определенном этапе своего творчества боготворил Бунина. Достоевского же не ценил- он для него был не выше беллетристики. Из русской дореволюционной классики у него на первом месте были Тургенев и Гоголь. И конечно же Пушкин. Вероятно он ближе к Тургеневу- по индивидуализму мысли, что родом из Западной Европы и бесспорному аристократизму суждений. Но, наверное, каждый начинающий автор выбирает для себя некий авторитет словесности. Кстати, с Куприным у него так же было некоторое пересечение судеб. Издательство, что готовило в Берлине к печати «Яму» А.И. Куприна, обвинили в производстве порнографии за неё же. Что уж говорить про «Лолиту» В. Набокова.
Хм. Сейчас, только венок поправлю…
Несомненно.))
Спасибо за рекомендации. Если до такого дойдет, то я, пожалуй, пойду проторенной дорогой… Сирина.
Да и голос необычный. Не говоря уже про эпатаж.
И название клипа улётное. )
«Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей.»
Источник: nabokov-lit.ru/nabokov/kritika-nabokova/lekcii-po-russkoj-literature/dostoevskij.htm
Мне нечего прибавить к словам критика.
Кто без греха- тот пусть бросит в Набокова камнем.)) Хотя, литература- это отражение жизни, в которой сюжеты повторяются. Ведь человек по сути своей неизменен уже несколько тысяч лет.
Весь список перверсий Фёдора Михайловича уже огласил Б. Акунин в книге «ФМ».;)
Набоков же, на мой взгляд, классически нормален. Просто бабочек любил.)
Но если углубиться в предшествующие времена отечественной литературы, то до этих авторов был ещё поэт Барков. )
И проституция не даром называется древнейшей профессией- со времён шумеров там ничего особенного не изменилось. В древнейшие времена она даже интереснее была- проходила под знаком земледельческих ритуалов и над ней витал флёр божественного.
ИМХО: Достоевский и Набоков- это разные берега реки по имени Жизнь.
Если рассматривать литературное произведение, словно субъекта, подобного человеку, состоящего из тела и души, то Достоевский юродствует- унижает тело, отстаивая преимущества души.
Набоков же холит и лелеет тело, которое гармонизирует с душой без маргинальных порывов.
Достоевскому ближе аскетеза, Набокову же калокагатия.
Видимо, исходя из этой точки зрения, Набоков считает Достоевского писателем незначительным, который «вставляет Христа, где надо и не надо.» Набоков почему-то не любит это раскрепощенного духа, как человек нерелигиозный- видимо ему свойственно атеистическое мировоззрение.
Достоевский- это прорывы души за границы тела увечного и ущербного. У Набоковы границы на запоре и нерушимы, да душа на месте.
И тела, сотворенные этими писателями, разные. У Достоевского- это полусвятой в грязном рубище с язвами на теле и смрадом немытого, обгрызенными ногтями и чёрной грязью под ними, прозябающего на задворках. У Набокова же представлен светский денди в костюме от лучшего портного, надушенный и напомаженный, с достойным маникюром и если не из бомонда, то полусвета точно.
Достоевский смакует нищету и убожество, Набокову же они неприятны.
Достоевский выносит жизнь на нравственный суд, который подчас вырастает до Небесного судилища. Набоков же никого не судит и не осуждает- у него присутствует контраст симпатий и антипатий в рамках высоких эстетических предпочтений.
У Достоевского- опыт несвободы, довлеющий над творчеством. Набоков же свободен в европейском смысле этого слова.
Но и тот, и другой вариант интереснее простого парня в джинсах и свитере, идущего по жизни в кроссовках на босу ногу- прежде всего редкостью представленного.
…
Проституция действительно описывалась всеми кому не лень, от Толстого до Куприна. Под неприличными темами, отчасти табуированными в русской литературе, я имела в виду педофилию, которая присутствует как в текстах ФМ, так и в набоковских произведениях… У Достоевского это много чем обусловлено, включая и тяжелый эпизод из детства, но это тема для совсем другого разговора, который здесь совсем уж не к месту.
***
«ФМ» Акунина я в свое время не осилила… Стоит эта книга, на Ваш взгляд, возвращения к себе — ?.. )))
***
«И тела, сотворенные этими писателями, разные. У Достоевского- это полусвятой в грязном рубище с язвами на теле и смрадом немытого, обгрызенными ногтями и чёрной грязью под ними, прозябающего на задворках. У Набокова же представлен светский денди в костюме от лучшего портного, надушенный и напомаженный, с достойным маникюром и если не из бомонда, то полусвета точно. Достоевский смакует нищету и убожество, Набокову же они неприятны». Ну да, так и есть. Как и разное отношение к свободе — несвободе. Тем не менее, и во внутреннем мире набоковского «денди» все не так благополучно… И у ФМ встречаются «прилизанные» герои, они же — чаще — отрицательные. Например, тот же Свидригайлов из его «Преступления и наказания» вроде бы не выглядел как бомж…
***
В дополнение к Вашему сопоставлению я бы еще добавила, что еще одним значимым фактором, разделяющим писателей по стилю и манере подаче материала, является еще и тот, что ФМ — автор XIX-го столетия, а Набоков — уже XX-го.
Я немного о другом высказался (видимо, не совсем чётко)- об абстрактном восприятии произведений, как таковых. Где структура текста является синонимом тела, а мысли и идеи, заложенные в нем- это душа. Надо отдать должное и Достоевскому, и Набокову- их произведения живые.)
И по этому вопросу у авторов разный подход. Для Достоевского это страсть, для Набокова- просто тема.
Да и позиции противоположные: у Достоевского герой развращает невинное дитя, у Набокова малолетка, потерявшая девственность с другим, соблазняет взрослого, но инфантильного мужчину.
Но я не стал бы рассматривать «Лолиту» только под этим углом. На мой взгляд- это реминисценция рыцарского романа. Не даром Набоков с первых страниц делает отсылку к тем временам, когда можно было. И сэр рыцарь Гумберт, преодолевая трудности, добился расположения своей Прекрасной дамы. И потом отправился с ней в дальнее путешествие на верном коне. А когда злодей Куильти растоптал его любовь, похитив возлюбленную, то он вступил с ним в ожесточённую битву.
Вероятно, у западной культуры периодически возникают запросы на рыцарскую стилизацию. К примеру, боевик «Джон Уик». Всё это кровавое месиво началось с того, что у героя Киану Ривза украли любовь и убили надежду.
Но не буду утомлять своими высказываниями. Завершу выступление одним из любимых стихотворений В.Набокова:
Какое сделал я дурное дело,
и я ли развратитель и злодей,
я, заставляющий мечтать мир целый
о бедной девочке моей?
О, знаю я, меня боятся люди,
и жгут таких, как я, за волшебство,
и, как от яда в полом изумруде,
мрут от искусства моего.
Но как забавно, что в конце абзаца,
корректору и веку вопреки,
тень русской ветки будет колебаться
на мраморе моей руки.
rupoem.ru/nabokov/kakoe-sdelal-ya.aspx
***
Про разный подход к теме — и да, и нет. И сам этот поворот, от дитя к нимфетке, не задан ли отчасти самим Достоевским, в образе «позврослевшей» Настасьи Филипповны?.. Вот, кстати, и Богомолов по этой теме как-то проехался (ну, у него, как водится, что ни спектакль — сплошной микс из непрожеванных текстов)… ptj.spb.ru/archive/84/process-84/devochki-plachut-amuxi-letyat/
***
А про рыцарский роман очень интересная идея, кстати! И стих в тему. Спасибо!
Начну издалека- исключительно с подготовительной целью.
Однажды мне попалась статья- про возраст героев поэмы Гомера «Илиада». Был несколько шокирован, если не сказать больше- челюсть нижняя отпала. Оказывается- историю творили… подростки. Той же Елене, когда она сбежала с Парисом, было лет 13 (да и принц был, видимо, не старше). А перед этим её уже раз похищали и в возрасте 12 лет она узнала тяготы беременности. В том же Древнем Риме подросток менял тунику на тогу в 14 лет (становился совершеннолетним) и участвовал во всех взрослых мероприятиях. Если обратиться к демографии того периода, то средний возраст жизни был на уровне 30 лет и ранние отношения были необходимы для выживания популяции. Тему Тиберия, Нерона и особенно Агенобарба, а до них древних греков, стыдливо обойду.
Тот же Д. Быков запустил из своих лекций о Достоевском версию, что старухе- процентщице, Алене Ивановне, было 40 с небольшим лет и она «уже была старуха». И это в 19 веке. Но век 20 расставил всё по местам, ибо люди стали жить дольше. И возраст человека- это уже не биология и физиология, а культурное и психологическое явление.
Что же на самом деле произошло с Настасьей Филипповной. Всё было достаточно достойно- в смысле обстановки. Но это пришлось на период идеаторный (от 12 до 18 лет), когда формируется отношение к себе и миру. И кто- то ей нашептал- «это ужас- ужас!» И этот ужас проник и закрепился в её психологическом портрете. А в связи с незрелостью психологических установок она не выдержала удар и получила психотравму.
Было бы подобное с Лолитой, доживи она до возраста героини Достоевского? Сомневаюсь- не даром Набоков отдельно выделил психотип- нимфетки. Т.е. он не смешивал всех девочек- подростков в одну кучу.
Но, как человек законопослушный, признающий приоритет совершеннолетия и дееспособности, в этом вопросе умываю руки. А то пользователи сайта могут понять превратно- «у кого чего болит...». И получится ситуация, как в анекдоте:
Приходит пациент к психиатру и говорит:
-Доктор, какую бы я картинку не посмотрел, то там кто-то занимается сексом.
-Хорошо.- говорит врач и достаёт одну картинку. На ней белый фон и на нем нарисован чёрный квадрат. Спрашивает:
-Что вы здесь видите?
-Это происходит ясным днём, окно спальни занавешено. А там стоит кровать и пара занимается сексом.
Доктор достаёт другую картинку, а на ней черный лист и белый треугольник на нём.
-А здесь что видите?
-Это темной- темной ночью, горит свет в окне подвала. А там пара на раскладушке занимается сексом.
-Всё понятно,- констатирует врач- вы сексуальный маньяк!
А тот отвечает:
-Да нет, доктор- это вы маньяк! Откуда у вас такие картинки?
С уважением.
«Древние православные канонические нормы предполагают брак по нынешним меркам весьма и весьма ранний. Примерами таких браков изобилуют и Библия, и христианская история. В Кормчей книге — собрании церковных правил — приводится эклога Льва III Исавра, восточно-римского императора VIII века. Этот акт разрешал вступление в брак юношам с 15 лет, девушкам — с 13. Российский Синод, правда, в 1830 году «подправил» церковное совершеннолетие до 18 и 16 лет соответственно».
***
И кто- то ей нашептал- «это ужас- ужас!» Я всегда полагала, что это был как раз таки автор текста (т.е. выражение позиции самого Достоевского). Там же и разница в возрасте, и нежелание жениться на своем «грехе», и ситуация «золотой клетки»: много в один клубок сплетено мотивов, которые могут являться травмирующими для человека.
***
Тем не менее, мне удалось понять, что Вам не близко мнение о некоем кривом отражении — продолжении темы «оскорбленных девочек» Ф.М. в творчестве Набокова:).
***
Анекдот да, в тему! (Чего не скажешь о наших пространных рассуждениях, которые как-то далековато ушли от центона и других экспериментальных поэтических форм!.. )))
Настасья Филипповна- несомненно жертва обстоятельства, но и манипулятор та ещё. ) Так из мужчин верёвки вить- это талант!
Она бы гармонично смотрелась в роли «богородицы» в секте хлыстов.)
Я не увидел, чтобы «девочки» Набокова чувствовали себя в роли «униженных и оскорблённых». Это для них (нимфеток) было так естественно… Вот здесь и начинается волшебство Набокова с придуманной историей, который упирается корнями в мифотворчество Древний Греции. Жаль, что мэтр не сказал определённо о том, что он пытался донести своим романом (во всяком случае мне не удалось найти его комментарий по данному поводу). И в этом «Лолита» чем-то перекликается с романом «Волхв» Д. Фаулза. Читать интересно, а смысл ускользает. )
***
«И в этом «Лолита» чем-то перекликается с романом «Волхв» Д. Фаулза. Читать интересно, а смысл ускользает». Да, у Набокова в прозе можно проследить некие черты магического реализма и обусловленной им недоговоренности))).
Но, вероятно, Достоевский вывел в ней свою фам фаталь- Суслову.
Набоков соответствовал своим критериям настоящего писателя. Он и рассказчик, и учитель, и волшебник. Мало того- интеллектуал, не смотря на то, что бабочек любил (это отсылка к «Коллекционеру»). И потому не мог сотворить что- то бессмысленное. В той же «Камере обскура» смысл очевиден: надо ослепнуть, чтобы прозреть. ) Или, перефразируя, не всё в мире так, как нам видится и хочется- даже в ближайшем окружении. Но в «Лолите», словно в хорошем фокусе- я не увидел откуда появился кролик и куда он исчез. А теперь сомневаюсь- а был ли кролик?)) Возможно, что кому- то из критиков, с наклонностью к дешифрованию (надо отдать должное мэтру- любил мистификацию), удастся раскрыть подноготную.
***
А вот «инфернальные» черты Сусловой в образе Н.Ф. вполне можно найти…
***
Набокова лично я навряд ли отнесла бы к Учителям. У него для этой роли слишком уж много снобизма в адрес окружающих, слишком много желчной иронии и… слишком мало однозначных с моральной точки зрения ситуаций и пресловутой дидактики… Зато он весьма искусный рассказчик, превосходный стилист, творящий необычные миры волшебник, тем и интересен… Большинство его произведений нарочито не линейны и потому навряд ли подразумевают какую-то одну идейную трактовку. И ту же «Камеру Обскура», которая лично на меня произвела большое и тягостное эмоциональное впечатление, едва ли стоило бы читать, только чтобы сделать тот «очевидный вывод», который Вы привели выше. К тому же есть ведь уже «Король Лир», с отчасти похожим, слишком поздним прозрением героя…
***
«Лолита», на мой взгляд, не самая удачная книга В.В. Здесь сразу несколько задумок сошлись, и вопрос — насколько их стоило в один текст «упаковывать»… Хотя патология героя показана любопытно. Так же как в «Отчаянии», собственно. Все-таки Набоков, как и Ф.М., тяготел к описанию психически нездоровых людей… Многие исследователи пишут, что это, мол, просто такой прием, вроде остранения, попытка показать «другой» мир (не обыденный, не обыкновенный), например, cyberleninka.ru/article/n/motiv-bezumiya-v-proze-v-nabokova/viewer Но… честно говоря, это не полностью меня убеждает. Остранение ведь можно было дать и через детское восприятие, например, и через чередование мужского-женского взглядов на вещи, и т.п. Но автору были интереснее какие-то болезненные состояния человека…
***
Вообще же скандальная «Лолита» давно уже стала не просто текстом конкретного романа, но культурным феноменом, неизменно вызывающим на протяжении долгих лет жаркие дискуссии и споры… Еще один «водораздел» культурного общества, некоторым образом. Особенно «любят» этот текст феминистки и миллениалы: polka.academy/materials/612
Уход от абстинентного синдрома- это уже радость.) Просто это радость… привычная.
Он не является моралистом- это точно, но аморальные поступки им развенчаны. На мой взгляд он учит другому- статусной жизни, лишённой погружения в мещанскую пошлость.
У Набокова философская высота индуизма: окружающий мир- это Майя и чтобы узнать его истинное лицо, то нужно избавиться от мешающих чувств. В «Лире» всё гораздо мельче- «лишь тот был верен, кто о верности молчал!»)
В «Лолите» и «Камере обскура» не увидел психических больных (о чем говорил ранее, что психическое заболевание- это прежде всего социальная дезадаптация). На этом основании могу сделать вывод- там присутствует маргинальная… норма.) Но я читал не всю прозу Набокова и потому пока воздержусь от скоропалительных выводов, тем более, что в приведённой ссылке звучит набоковское высказывание «про лунатиков». И лучшее произведение Достоевского, «Двойник» (по мнению Набокова), так же не читал, чтобы сравнивать.
Эти могут шумиху поднимать. Они уже до Агаты Кристи добрались и её «Десяти негритят». ) И это может быть похуже акций фашиков Ади, которые сжигали книги на площадях.
Как вы это правильно сказали: «Водораздел»! Именно так- в литературе не должно быть запретных тем, если всё сотворено на высоком художественном уровне.
P.S. По поводу «Лолиты» сегодня пришла одна безумная идея. Учитывая наклонность Набокова к игре словами и шарадам, а так же его любви к анаграммам, попробовал что-то подобное сделать со словом Лолита и получилось слово… Атилло. Причём среднего рода, но с отсылкой к тому грозному воителю, что изменил древний мир. Но это всего лишь догадки.)
Прелестно- дефективный князь Мышкин, Настасья Филипповна с конверсионным расстройством. А впрочем- так оно и должно быть. Даже любопытно- Богомолов консультанта взял из психиатров или по личному опыту?
Остаётся только пожелать удачи Богомолову в его экспериментах и поисках. )
Акунин- это литература для развлечения. Читать стоит, если у вас несколько часов абсолютно свободного времени. ;)
От себя добавлю, что не заметил у Акунина практического роста в его книгах. Когда он начинал- это было свежо. А сейчас- простая эксплуатация темы «фандориады». Да ещё, подобно юмореске Хазанова про породиста Александра Иванова,- «добрался до наших классиков».)
«Достоевский оказал огромное влияние на всю последующую литературу. Булгаков писал: «Все мы были отмечены Достоевским». Но при этом Владимир Набоков, автор не только гениальных романов, но и «Лекций по русской литературе», недолюбливал Достоевского и так характеризовал его творчество: «дешевое красноречие», «галерея неврастеников», «посредственник, не заслуживающий возведения в классики». Что же так раздражало Набокова в Достоевском? О чем заочно спорили Владимир Набоков и Федор Достоевский?
Ирина Мурзак: Для Набокова, как и для Достоевского, искусство есть творческое пересоздание реальности (а отнюдь не отображение ее), цель которого — проникновение за видимую поверхность жизни в некую идеальную сущность вещей. Федор Достоевский — пророк века двадцатого. В своем творчестве он предсказал нравственно-психологический лик человека грядущего столетия, самый тип его мирочувствования: трагические «надрывы» философских исканий, падения и высшие прозрения. В этом смысле его литературная традиция всеобъемлюща. Достоевский предвосхитил сам тип художественного мышления ХХ в. И это все понимал и принимал Набоков. Одно то, что в курс «Лекций по русской литературе» он включил Достоевского и оставил его на «небосклоне русской классики» и есть свидетельство приятия гения. А раздражало по большей части то, что американские критики видели в Набокове лишь последователя Достоевского. Этого принять Набоков не мог.
Жан-Поль Сартр говорил о том, что Набоков «открыто пользуется приёмами Достоевского, но при этом осмеивает их прямо по ходу повествования, превращая в набор обветшалых и неминуемых штампов». Получается какое-то противоречие: с одной стороны, в творчестве Набокова много парафраз и реминисценций из Достоевского и влияние Достоевского очевидно, но тогда откуда эта желание его развенчать?
Ирина Мурзак: А Набоков не развенчивал, он показывал, насколько они разные писатели. Вот, например, в «Отчаянии» главные герои совершают преступление, но Раскольникова спасает раскаяние, доля же Германа — отчаяние. Нет спасения для души, утратившей веру в себя и мир.
Среди поклонников Достоевского и Набокова тоже существует некое недопонимание, или в умах потомков оба писателя нашли путь к примирению?
Ирина Мурзак: Очень хорошо, что этот спор продолжается. Читатели находят свои объяснения миру героев двух великих писателей. Главное — эти книги читать, думать и переживать. К чему и призывал в «Лекциях по русской литературе В. Набоков: «…книги, которые вы любите, нужно читать, вздрагивая и задыхаясь от восторга. Позвольте мне дать вам один практический совет. Литературу, настоящую литературу, не стоит глотать залпом, как снадобье, полезное для сердца или ума…».
В лекции Д. Быкова есть указание, что М. Булгаков свой бал Воланда скопировал у запрещённого в СССР Мережсковского. А на днях добрался до «Камеры обскура» и узрел малозначительного персонажа- высокого и худощавого (фон) Коровина с моноклем, который хорошо разговаривал на немецком языке.)
На мой взгляд В. Набоков «отмечен» Л.Н. Толстым с его доскональностью, но без застревания на деталях.
У заставы Ильича,
Пряли поздно вечерком.
— Мне положено молчать,-
Говорит одна девица,-
— Разрешите обратиться!:
Под окном Гвидон сидит,
И в трубу на них глядит.
Он через любой забор
С мостовой глядел во двор.
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море.
— И роди богатыря!-
Хором просит первый ряд.
Не раскаяться б потом
С этим видным моряком.
Как-то по аналогии с финальными строками Вашего опуса вспомнилось:
"— И запомни, — поучает бабушка внучку, — у каждой женщины в жизни должна быть лишь одна большая любовь.
— А кто был твоей единственной любовью?
— Моряки!.."
Нивы сжаты, рощи голы,
Солнце по небу гуляло,
Колесом за сини горы
И за тучу забежало.
Дремлет взрытая дорога.
Глянул заинька в окно,
Что? Совсем-совсем немного
Стало заиньке темно.
Увидал вчера в тумане:
«Горе! Горе! Крокодил,
Запрягался в наши сани,
Солнце наше проглотил!»
Единственное, я бы во фразу «что совсем-совсем немного», которая как-то не особо вписывается в общий смысл, внесла небольшие, чисто пунктуационные авторские изменения. Вот так бы сделала:
«Глянул заинька в окно:
Что?.. Совсем-совсем немного
Стало заиньке темно...».
***
Спасибо тебе за работу! Творческое соседство Есенина с Чуковским можно назвать плодотворным!
Запели тёсанные дроги,
И вы, мундиры голубые,
Опять часовни на дороге.
Сокроюсь от твоих пашей,
От овсяного ветерка,
От их всеслышащих ушей,
Невольно крестится рука.
Лермонтов и Есенин.
Выйду к речке на лужок.
И меж гор росисто вьётся
В пенных струях поясок.
Туманы покрывают скат,
Темна ноченька, не спится.
Волшебством созданных палат
Распоясала зарница.
Ночной омытая грозой,
В лунных перьях серебра,
Долина светлой полосой
Слушай песни гусляра.
Тютчев и Есенин
Подруга дней моих суровых,
Лишь волосы немного глаже,
Одна в глуши лесов сосновых.
Давно, давно ты ждёшь меня,
А я — склонён над грудой книжной,
Голубка дряхлая моя
С одною думой непостижной:
«Да. Нас года не изменили.
Тоска, предчувствия заботы,
И, вспоминая, сохранили».
Глядишь в забытые вороты.
Наш светлый дух — в лазурной мгле
Теснит твою всечасно грудь.
Дышать прошедшим на земле
На чёрный отдалённый путь.
А.Пушкин и А.Блок.
И мы ломаем руки, но опять (Гумилев, «Шестое чувство)
Осуждены идти всё мимо, мимо. ( Гумилев, «Шестое чувство»)
И трудно мне тебя не ждать, (Вероника Тушнова)
Мгновение бежит неудержимо (Гумилев «Шестое чувство»)
Но узнаю по всем приметам (Пушкин «Признание»)
Болезнь любви в душе моей. (Пушкин «Признание»)
И миг единый разлученья, ( «Увы, зачем она блистает»)
И дольше века длится день… (Б. Пастернак «Единственные дни»)
И еще вариант:
Не смогут руки наши бледные ( Евтушенко «В вагоне шаркают и шамкают»)
Соединиться никогда. (Е. Евтушенко «В вагоне шаркают и шамкают»)
Вернись ко мне скорее. (О. Мандельштам «Я наравне с другими» )
Мне страшно без тебя. (О. Мандельштам «Я наравне с другими»)
Но узнаю по всем приметам (А. Пушкин «Призание»)
Болезнь любви в душе моей.(А.Пушкин «Признание»)
И миг единый разлученья, «Увы, зачем она блистает»
И дольше века длится день… (Б. Пастернак «Единственные дни»)
Сложно чужое стыковать.
В крови стал прыгать ацетон.
Как буриданов я осёл,
Сначала Пушкина прочёл.
Потом ему стал изменять,
Чтоб свежих строчек где-то взять.
Был словно белка в колесе,
То здесь не то, то там не те.
И от смятения души
Подумал: «Лучше не спеши».
Негоже ужин пропускать.
Стихам от нас не убежать.
Ещё пять дней есть впереди.
Елену просто убеди,
Что, дескать, Пушкин виноват.
Пророк и гений. Всё! Антракт.
P.S. «Письмо Татьяны» — круче нет!
В нём отразился чувств всех свет.
Меня тирада Ваша убедила,
Что времени велик еще запас!..
Всей классики магическая сила
Вам в помощь! И составите на раз
Вы собственный прелестнейший центон,
В чьи строки соберутся воедино
И смыслов сонм, и выброс эндорфина,
Как в ужин – полбутылки и батон))).
***
Очень весело написали — посмеялась от души. Благодарю!
Я помню чудное мгновенье,
Когда центоном заболел.
С минут бесчувственных рожденья,
Так я усердно не корпел.
Стихи неистово листая,
От нетерпения бледнел.
Златые крылья развивая,
Я был наивен, глуп и смел.
Скажите мне, вас умоляю!
Настанет счастья быстрый миг?
Уже, родные, засыпаю,
Но цели милой не достиг!
Сидя недвижно без надежды,
Как я завидовал волнам.
Схватил бы Музы низ одежды.
С любовью лёг к ее ногам!
Нет, никогда средь пылких дней,
Когда инфляцией душили,
Кипящей младости моей,
Глаза с душой так не грустили.
Нет, никогда порыв страстей,
Не разжигал пожар подобный.
Так не терзал души моей!
Он был на это не способный…
Напрасно вы в тени таились.
Коль я чего-то захотел.
Стихи мои! Вы не сокрылись,
Заполнив буквами пробел.
Довольный тем, что прав душою,
Повеселел немного я.
Красней, несчастный, Бог с тобою!
Судьба решается твоя.
Я вижу: тайная слеза
Блистает путницей печали.
Потупив томные глаза,
Уносит сердце в сказки дали.
Я каждый день, восстав от сна,
Молитву отправляю Богу.
За то, что в наши времена,
К Христу имеем мы дорогу.
Нет! — я не требую вниманья
На грустный бред души моей,
Продолжу скорбные исканья
Центонов радостных затей!
Ну а пока в приоритете,
Кефир и булка, как елей!
Чудесно жить на белом свете
И становиться чуть добрей.
P.S.Господа центономаны!
Приготовьте все стаканы!
Кто нашёл все восемь строк.
Молока всем Вам глоток.
Ведь словесные шахтёры,
Не простые Вам вахтёры.
И руду добыть непросто
С гениального помоста.
И от бури чувств неметь.
Всё в себе преодолеть.
В грешный мир опять вернуться.
И Елене улыбнуться!
А.С. Пушкин — Я помню море пред грозою
А. С. Пушкин — Руслан и Людмила
М.Ю. Лермонтов — В альбом
А.С. Пушкин — Наслажденье
А.С. Пушкин — Я помню море пред грозою
«Уже родные засыпаю» — может, засыпаюТ, имелось в виду?
«Центономаны» — замечательный неологизм. И да, будем!
Как вариант созвучных строк к «Болезнь любви в душе моей» — «Все тихо, просто было в ней» («Е.О.» Пушкин). Или: «Когда б мы жили без затей» (В. Долина).
«Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать —
Миг встречи душ уходит безвозвратно!
И мы ломаем руки, и опять…
Мы убиваем гения стократно!»
Несмысленную чернь прельщает.
А он — пронзенный в грудь, — безмолвно он лежит,
Прямых красот не ощущает.
И молит жалости напрасно мутный взор
Против естественного чина,
Венчают похвалой победу и позор…
Безумца рядят в господина.
И кровь его течет — последние мгновенья,
Не украшение одежд,
Мелькают, — близок час… Вот луч воображенья,
Которое, ничто в очах невежд.
Сверкнул в его душе… Пред ним шумит Дунай…
Сие суть смертных похвала.
И родина цветет… свободный жизни край;
Сияют добрые дела.
Он видит круг семьи, оставленный для брани,
Чтоб мужу бую умудриться,
Отца, простершего немеющие длани,
И истина должна открыться.
Не так ли ты, о европейский мир,
Средь игр, средь праздности и неги?
Когда-то пламенных мечтателей кумир,
К чему стремил всех мыслей беги?
К могиле клонишься бесславной головою,
Как глыба грязи позлащенной!
Осмеянный ликующей толпою!
Увы, без благости душевной.
Измученный в борьбе сомнений и страстей,
Каких ни вымышляй пружин,
Без веры, без надежд — игралище детей,
Не можно век носить личин.
И пред кончиною ты взоры обратил,
Кумир, поставленный в позор,
На юность светлую, исполненную сил,
Но лишь себе в укор. (авт.)
Которую давно для язвы просвещенья,
Лишь ветром плыть, гнесть чернь ярмом;
С глубоким вздохом сожаленья.
Злодей, увы!— И грянул гром.
Вельможа Г.Р. Державин.
Умирающий гладиатор М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
***
На всякий случай поясню читаталям следующую строку: «Чтоб мужу бую умудриться», т. е. глупому человеку сделаться мудрым. Державин указывает, что эти стихи относятся к генерал-прокурору сената А. Н. Самойлову (1744—1814)
rvb.ru/18vek/derzhavin/02comm/053.htm
Ни твой привет, ни твой укор
Как мимолетное виденье,
Знай: мы чужие с этих пор.
В томленье грусти безнадежной
Вновь заблужденья не отдам;
Звучал мой долго голос нежный
Твоей улыбке и глазам.
И так я слишком долго видел
В тревогах шумной суеты,
И целый мир возненавидел,
Хоть снились милые черты.
Я отнимал у вдохновенья!
Рассеяв прежние мечты.
Как знать, быть может, в тех мгновеньях,
Мой гений чистой красоты.
Я не унижусь пред тобою М.Ю. Лермонтов
Я помню чудное мгновенье А.С. Пушкин
Чтобы друг друга позабыть.
Теперь всё, знаю, в вашей воле.
Я удалюся, может быть.
Сначала я молчать хотела,
Чтобы тебя любить сильней.
Когда б надежду я имела
Всё растворить в бездонность дней.
Зачем вы посетили нас?
Когда мне ангел изменил?
Я никогда не знала б вас,
И этим ты б меня убил.
Я не унижусь пред тобою М.Ю. Лермонтов
Письмо Татьяны к Онегину А.С. Пушкин
-Открылась бездна, звёзд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Только вот ругает мама,
Что меня ночами нету,
Не брани меня, родная,
Бабьим летом.
— Бабьим летом
Я ещё не успела испить свою осень –
Лес остыл и листья сбросил
Там, где клён шумит над речной волной.
— Говорили мы о любви с тобой:
Любви все возрасты покорны!
— Он стар, он удручён годами,
Войной прошедшей и трудами.
— Любви порывы благотворны!
— Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей.
— Время нравиться прошло,
А прельщаться, не прельщая,
И пылать, не воспаляя,
Есть дурное ремесло!
— Не ругай меня, мама, ведь когда-то сама
От весёлого парня ты была без ума!
— Ах, мама, мама, я схожу с ума,
Её улыбка, мама…
— в его лета с ума спрыгнул! Если я заболею,
к врачам обращаться не стану…
Мне целитель сказал –
Занавесь себе окна туманом.
Елена, с этим услышанным на бульваре во время утренней прогулки я и пришла к Вам!
Мне ни к чему одические рати,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
По мне, в стихах всё быть должно некстати.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
Когда б вы знали, из какого сора.
Моим стихам о юности и смерти,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Разбросанным в пыли по магазинам,
Таинственная плесень на стене.
Мои стихам, как драгоценным винам,
На радость вам и мне.
Анна Ахматова и Марина Цветаева.
Чтоб выпить за твоё здоровье,
Славное море, священный Байкал!
(Взаимною пьяны любовью).
Называют меня некрасивою — Так зачем же он ходит за мной,
Зачем он в наш колхоз приехал,
Зачем нарушил мой покой?
Зачем, когда проходит мимо,
С улыбкой машет мне рукой
И в осеннюю пору дождливую
Провожает с работы домой?
На нём защитна гимнастёрка
И яркий орден на груди.
Он в глаза мне посмотрит внимательно,
Скажет: «Лучше тебя не найти!»
Вспоминается еще пушкинское, в ту же тему:
«В глуши забытого селенья,
Зачем Вы посетили нас?»
Пролившись огнём на древесные ветви,
И слышны ещё грома раскаты,
Смесь солнечных брызг и душистого ветра.
Как красивы облака кучевые,
Луга станут шире, дороги — длиннее…
А вверху облачка, как живые.
Душа-невидимка закружит в аллее.
Ну, а воздух пропитан озоном,
И будет казаться, что жизнь удалась!
Я пройду по зелёным газонам,
Чтоб связь между явью и сном не рвалась!
Авторов пока не указываю.
Пройтись по зеленым газонам, чтобы не потерять связь с реальностью и мечтой одновременно — это сильный ход!
В век золотой с Екатериной.
Хоть вся чувствительна, скромна,
Но поднималась исполином.
Мне нрав ее всего дороже
Священной музыкой времен.
Немножко ветрена… так что же?
Струится колокольный звон.
Еще милее тем она.
Забытой правды возрожденье,
В любви супружеской верна
Обманутому поколенью.
Скажите: можно ли сравнить?
В лесу еловом все неброско,
Красу умеет затаить. (авт.)
И вдруг белым-бела березка.
Ее с Дельфирою суровой?
Опять, кащеи, вы восстали
Всечасно прелестию новой.
И снова перед вами пали.
В чужой, неведомой стране.
Кому-то не давал покоя.
Факт тот, что ангелы в цене
Над златоглавою Москвою.
Летает карла Черномор
С подъятой, страшной булавой.
Над палачом сверкнул топор.
Слеза кровавая рекой.
Руслан подъемлет смутный взор.
Моей души омоет рану.
Друзей открытый разговор
Не посвящайте лишь стакану.(авт)
Щитом покрывшись, он нагнулся.
Разверзлись с треском небеса.
Мечом потряс и замахнулся;
Дрожат окрестные леса. (авт.)
Шумя летит на князя снова,
Меня заставив трепетать.
И в снег с размаха рокового.
Я не люблю — зачем скрывать!
(Врага нам мерзкого, чужого.)(авт.)
Руслан, не говоря ни слова,
Свой славный подвиг сохранит,
Хоть молча вы глядите строго,
Вновь сын душою закипит.
Поймал, за бороду хватает,
Чтоб путь на север заградить.
Усталый карла потрясает:
Его не грех и огорчить.(авт.)
Смирись, покорствуй русской силе!
Неси меня к моей Людмиле.
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Смиренно внемлет Черномор;
Домой он с витязем пустился;
России праведный дозор
В любви к Отчизне проявился!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Легкоязычные витии,
Как тяжка вас вина!
Тогда Руслан одной рукою
Взял меч! Богатыри — не вы.
И, бороду схватив другою,
Отсек ее, как горсть травы.
Изведал враг в тот день немало.
Что, хищник, где твоя краса?
Запомни! Русский бой удалый.
Седые стали волоса.
Не вся ль Европа тут была?
Бедой России угрожая.
А чья звезда ее вела!…
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Кичась, они забыли ныне;
Греми, восторгов общий глас!…
Забыли русской штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
Победа! сердцу сладкий час!
Не час, увы, у нас для нег!(авт.)
А.С. Пушкин — Бородинская годовщина
А.С. Пушкин — Клеветникам России
М.Ю. Лермонтов — Бородино
М.Ю. Лермонтов — Вид гор из степей Козлова
М.Ю. Лермонтов — Великий муж! Здесь нет награды…
М.Ю. Лермонтов — А.О.Смирновой (Без вас хочу...)
А.С. Пушкин — Руслан и Людмила
М.Ю. Лермонтов — Вблизи тебя до этих пор…
В.А. Солоухин — Береза
М.Ю. Лермонтов — 10 июля (1830)
И.В. Тальков — Россия
М.Ю. Лермонтов — Farewell (Из Байрона)
***
Спасибо Вам еще раз за тот энтузиазм, с которым Вы принялись за это задание! Творец — это, пожалуй, и есть энтузиаст, с богатым воображением!
В тумане моря голубом!..
Уж реже солнышко блистало,
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
Ложился на поля туман,
Увы! Он счастия не ищет
Гусей крикливых караван.
Под ним струя светлей лазури,
Довольно скучная пора,
А он, мятежный, просит бури,
Стоял ноябрь уж у двора.
И еще такой вариант:
Белеет парус одинокой,
Короче становился день,
Что ищет он в стране далекой?
Лесов таинственная сень.
Играют волны — ветер свищет,
Ложился на поля туман,
Увы! Он счастия не ищет
Гусей крикливых караван
Под ним струя светлей лазури,
Довольно скучная пора;
А он, мятежный, просит бури,
Стоял ноябрь уж у двора.
Взвейтесь кострами, синие ночи!
Чёрные брови, карие очи,
Как люблю я вас, как боюсь я вас –
Малина-ягода, атас!
Косы русые заплетённые
По плечам бегут, извиваются,
А девчонка-то проказница,
На свиданья не показывается.
Дождливым вечером,
Когда пилоту, скажем прямо, делать нечего,
Мы приземлимся за столом
(У самовара я и моя Маша,
А на дворе совсем уже темно),
Поговорим о том- о сём,
И нашу песенку любимую споём:
Ты у меня одна,
Словно в ночи луна.
Маша чаю наливает,
И взор её так много обещает…
А я люблю гонять чаи
С пахучим привкусом дымка,
Но пора в путь- дорогу!
— Не уходи, побудь со мною,
Не спеши, не спеши, прошу,
Если я с тобой и тобой дышу!
— Пора в путь-дорогу,
Дорогу дальнюю-дальнюю идём.
— Смотри, какое небо хмурое,
Огнём пылает чёрной тучи край,
Суровый день грозит дождём и бурею,
Не улетай, родной, не улетай!
— Лётчик над тайгою точный курс найдёт!
— Я буду ждать тебя возле пальмы трёх дорог,
-А вдруг судьба забросит нас далёко?
— Знаю я, вернёшься ты,
Как бы ни был путь далёк,
Я ж у тебя одна,
словно в году весна!
— Первым делом у пилотов самолёты!
— А мы, девушки?
-А девушки потом!
Я разлюбил веселую любовь.
Все может выразить так чудно:
«Кто раз любил, уж не полюбит вновь».
Свободу лишь учася славить,
Пусть будут счастливы друзья,
Я не рожден царей забавить.
Святому братству верен я.
Фонтан любви, фонтан живой!
Увы! Язык любви болтливой.
Люблю немолчный говор твой
Украсить прозой нерадивой.
А.С. Пушкин — Не спрашивай, зачем унылой думой
А.С. Пушкин — Разлука
А.С. Пушкин — Фонтану Бахчисарайского дворца
А.С. Пушкин — Увы, Язык любви болтливой:
А.С Пушкин — Признание
И я очень рада, Михаил, что Вас увлекло само это творческое задание!
В томленьях грусти безнадежной.
«Нам рано предаваться ей!», —
Звучал мне долго голос нежный.
И без того она не далека:
Без божества, без вдохновенья,
Так осенью бурливее река…
В глуши, во мраке заточенья.
Н.А. Некрасов — Я не люблю иронии
А.С. Пушкин — Я помню чудное мгновенье (Керн)
Утро красит нежным светом,
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Стены древнего Кремля
Просыпаются с рассветом,
По листам затрепетала
Вся советская земля.
Рассказать, что лес проснулся –
Холодок бежит за ворот.
Каждой птицей встрепенулся:
С добрым утром, милый город,
Шум на улицах слышней,
На меня весельем веет
В сердце Родины моей.
Может, это песня зреет?
Да, «времена меняются и мы с ними». Поистине!