По следам Колонки злобного редактора, или Почему я не печатаюсь в сборниках Стихиры.
Брюзжу, что в книге много опечаток. Надо было хуже учиться...
Лариса Бочарова, поэт, автор и исполнитель песен
Дорогие друзья! Авторы нашего Литературного клуба!
Заметки выпускающего редактора наших коллективных сборников Ольги Которовой в очередной раз подняли тему грамотности, ответственности за свои тексты и роли редактуры и корректуры при издании литературных произведений.
Поэтому поделюсь своими мыслями и в конце статьи познакомлю вас с новыми правилами издательской политики МСП (КМ) на 2022 год.
Тема острая, для кого-то весьма болезненная, но возвращаться к ней необходимо. Особенно когда мы говорим о публикации в коллективных сборниках.
За свои книги автору придётся краснеть перед читателями самому, если он не потрудился над ними как следует или не прибег к помощи редактора и корректора. Часто это делается в целях экономии, ещё чаще – из-за уверенности в своём безусловном таланте. Я, мол, пишу душой и сердцем, и не важно, что не владею орфографией и пунктуацией, это всё вторично, первичен гений! А потом удивляется человек: «Почему мои книги не продаются?», списывая отсутствие читателей и продаж на происки интернет-магазинов. Но вот что-то я не припомню, чтобы в книгах талантливых самоучек, таких, как В. Высоцкий, М. Твен или закончивший 7 классов И. Бродский, не на месте стояли запятые или ЖИ-ШИ писалось через Ы.
Но, повторюсь, за своё личное творение автор отвечает сам. А вот публикация в сборнике вместе с другими собратьями по перу требует особой, повышенной ответственности. Открывает читатель такой сборник, а там на первых страницах «текёт», «вообщем», «моё день рождение» или «придти».
Как вы думаете, доберётся он до вашего замечательного, талантливого и грамотно написанного текста, опубликованного в конце сборника? Сомневаюсь. Скорее всего, поставит такую книжку на самую дальнюю полку, а может и в помойку отправит. И ваши рассказы о литературном творчестве будет воспринимать со скрытой, а то и с явной ухмылкой: «Читали, мол, знаем!»
Или вот такой стишок:
«И стало пошлым, всё то,
Что раньше было между нами,
И балом правит уже зло,
Всё доброе вгоняя в память.»
(реальная цитата из 34 тома «Поэт года 2012» с сохранением авторской орфографии и пунктуации).
А ведь в каком-то из томов того же года были стихи Игоря Царева, ставшего лауреатом первой премии. Возможно, эти:
«Когда в елабужской глуши,
В ее безмолвии обидном,
На тонком пульсе нитевидном
Повисла пуговка души,
Лишь сучий вой по пустырям
Перемежался плачем птичьим…
А мир кичился безразличьем
И был воинственно упрям…»
Досадное соседство, не так ли?
Или вот свеженькое, из «Поэта года 2020»:
«Мы все умрём, кто раньше, кто попозже.
И, что с того? Ну, правда, что с того?
Ведь избежать, пожалуй, это можно:
Ненужно жить – вот только и всего!»
Автор, кстати, есть у нас на сайте и, возможно, узнает себя. Без обид, даже опустив убогость рифм, вспомнить о правописании «не» с наречиями стоило ДО публикации.
Ответьте честно: вы хотели бы видеть свои стихи рядом с этими и показывать такой сборник друзьям и знакомым? Мне было бы стыдно, и за себя, и за автора вышеприведённых строк.
Очевидно, что издательство РСП не утруждает себя даже минимальным первичным редакторским отбором, несмотря на нешуточные расценки за публикацию. Именно поэтому, получив в 2017 году опыт издания в альманахе «Поэт года», я больше на их номинации и предложения напечататься не откликаюсь. Про раздаваемые РСП медали стоимостью 10000 и 20000 рублей разговор особый и к нашей теме имеющий лишь косвенное отношение. Но политика всеядности и номинирования на так называемые премии всех авторов подряд сыграла плохую шутку, приучив многих к безответственному отношению к написанному.
Сейчас редакционная коллегия МСП (КМ) начинает рассматривать заявки на V юбилейный конкурс «Славянское слово 2022».
Приведу строку из одной конкурсной работы: «Прикосновение к творчеству Валентина Распутина у меня ассоциируется с благодарной памятью, как спасителю озера Байкал, экологической среды Приангарья, благодатной среды проживания всему населению Забайкалья». Вы что-то поняли? Я, запутавшись в согласованиях членов предложения, с трудом. И заметьте, это второй, отредактированный автором по рекомендации Оргкомитета, вариант. Далее следуют такие конструкции, как «в сюжете произведения», «плодами его настойчивых трудов стали такие замечательные произведения» и т.д. До дедлайна конкурса ещё почти два месяца, к чему такая спешка? Почему бы не сесть и спокойно, вдумчиво не поработать с текстом, сделав его более читабельным, более художественным, отказаться от стиля советских передовиц и цитат СМИ, показав нам многогранность личности писателя Распутина и красоту Байкала, который он защищал? Но автор, увы, торопится в ущерб своему произведению…
Вернёмся к сборникам. Для всех ЛИТО, писательских союзов и других литературных объединений коллективный сборник, ежегодный или ежеквартальный альманах – одно из важнейших изданий. Без приукрас, это лицо творческого союза.
За последние 2 года мы в МСП (КМ) и ЛитКлубе «Писатели за Добро» стали подходить к таким изданиям строже, с большей ответственностью. Наши постоянные авторы могли сами убедиться, как выросли не только качество печати сборников, но и уровень отобранных произведений.
«Пёстрая книга лета», «Путешествие в Дедоморозово», «Зимние праздники пахнут корицей», «Автор года 2021», «Тропа к духовным родникам», альманахи конкурсной серии «Славянское слово 2021» — достойная визитная карточка нашего Союза.
Всё это стало возможным благодаря кропотливой работе наших редакторов и корректоров, их связи с авторами, сотням писем с правками и доработками текстов. Серьёзнее к своим материалам стали относиться и сами участники сборников. Уверена, что и возникающие вокруг спорных моментов дискуссии приносят взаимную пользу. Но, в любом случае, это работа – требующая сил и времени. Не случайно так долго готовится, вычитывается и редактируется наш Сборник сказок для детей и взрослых. Нельзя юным читателям предложить абы что, да ещё с ошибками, ведь так можно и любовь к чтению отбить. Я в эти праздники со спокойной душой подарила семьям с малышами сборник новогодних стихов для детей «Путешествие в Дедоморозово», потому что уверена в его содержании. И уже получила благодарные отзывы молодых родителей. Увы, часто приходится сталкиваться с тем, что детские книжки печатаются с большим количеством ошибок, да и уровень текстов весьма невысок.
Какие выводы мы сделали из опыта наших коллективных изданий и как будет далее выстраиваться издательская политика МСП (КМ):
- 1.Строже подходить к отбору произведений, исходя из тематики сборников и их возможной аудитории.
- 2.Повысить уровень требований к конкурсным текстам и применять их ещё на этапе модерации. Конкурсные работы, содержащие грамматические ошибки, опечатки, явные стилистические сбои будут допущены к публикации на ограниченное время, с предоставлением автору возможность исправить и отредактировать текст. Модераторы у нас опытные, на их мнение можно положиться.
- 3.Сделать обязательным условием отбора в коллективные сборники выкуп каждым участником минимум одного экземпляра. Это, с одной стороны, повысит ответственность и заинтересованность авторов, с другой, позволит поощрять редакционную команду за проделанную работу.
- 4.Авторам, имеющим объективные сложности в самостоятельной корректуре текстов, предложить возмездные услуги на этапе отбора в коллективные издания.
- 5.В ежегодном альманахе «Автор года» публиковать на безвозмездной основе только тех членов МСП (КМ), кто погасил задолженности по оплате членских взносов за 2020-2021 г.г. Бесплатно публикуются только 2 страницы.
И в заключении напомню, что МСП (КМ) и ЛитКлуб «Писатели за Добро» предлагают всем авторам воспользоваться услугами нашей издательской программы.
В пакет услуг по изданию книги входят:
— помощь в подготовке материала книги, его компоновке, написанию аннотации,
— редакторская и корректорская правки,
— подбор и обработка иллюстраций,
— оригинальный дизайн обложки,
— вводная рецензия от профессиональных литераторов и критиков,
— вёрстка макета,
— присвоение кодов ISBN и других необходимых реквизитов,
— печать тиража по заявке автора или размещение книги на издательском сервисе для печати по запросу и реализации через интернет-магазины,
— реклама книги на сайте, наших страницах в соцсетях, среди партнеров МСП(КМ), в книготорговых организациях и в библиотеках, организация презентаций.
Для каждого издания и объёма услуг составляется индивидуальный расчёт, который согласуется с автором.
Также с этого года мы предложим заинтересованным прозаикам, работающим над книгой, новую уникальную услугу – кураторство опытного профессионального писателя. Подробнее об этом мы расскажем в ближайшее время. Следите за анонсами!
Будем рады услышать ваше мнение и предложения по улучшению нашей издательской программы.
Если же автор талантлив и пишет хорошо, интересно, то у него есть шансы и грант получить на выпуск книги в издательстве, и продавать свои книги с прибылью. Знаю, среди участников нашего ЛитКлуба есть немало тех, кто успешно сотрудничает таким образом с издательствами «Волга-Перископ», «Союз писателей», «Астрель» и др.
В прошлом году в конкурсном альманахе «Славянское слово» мы бесплатно опубликовали Ирину Горбаченко — поэтессу с инвалидностью, которая вошла в число финалистов, и ещё одну участницу, учтя её непростые обстоятельства, связанные с болезнью ребёнка. Они и альманахи со своими произведениями получили за счёт МСП.
Избранным…
… кто поцелован Аполлоном.
Обласкан Музами… Увы
А я бедна тут лексиконом.
Как юный дар — на полглавы.
Хоть юный, так. Года уж давят.
Талант мой дремлет на печи.
Как старый кот… И не заставят
Его подняться… Хоть кричи!
Он с Музой там. Как со сметаной.
Им хорошо… А как же я?
Средь лучших снова быть незваной —
Удел мой скудный бытия?..
Тоска… Но тихо кот слезает.
Неспешно трется возле ног.
Мурлычет, Музу подзывая…
Рождая к творчеству пролог…
И я творю! Как поэтесса!
Лечу орлицей! Вольный дух!..
Поел и спать! И всё… Завеса…
Ему стихи читаю. Вслух…
А истый Дар — твой друг навеки!
И даже больше — часть тебя!
Иной расклад тут дан калеке.
Что буквы знает… Но слепа…
Все участники, конечно, рады оказаться на его страницах. И Ежедневник получился действительно полезный и вдохновляющий. Объем работы, проведенный Еленой, ошеломляющий. И тираж она напечатала за свой счёт, без предоплаты со стороны авторов, и рассылку осуществляет собственными силами, не взирая на праздники и болезни. Но, увы, вместе с благодарностями получает и обратное: кто-то недоволен сроками доставки, кто-то получил свой экземпляр, но «забыл» оплатить и «ушёл с радаров», кто-то забыл заказать вовремя, а получить его так хочется! И забывается, что в таких коллективных творческих и некоммерческих проектах необходимо полное взаимопонимание и поддержка. А не пинки тому, кто старается для всеобщего блага, способные загубить инициативу на корню.
Этот случай — ещё один аргумент в пользу предварительной оплаты сборников.
А если вы хотите подарить сборник, в котором участвуете, то должны быть уверены, что и произведения других авторов хороши и понравятся вашим читателям. Или, как минимум, не заставят вас краснеть за их ошибки.
Я безмерно благодарна модераторам и редакторам за терпение, тактичность и доброжелательность к нам, авторам.
Конечно, нужно быть строже к себе, не перекладывать на плечи других работу над своими текстами.
Но не будем забывать, что книга — источник не только удовольствия, но и знаний. Особенно для детей и подростков, у которых на подсознательном уровне запоминается при чтении правописание слов и предложений. Многие детки сами учатся читать по книгам. Вряд ли вы захотите, чтобы ваш малыш делал это по малограмотным текстам.
Я сейчас в своем первом сборничке стихов вижу столько опечаток, технических ошибок, что мне стыдно ужасно. А всё потому, что понадеялась на издателя, не вычитала сама тщательно, не перепроверила макет.
…
«Также с этого года мы предложим заинтересованным прозаикам, работающим над книгой, новую уникальную услугу – кураторство опытного профессионального писателя. Подробнее об этом мы расскажем в ближайшее время». А вот это ооочень интересная и потенциальная идея!!! Буду следить за анонсами!
Но мы не отказываемся и от варианта подготовки и размещения каких-то сборников на издательских сервисах без предоплаты, по принципу — печать по желанию. При условии, что кто-то из участников возьмётся за подготовку и вёрстку таких книг.
Вот я один из таковых. Но мне не денег жалко. Даже если бы мне предложили взять себе сборники с моими вещами бесплатно, я бы вежливо отказался. Потому что не вижу абсолютно никакого смысла (ни одного для себя плюса) в подобной публикации. А подавал свои вещи в сборники, думая; ну, значит это для кого-то (скажем, Клубу) нужно.
Но я полностью поддерживал и поддерживаю переход издания сборников на платную основу. Более того, я пошел бы дальше, типа из авторов организуется что-то вроде кооператива, то есть сначала собираются деньги, а потом уже эти деньга (гласно, понятное дело) распределяются на корректуру, редактирование, а что идет на печать тиража. Ну и потом (это уже мое личное мнение) я бы все-таки обратился к профессиональным редакторам и корректорам. Пусть будет дороже, но за то профессионально. Профессионально написанные стихи (я понял так, что в сборники будут допускаться только стихи парофессионального уровня, а графоманам будет поставлен заслон) – нуждаются в профессиональном оформлении. В этом есть еще один на мой взгляд наиважнейший момент: таким образом будут освобождены те, кто взвалил на себя непосильную по мне ношу корректора и редактора (низкий поклон до земли от меня им за это). Но все-таки пусть они ПИШУТ СТИХИ. Ну, негоже сапожнику печь пироги…
Мы сейчас говорим о наших клубных сборниках, так как финансирование конкурсных и других специальных изданий МСП осуществляет на иной основе, с использованием своих средств и средств Грантового комитета. Поэтому принцип простого предзаказа как отработанный механизм вполне удобен и авторам, и тем, кто готовит книги к изданию.
Профессиональные редакторы, которые есть среди участников нашего Клуба, пока не стремятся оказывать помощь, да и понятно, объём работы большой, а делать её бесплатно никто не хочет. Елена Гостева, которая занимается корректурой всех последних изданий, имеет профильное образование и большой опыт, и я не вижу оснований оказывать недоверие ни ей, ни Ольге Которовой, ни их помощникам. Но желающие редактировать свои тексты у других профи всегда могут сделать это самостоятельно.
В сборники же, Георгий, по-прежнему будут допускаться произведения, прошедшие конкурсный отбор, просто требования станут чуть выше. Что, надеюсь, будет стимулировать авторов к написанию замечательных текстов и способствовать росту их мастерства. Примеры этого я вижу, к огромной радости, среди наших постоянных пользователей.
Не буду рассказывать про процесс корректуры и редактуры. Многие авторы, с которыми работала, хорошо знают, сколько раз мы списываемся, вылизывая, оттачивая тексты.
Исправить ошибки и подправить сюжетную линию произведения — это только начало. Дальше — вёрстка. Расскажу, как это делается на Ридеро. Там можно купить про-аккаунт, который предоставляет больше технических возможностей. Стоит он, по-моему 1200 рублей в месяц.
Как думаете, друзья, способен ли наш МСП приобрести дополнительные инструменты для вёрстки? Нет, конечно! У нас взносы-то платятся с горем пополам, а у сайта довольно много необходимых трат, хоть бы это оплатить. Поэтому для вёрстки книг мы довольствуемся минимальным набором средств.
Каждый текст, особенно стихотворный, требует внимательного отношения, чтобы красиво смотрелся в книжке, чтобы на последней странице произведения не оказалось полторы строчки или одинокое четверостишие.
Загружаю в книгу тексты, потом начинаются многодневные загрузки-перезагрузки-перетасовки и предпросмотры. Предпросмотрр — это страшная вещь, скажу я вам. Например, в книгу загружены стихи автора. Как правило, они загружаются сплошным блоком названия и строф, без разделения на четверостишия, шестистишия, двустишия и так далее. Сначала выделяю правой мышкой заголовок, оформляю его шрифтом для заголовков. Дадее делю строфы пробелами, сверяясь с оригиналом, как задумано у автора.
Теперь нажимаю на кнопку «Предпросмотр». Минуты две-три загружается эта опция. Жду. Могу в это время спокойно заниматься своими делами: например, погладить один пододеяльник. Поглядываю на монитор, наконец-то загрузилось. Вижу виртуальную будущую книгу, а там стихотворение расположилось не так, как хотелось бы. Например, один из катренов разделился на две странички. Ага. Загружаю функццию редактирования и увеличиваю количество пробелов между катренами, чтобы все четыре строки ушли на следующую страницу. Надо нажать на сохранение, заново перезагрузить, иначе правка не сохраниться. Опять маюсь в ожидании или иду утюжить простыню.
Опаньки! На предыдущей странице какого-то чёрта осталась одна строчка от четверостишия! Ну что же, повторяю всю процедуру. Когда стихотворение расположилось красивенько, приступаю к следующему. Иногда меняю стихи местами, стремясь к наиболее компактному и удобочитаемому варианту.
Прозаические тексты попроще, если без иллюстраций. Но тоже бывают свои сложности. Допустим, на последней странице остаётся две-три строчки текста, а то и два слова. Что делать? Там свои приёмчики. Если возможно, увеличиваю количество абзацев, чтобы размазать текст по страницам. Или, наоборот, уменьшаю, чтобы сжать объём. Бывает, вышеописанным нудным способом укорачиваю количество строк в конце каждой страницы, чтобы текст сдвинулся на последнюю. И это опять с бесконечными перезагрузками и предпросмотрами.
Кто-нибудь дочитал мой комментарий до конца? Уверяю вас, читать не так муторно, как воспроизводить описанные действия в реальности. Кто не верит, зарегистрируйтесь на любом самиздатовском сайте и попробуйте сделать там книжку.
Если бы шесть членов МСП своевременно внесли взносы, то как раз хватило бы на годовую оплату аккаунта. А членский взнос за год — это стоимость 1 чашки кофе в кофейне раз в месяц. Всего-то…
Буквально сегодня попалось на интернет-просторах и как в тему картинка))) Я — сноп!)))
Скажите, пожалуйста сколько экземпляров своих книг Вам удалось прождать за все это время. Не раздарить, а именно — продать? Если, конечно, это для Вас не коммерческая тайна.
И второй вопрос (тоже серьезный) по каким признакам Вы отличаете графоманов от не графоманов?
Начну со второго вопроса))) Только прошу учесть, что я не спец, просто личные наблюдения. Я бы к графоманам отнесла тех, кто пишет много стихов, но вот удачных среди них — ноль. А также ноль желания работать над огранкой своих стихов. Причём в корявую стихотворную форму он пытается облечь всё, что приходит в голову… Плюс к этому — неадекватная реакция на аргументированную(!!!) критику, непомерное тщеславие и опять же неадекватная реакция на чужие успехи… Как-то так… Да что уж… бывали и у меня приступы графоманства))) К счастью, недолгие и давно)))
А по первому вопросу… Тираж первой («Воздух поэзии») и второй («Искры вдохновения») книги — по 500 (я бы хотела меньший тираж (штук по 250), но муж уговорил — «Давай напечатаем побольше — чтоб было и пока деньги есть»))) Вторую книгу я дарю))) Как-то повода не нашлось для продажи (её выход совпал с локдауном и как-то не хотелось заниматься каким-то «продвижением товара» ) А вот первую «Воздух поэзии» я продавала… нууу… примерно 120 штук продала — высылала по почте иногородним, с москвичами пересекалась лично или после каких-то творческих мероприятий… Конечно, и раздаривала тоже… как-то так…
Ну, а болгарские переводы и тиражом поменьше и несколько специфическое, на любителя таких вещей… Её я тоже — раздаю… Я, плохой саморекламщик, конечно)))
В любом случае, так или иначе, с прибылью или без, книги разойдутся))) Ну, или не разойдутся)) Я в любом случае рада, что хоть что-то да издала из своего пока была такая возможность)
Мне кажется, и дарение своих книг — хороший рекламный ход. И самому автору это выгодно, он избавлен от необходимости покупать какие-то ненужные сувениры. И друзьям приятно получить томик с автографом на память (особенно если он качественно издан). Естественно, я дарю свои книги тем людям, которые любят читать в принципе и проявляют интерес к моему творчеству. И, если книжки им понравятся, они расскажут о них своим знакомым — так приходят новые читатели.
А сидеть, писать в стол и ахать, что сейчас никто не читает стихов, и потому незачем печататься — тупиковый путь. Возможно даже — самообман.
Я полагаю, это камешек в мой огород. Во-первых, я не ахаю, и никогда в своей жизни не ахал. А всегда старался смотреть правде в глаза. И принимать действительность таковой, какой она есть. А нынешняя действительность такова — ЧИТАТЕЛЯ НЕТ. И соответственно нет ПОКУПАТЕЛЯ. Коммерческое продвижение собственных книжек – натыкается на такое вроде бы очевидное (универсальное) для коммерции понятие – РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. Так вот, всем вам, сторонникам коммерческого продвижения своих книжек вопрос: а РЕНТАБЕЛЬНО ли вам этим заниматься? При том я имею ввиду рентабельность ни только материальную (она по определению убыточная), но и духовную, и энергетическую. Если рентабельно, то – флаг в руки. Кому какая разница, если вы вместо, скажем, пяти стихотворений, которые писали раньше в месяц (неделю), напишите одно, или вообще ни одного не напишете. Зато потратите всю свою творческую энергию, на то, чтобы продать хотя бы один экземпляр книги, которую уже выпустили?
Теперь насчет самообмана… Я всю жизнь занимаюсь поиском Смысла (смыслов). И приняв за данность, что Читателя нет (подчеркну, у меня лично нет), а, следовательно, у меня нет никакой надобности писать для него, и уж тем более – от него зависеть. Я последние пару лет провел в поиске, скажу так, ЗАМЕНИТЕЛЯ читателя в цепочке: писатель-читатель. И нашел. Писать нужно исключительно для самого себя (кто-то это называет – писать в стол). Но в качестве психологической процедуры (психогигиены), в качестве гармонизации своего внутреннего Я. То есть, я придал своему творчеству сугубо прикладное значение, вроде обязательной чистки зубов по утрам. В качестве этой процедуры я уже выиграл: каждое утро для меня начинается с процедуры умывания собственной души. Но растерял ли я от такого подхода свое писательское мастерство? А давайте проверим. Вот я набираюсь дерзости и вызываю на творческое соревнование всех, кто пишет для Читателя. Отбирайте на одну чашу весов все свои самые лучшие (удачные) произведения, а я на чашу весов положу свои, которые писал в качестве психогигиены и, соответственно, исключительно для самого себя.
Полагаю, что это будет конкретный разговор о двух принципиально разных подходах к писательству (сочинительству).
К тому же на продажу или распространение другим способом своих книг тратится не творческая, а несколько иная энергия. Которая, бесспорно, тоже энергия созидания.
Но Вы почему-то проигнорировали мое конкретное предложение вынести оба эти подхода на всеобщий суд. И дать членам Клуба самим выбрать какой вид творчества им предпочтительнее… Писать для Читателя, или писать для себя, но в качестве психогигиены…
И тех, кто пишет для себя, моя статья никак не касается — она обращена к тем авторам, которые хотят публиковаться в наших коллективных сборниках, выпускаемых под знаком МСП им.св.св. Кирилла и Мефодия.
Согласна с Вами, что писать надо прежде всего для себя. То есть о своём, о том, что лично меня волнует, о тех, кто живёт рядом. Однако, это писательство «для себя» должно найти отклик в других душах. Чем шире, глубже и выше душа-душенька пишущего человека, тем больше вероятность, что творчество хоть краешком да заденет сердце конкретного случайного человека.
Если никого не задевает, значит душа не так уж объёмна. Или существует в параллельной вселенной. И хорошо, если в той вселенной есть единомышленники, хотя бы несколько штук. Коли их нет, этих единомышленников, значит, писатель вообще заблудился, не там смыслы ищет. Или не те смыслы.
Писательство для себя (оно же писательство для психогигиены) — самодостаточно по определению. Это только писательство для читателя без читателя не самодостаточно. И когда вместо реального читателя, воспринимается читатель воображаемый — несуществующий на самом деле) — это как раз беда. Это как раз и есть жизнь в параллельной вселенной.
Вернусь к писательству для самого себя. Человек — существо любопытное. и не исключено, что кто-то и захочет любопытства ради посмотреть, а как вообще пишет человек, который пишет исключительно для самого себя. и что у него такого диковинного, совершенно не похожего на то, что пишется для читателя. И прочитает. Его как считать читателем или нет? Я же ведь не писал для него, а тем боле чтобы ему угодить. А если он захочет еще что-нибудь прочесть моего — то я как человек добрый — не откажу...:)
Но если вообще никто не захочет читать моё сочинительство — тоже не очень-то и хотелось: главное дело сочинительство уже сделало: душу мою гармонизировало.
А чтобы не быть голословным, вот один из моих смыслов: он «выпала в осадок» после моего очередного акта психогигиены.
Вчера
Я перевел стрелки часов на сутки назад, чтобы жить днем вчерашнем, а не сегодняшним. Я на целые сутки стал отставать от времени, но зато проживал каждый вчерашний день так, будто у меня никогда не было и в принципе не могло быть дня сегодняшнего. Я научился ценить каждую минуту вчера. Да, что там? – каждая секунда вчера стала для меня на вес золота. Я отлил из этого золота стулья, на которых сидел, и стол, за которым обедал. Более того, с удовольствием и даже с упоением исправлял по многу раз допущенные мною ошибки. Благо вчера позволяло делать это. Я познал всю неописуемую сладость безошибочной жизни. Всяческие соблазны (а по сути, суета сует) дня сегодняшнего на меня перестали действовать – сытый голодного не разумеет: и ведь действительно, лучше быть здоровым, чем больным; праведником, чем грешником. И тогда я вообще разбил свои часы о стенку дня сегодняшнего, чтобы на веки вечные остаться жить во вчера.
Но Смысл то в этой моей парадоксалинке Вы углядели. Значит есть таки у меня и Смысл…
Вот у вас уже двое читателей. Советую в ВК выкладывать. Заведите сообщество. Отбою не будет.
Ну, а публиковаться в бумажных сборниках коллективных или авторских и что потом с этими сборниками делать — личный выбор и решение. Вот вам это не интересно, а кому-то — то, что надо. Причины у всех свои.
Как знать, может быть моему гипотетическому читателю и будет приятно. что я перед ним не заискиваю, не пытаюсь ему угодить, заглядывая ему в рот, и хуже того, пытаюсь впихнуть какой-либо тухлый продукт. А наоборот, держу себя с ним на равных и безусловно уважительно… Оставляя за ним полное право читать или не читать мои тексты…
А я отдаю себе отчёт, что разместив что угодно на любом ресурсе я вынужу… вынудю… в общем, кто-то будет вынужден как-то отреагировать (лишу воли))) Другое дело — сохранить внимание читателя… тут уж всё будет зависить, как от моих способностей, так и от моего желания продолжать что-то где-то размещать/публиковать… и от того, есть ли у меня интеренет)))) Но это — уже совсем другая история…
Но самая точная аналогия (она хоть и на первый взгляд грубоватая и неэстетичная, но точная) -такая: у нас около дома — мусорка (цивилизованная, чистая), около неё тусуются бездомные животные: собаки. кошки. Так вот я иногда подкармливаю их, специально выкладываю на пол оставшуюся у нас еду: кусочки мяса, колбасы. Более того и жители тоже оставляют там в сторонке некоторые ставшие ненужные им вещи. Мы между собой называем мусорку — стихийным универмагом. К примеру я в нашем «универмаге» обзавелся целым шкафом для своей дачной избушки и походным раскладным столом.
Так вот, я отношусь к сетевому ресурсу, как к такой мусорке-«универмагу». Вещи, которые вышли у меня из употребления (сделали свое дело), я иногда выношу в «универмаг» — авось кому-нибудь и пригодятся. Точно так в нашем «универмаге» я нашел и Ваши стихи, некоторые прочитал с удовольствием.
Размещая на общей кхм… мусорке — вы «расставляете сети для читателя» — хотите вы того или нет). Это не я так полагаю, это интернет так устроен.
Но вот что интересно, Вы что и близко не можете допустить, что у меня при этом нет ни малейшего желания «расставлять сети на читателя»?
Ну вот если продолжить аналогию. Я подкармливаю (делюсь своим ужином) с бездомными кошками и собаками, но у меня нет никакой возможности взять их к себе, то есть вернуть их в дом. И какие здесь «сети»? Точно так и с читателями. Я действительно не знаю, что мне с ними делать. И зачем они мне. Меня вполне устраивает положение, когда они сами по себе. а я сам по себе. Ну вот я выношу на «мусорку» свои вещи, и по собственному пониманию — делаю благое дело — делюсь вещами вышедшими из моего употребления. И мне это приятно делать. как и подкармливать бездомных животных. Но на этом моя приятность кончается.
Но тогда давайте попробуем зайти с другой стороны. Вот Вы, надо полагать, пишете для Читателя. И что это лично Вам дает? Я имею ввиду ни только материальное вознаграждение, но и всякое иное, в том числе эмоциональное, духовное. И самое главное — ЗАЧЕМ ОН ВАМ?
Я всё могу допустить, а интернет — нет
И как Вам аналогия с мусоркой-то понравилась, однако))) Не, ну нет бы сравнить с витриной магазина, например — вроде за стеклом выложено, но покупать не обязательно… Не… ну кто чем своё творчество считает, тот его туда и несёт… понимаю)) Ну, а Вам, вероятно, некуда девать излишки мусора…
Да, для читателя, так как я (в здравом уме и твёрдой памяти))) совершенно полностью осознаю, что делаю, когда выкладываю что-либо в интернете в открытый доступ.
Что даёт — приятно, что читают и, если площадка предполагает отклик, то и приятно, что откликаются (все мы в разной степени хотим внимания))). Самое крутое, если подскажут где я накосячила — опечатки, препинашки, чисто редакторские замечания — вот это реально мне прямо в тему, так как «авторскую слепоту» никто не отменял и для меня такие замечания — повод к более внимательному отношению к тому, что пишу. А получается, что ответ на вопрос «зачем?» — творческая реализация, возможность взглянуть на свои произведения со стороны и, если будет критика, то подчерпнуть для себя что-то, что поможет в дальнейшем не дупускать явных ляпов и ошибок.
Если вернуться к теме статьи, то Стихира прошлых лет мне вполне была «по размеру» — и себя показывала и других читала, и критику училась воспринимать адекватно, и редактировать начала саму себя осознано. И именно тогда поняла, что любое размещение в интернете оставляет след в инфопространстве, причём даже если удалить)))
Но лично мне это не нужно. Ну хотя бы потому что это я уже все пережил и в гораздо более интересном и живом формате. Когда профессионально занимался художественным фото (я – член союза фотохудожников РФ). Писательские тусовки (по моему мнению) не идут ни в какое сравнению с тусовками фотохудожников. Ну, это как сравнивать любителей с профессионалами. Во-вторых, мне не нужно учиться. Потому как то, что сейчас в нынешней писательской среде изучается сикось-накось, я изучил полвека назад. Далеко ходить не буду: статью Горького о «вшах» и «ужах» прочитал еще до поступления на филологический факультет, в 1969 году взял эту книгу в воинской библиотеке, в которой было и множество других писательских рекомендация молодым авторам. Поэтическую техническую школу с ямбами, хореями и еще бог его знает с чем – досконально штудировал на практике и в теории, учась в университете. А учился писать у классиков: рассматривал чуть ли ни под микроскопом, как слагают фразы Лев Толстой, Бунин, Чехов, Тургенев. С превеликим удовольствием всматривался, как работают с содержанием и формой Поль Элюар, Джем Джойс, Пруст. А также пристально вглядывался и в живописные изображения, восхищаясь виртуозной работой с цветом импрессионистов и постимпрессионистов.
Все это: и знания, и жизненный опыт органично вошли в моё подсознания. И сейчас я с удовольствием все это из себя выуживаю. Литературный метод, которым пользуюсь – есть нечто среднее между сюрреализмом и автоматическим письмом. Так что всё, что делаю – в традиции (которую обожаю) русской словесности.
…
Поделюсь еще в близкую тему исковерканными названиями книг. Как только школьники ни обзывают несчастные программные книги!.. И, увы, не одни только школьники:
interesno.cc/article/9253/30-knig-v-nazvanijah-kotoryh-delajut-smeshnye-do-slez-oshibki
…
Среди новых имен нашлось и «подходящее» название для нашего лит. клуба — «Трое в лодке, нищета и собаки» . Это я шучу, разумеется, продолжая мысль Георгия Костина — «Но самая точная аналогия (...) — такая: у нас около дома — мусорка (цивилизованная, чистая), около неё тусуются бездомные животные: собаки. кошки. Так вот я иногда подкармливаю их, специально выкладываю на пол оставшуюся у нас еду: кусочки мяса, колбасы. Более того и жители тоже оставляют там в сторонке некоторые ставшие ненужные им вещи. Мы между собой называем мусорку — стихийным универмагом. (...) Так вот, я отношусь к сетевому ресурсу, как к такой мусорке-«универмагу»».
Аналогия, конечно, смелая . И я бы даже сказала — неожиданная. Остается только порадоваться тому, что свалка чистая и цивилизованная.
P.S. Хотя к обсуждаемой теме напрямую этот пассаж и не относится, просто невозможно было не откликнуться на такой бурный полет фантазии одного из авторов нашего «стихийного универмага»… ))).
А тут прямо у нас «Беспредельщица» какая-то, Вы правы))))
Всяк подметённый угол — не дворец.
Мысль, примеряема по шкуре,
Таит всем истинам конец.
Не всё подвластно редактуре.
Всяк подметённый угол — не дворец.
Мысль, примиряема цензуре,
Таит всем истинам конец.
Над текстами надо работать — согласна полностью. Ошибки, которые привели Вы для примера, допустимы — а порой и необходимы — только для передачи характера героя или характеристики среды: как художественный приём. Но Вы, конечно, говорили не об этом )
Также написала Вам ЛС…
Однако хочу немного спустить всех с небес на землю — по поводу «требовательного» читателя. Увы, увы… Как создатель и админ нескольких далеких от литературы групп в Фейсбуке, я изучила вкусы современных граждан. К сожалению, цитируют и пОстят стишки уровня ниже плинтуса, где не только Поэзией, но и вообще литературой не пахнет. Грамматически ошибки — там самое беззлобное зло. Люди лайкают и перепечатывают стишки примитивные, дурно срифмованные, написанные «в лоб», безыскусно и при этом вычурно. А их авторы собирают вокруг себя миллионы фолловеров.
В Ютубе такие стишки по ключевому запросу «стихи» находятся на первых позициях.
Настоящая Поэзия в стороне. «Моя поэзия здесь больше не нужна» © — такие строки Есенина как нельзя лучше характеризуют нынешнюю ситуацию.
Вот что происходит, увы…
С описанным вами явлением сетевой низкопробной «поэзии» хорошо знакома. Увы, это отражение уровня современного общества потребления, такие стишки можно сравнить с самым дешёвым фастфудом, который отменно выполняет свою роль — при низкой цене набивает желудок и создаёт ощущение сытости.
Поэтому мы и говорим сейчас о качестве наших текстов, чтобы бороться с таким фастфудом, а не производить его.
Но: в описанной вами ситуации у нас есть чему поучиться у таких горе-поэтов. Вы пишете: авторы собирают вокруг себя миллионы фолловеров. А почему? Не только из-за всеядности и отсутствия вкуса. А благодаря своей активности: они не стесняются приглашать своих друзей и знакомых «полайкать» свои посты с опусами, участвуют во всевозможных акциях по взаимной подписке, марафонах и т.д. Т.е. пиарят себя. И потому они на поверхности.
Пару лет назад я активно публиковалась в Инстаграмм и участвовала там в различных поэтических конкурсах, практикумах и т.д. И, при весьма скромном (не дотягивающем до 1000) количестве подписчиков вошла в число 21 самых читаемых авторов по версии «Стихи и проза Инстаграма» за 2019 г. Как только моя активность там снизилась — уменьшилось число прочтений. Но зато остались самые верные читатели, которые ставят не мимоходом, а действительно читают написанное. И пусть их 60-70 человек, я знаю, что эти люди любят поэзию и в ней разбираются.
Вот сейчас написала и подумала: наверное, стоит всё же иногда быть активнее:)
Возможно, подобные дискуссии и обмен опытом надо повторить.
несколько слов в русле обсуждаемого.
Первое. По поводу сайта Стихи.ру.
До мая с.г. не было у меня там никаких публикаций.
Вышел в финал конкурса памяти И. Царёва, в конкурах «Поэзия-Ганновер» поучаствовал.
И там, и тут организаторы попросили свою страницу открыть.
Открыл. Да, барахла там многовато…
«А, тут вспомним незабвенного Велюрова,, кто не пьёт, нет, ты скажи?!»
Главное, чтобы вы сами до такого уровня не опускались.
А дурных стихов и вовсе читать не стоит, они плохо сказываются на пищеварительном процессе.
По поводу тамошнего конкурсного бизнеса РСП.
Для интереса я поучаствовал в двух альманахах, какие- то две медали медали мне теперь полагаются.
Я их, естественно, покупать и не собираюсь, их проблемы…
Особа императорских кровей на второй финал не приехала — короновирус, и фото на сцене ЦДЛ перенесли на весну…
Игры всё это, причём игры не мои.
Почитал ( с трудом немалым, надо сказать) несколько стихов призёров конкурса «Русь моя».
Одно манерно, с немалыми претензиями, а, в сущности, вздорно!
Другое — ой, как славно, как звонко, как тепло!!!
Как и везде — дело вкуса. В данном случае, вкуса большинства членов жюри.
Так было и так будет на всех, более или менее, раскрученных конкурсах.
Второе. Об альманахах. Моя точка зрения такова: если вас интересует публикация, как таковая, печатайтесь на здоровье
в таких альманахах без ограничений для своего литературного эго.
Если же вас волнует литературный уровень альманаха — «думайте сами. решайте сами...»
Третье. По поводу книг. Да, прозу надо продвигать, и на сайте немало дельных советов по этому поводу.
Поэтический же авторский сборник мало кому приносит что-то, кроме самоудовлетворения.
Разве что — на презенты друзьям и товарищам.Об этом не стоит забывать.
Четвёртое. Один слагает вполне сносные с виду тексты, у другого и строчка не ровна другой, и рифма не всегда хороша.
Но так бывает, и это — важное свойство поэзии, что первый текст на поверку пуст, как яркий, но пустой фантик, без конфеты внутри, а второй — стихи.
Это иногда труднообъяснимо…
Причём, такое случается порой с двумя текстами одного автора. Об этом стоит всегда помнить.
Пожалуй, всё что могу сказать.
Всем поздравления со всеми прошедшими праздниками.
Пишите, это нужно, в первую очередь, нам самим.
И.И.
Я молчу про глаза, которые не наёмные, не меняются — они свои, данные один раз при рождении и садятся от работы за ноутбуком быстрее, простите, моего смартфона. Кто за это будет платить? Иван Федорович Крузенштерн?
Считаю, что всё, что написано в посте — верно. А по поводу дорого: и там дорого, и тут дорого, и где-то ещё, где дешевле в 2 раза — тоже будет дорого. Для тех, кто в принципе не готов платить.
По остальным вопросам: каждый сам для себя решает где, когда и с кем. А, самое главное, за какие деньги. Про бесплатно промолчу — где оно это бесплатно?
Об уровне. Конечно нужен отбор. И ту работу, которую делают члены жюри при отборе, при судействе, при организации — может понять лишь тот, кто в этой, простите за бедность речи, кастрюле варился. Если вы не были в составе жюри и не прочитали за отведенное время весь пакет, извините, хлама, — наверное не поймёте сколько энергии на это уходит, куда сбегает ваше вдохновение от прочитанного и сколько дней потом нужно восстанавливаться, чтобы сесть и написать своё, живое.
Ещё раз спасибо за тот труд, который делаете.
Берегите себя.
Жюрить проще: там не настолько вживаешься в текст. Руководствуешься ощущениями обычного читателя: зацепило, не зацепило. Перечитываю, когда чувствуется особая энергия, а в основном нет нужды окунаться с головой.
А редактура требует внимательного подхода в замыслу автора, к сверхзадаче, которую он хочет донести (если она есть, конечно)))), надо почувствовать стиль, язык, настроение человека, который написал данный текст.
Зато я начинаю любить почти каждого автора, потому что за строчками, как правило, прячется замечательный человек! И это моя радость.
А когда читаешь настоящую поэзию, глубокую, образную, появляется страх: а смогу ли я написать что-то похожее?
Ужасно тормозит это свой писательский процесс.
И вторая «побочка» — так устаешь от количества текстов, что не хватает сил читать книги… Да ещё и начинаешь их читать как рецензент… выискивая ошибки…
Когда читаю настоящее, страха нет. Есть грусть-печаль, что я никогда так не сумею.
А вот про привычку рецензировать — это в точку. Злобный редактор вселился в мой мозг и продыху не даёт, гад.
Это все Ковид виноват. И такие мутации принимать может, сволочь!
Но хочется вернуться к вопросу ответственности за тексты. Вот сегодня у нас одна барышня возмущённо отказалась от публикации в Сказках и обвинила редактора в хамстве. Знаете, в чём хамство-то? В предложении самостоятельно исправить многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки (все на уровне 5 класса) и сократить повторы длинных словосочетаний, правильно оформить прямую речь, поменять дефисы на тире в нужных местах и т.д.
А остальным участникам сборника понравится, если рядом с их красивыми сказками будут «кто — ни будь» или «это ни чего»? Захотят они такую книжку дать почитать своим детям или друзьям? Думаю, нет.
Давайте будем внимательны и к своим произведениям, и друг к друг.
Но это единичный случай! В основном, все абсолютно адекватно относятся к редактуре, спокойно воспринимают все пометки. Тем более, мы с Леной Гостевой всегда готовы обсудить спорные вопросы. Спасибо всем за добрые слова, которые получаю после нашей совместной работы! Я делаюсь счастливей, когда достойный сюжет становится ещё и ладненьким по написанию, а от ваших «спасибов» я вообще летаю! Слава нашим авторам! Самым лучшим авторам в мире! (голосом Вицина))))))