А не поехать ли вам… в Выборг!

А не поехать ли вам… в Выборг!

Продолжение. Первая часть здесь:  

https://pisateli-za-dobro.com/articles/1943-a-ne-p...

2. Парк Монрепо – мой покой.

Скальный пейзажный парк XVIII-XIX веков расположен на землях бывшего частного поместья, владельцами которого на протяжении 150 лет были бароны фон Николаи, служившие России на поприще просвещения и дипломатии. Ландшафт острова Твердыш, на котором он находится, уникален. Скалы острова – это мощные выходы гранита на поверхность с живописным и необычным рельефом. Это и есть парк Монрепо, прославившийся как один из самых красивых парков Европы.

Отправившись туда пешком, сначала я перешла мост, вдоволь налюбовавшись визитной карточкой города – Выборгским замком. Это средневековая крепость в Выборге. Находится на небольшом островке размером примерно 170 на 122 метра в Финском заливе. 

Вид на остров и замок с моста.

Затем пересекла Петровскую площадь с памятником, что удивительно, не Петру, а Федору Апраксину, 

Памятник Федору Апраксину.

и по Петровской улице направилась в сторону Аннинских (Анненских) укреплений, называемых ранее Короно-Санкт-Анская крепость или Анненкрон (нем. Annenkrone–Корона Святой Анны) в честь императрицы Анны Иоанновны. Крепость, протянувшаяся от берега Выборгского залива до бухты Защитной, имеет форму короны с углами-бастионами и охватывает территорию общей длиной около километра. Помимо четырех зубчатых бастионов включает земляные валы и рвы, образующие три бастионных фронта.

Аннинские укрепления: восстановленный мост через ров к воротам в стене.

Эти укрепления сейчас используются для проведения различных культурных событий. Например, здесь проводится ежегодный рыцарский турнир. Масштабы работ по созданию этих укреплений поражают воображение – это несколько рядов широких и глубоких рвов, стены которых укреплены довольно солидными по размеру гранитными валунами. Проходы в валах представляют собой туннели, входы в которые обрамлены красивыми каменными арками. 

Еще полтора километра, часть из которых – в гору, и я у входа в парк Монрепо, название которого с французского «monrepos» переводится как «мой покой». 

Ворота в парк.

В 1760 году эта земля была отдана в потомственное пользование коменданту Выборгской крепости Петру Ступишину. К 1770 году он устроил здесь свою загородную дачу и начал первые работы по созданию парка, который он назвал Шарлоттенталь (Долина Шарлотты), в честь своей жены-немки. По указанию Ступишина была насыпана плодородная земля, проведена мелиорация заболоченных мест, построен деревянный усадебный ом, оранжерея, разбит фруктовый сад, высажены лиственные деревья.

А вход-то, оказывается, платный! 200 рублей, и разрешение на прогулку у меня в кармане. На входе меня немного покоробила табличка, которая извещала о многочисленных «низзя!». 

Правила посещения парка.

Но впоследствии оказалось, что эти запреты вполне оправданы. Оказывается, парк Монрепо – чрезвычайно, ну просто невообразимо популярное место у туристов. Все подъезды и подходы к парку, при полном отсутствии оборудованных автостоянок, просто забиты автобусами и автомобилями. Ну что тут скажешь – у людей выходной! Громадные туристические автобусы по очереди выдают из чрева лавины экскурсионных групп.

Протиснувшись между ними, наконец, вхожу под сень вековых елей. Да уж, елки тут примечательные, некоторые – в полтора обхвата. И название парка себя оправдывает. Каким-то непостижимым образом толпы туристов, обычно галдящие и бегающие туда-сюда за красивыми кадрами, умиротворенно замолкают и замирают, глядя на спокойные воды залива и монументальные деревья. Даже дети разговаривают спокойно, а то и вообще шепотом. Только белки беззаботно снуют между корнями деревьев, собирая семена, желуди и угощения от посетителей.

Величественные скалы, нависающие над тропинками многометровыми громадами, ужасают и восхищают одновременно. Где-то они расколоты напополам неизвестными силами природы, а где-то видна рука человека, выпилившая из цельной скалы геометрически правильные куски. Местами скалы, выходящие к воде, вертикально сколоты, словно кто-то обеспечивал неприступность острова, невозможность высадиться на него. 

И на камнях растут деревья...

В других местах, наоборот, образованы заросшие тростником отмели с узкими песчаными полосками-пляжиками, на которых очень удобно пришвартоваться небольшой лодке. Прогулочные зоны парка оборудованы настилами с перилами, лесенками и живописными мостиками через проливы, ручьи и особенно непроходимые места.

Мостик между скальными островками.

Настил на отвесной скале.

В расщелине одной из скал, словно в небольшой комнатке, установлен памятник Вяйнямёйнену. Это место названо «Ущелье святого Николая». Но при жизни владельца поместья запланированный памятник святому Николаю установлен не был. А новый владелец намерение поменял. Но и Вяйнямёйнену тут не посчастливилось. Впервые установленный в 1831 году гипсовый памятник в 1871 году кто-то разбил. В 1876 году установили другой вариант, и уже из цинка. Этот куда-то пропал во время Второй мировой войны. Заново воссозданный памятник установили только в 2007 году.

Памятник Вянемёйнену – карельскому рунопевцу.

Особое внимание посетителей парка привлекает источник целебной воды, называемый «Нарцисс». У местных жителей вода источника славилась как обладающая целительной силой – старинное предание наделяло ее способностью исцелять глазные болезни. Первым названием источника было «Сильмя» («silmä», фин. «глаз»). Именно поэтому, создавая Монрепо, владелец назвал родник «Источник Сильмии». Название «Нарцисс» появилось значительно позже по имени статуи, установленной в нише над источником. Ныне статуя утрачена. 

«Нарцисс»  источник радоновой воды.

Итак, легенда гласит:

«Жила когда-то в этих местах прекрасная нимфа Сильмия. Однажды увидел её пастух Ларс и полюбил. о Сильмия его любви не замечала. Обреченный на страдания, проливал Ларс горькие слезы, тоскуя от безответной любви. Никто не знал, в чем причина несчастий бедного пастуха. Только одному самому близкому другу доверил он свою тайну. Душевные страдания Ларса были так велики, столько слёз выплакал он, что его поразила слепота. И тогда товарищ разыскал Сильмию и рассказал ей об этом. Когда нимфа Сильмия узнала, что это она стала причиной всех бед Ларса, то обратилась к Солнцу с просьбой исцелить бедного пастуха. И в то же мгновение из скалы забил чудесный ключ, струящийся на восток (по древним финским поверьям, вода такого источника способна возвращать зрение). Ларс умылся целебной водой, и вновь белый свет предстал ему во всем своем разнообразии. Ларс стал искать Сильмию, чтобы поблагодарить ее за спасение. Но не нашел. И не мог найти. «О, Солнце, – произнесла Сильмия – пусть очи, полюбившие меня, снова увидят твой свет!». И в то же мгновение она превратилась в родник. Каждый день приходил Ларс к источнику со скромным подношением в благодарность за исцеление. И казалось Ларсу, что в его журчании он слышит голос Сильмии...»

Традиция сохранилась. И сейчас принято бросать монетки в небольшой гранитный бассейн, в который грустно глядит бронзовый лев. Считается, что только после этого источник обретает целебную силу, и тогда можно умыться его водой. Вода в источнике относится к группе холодных пресных мягких вод, слабоминерализованных. Эта хлоридно-сульфатная натриево-кальциевая вода. По уровню содержания радона–вода радоновая лечебная. Обогащение радоном связано с тем, что до выхода на поверхность вода проходит через трещины гранитных пород.

Гранитные острова.

Особой гордостью парка является плодовый топиарный сад. В саду Монрепо в виде различных форм представлена царица плодового сада этого региона–яблоня. Сорта для выращивания подбирались в соответствии с условиями обитания. В формовом саду нет мертвого сезона: зимой радуют глаз необычные формы, весной –богатое цветение, летом – листья, побеги и растущие плоды, поздним летом и осенью – сами плоды всевозможных цветов, форм и размеров. Конечно, формы, которые придаются яблоневым побегам, восхитительны – это и ползучие стволы, расположенные параллельно земле на расстоянии 20-30 см от поверхности, и вилки с параллельно расположенными вертикальными зубцами, арки, ромбы, пирамиды, спирали. Впечатляет. И вроде бы оправдание резонное – посадки не загущены, хорошо проветриваются, хорошо освещены. Но первая мысль при виде этих форм – что над бедными яблоньками знатно поиздевались.

Яблоневый топиарий.

Но больше всего в парке меня поразили деревья, растущие повсюду на абсолютно голых камнях. Причем это не чахлые кривые карлики, как можно подумать, а величественные громадные ровные и стройные ели, верхушками цепляющие облака, это толстые раскидистые столетние сосны с тяжелой кроной мощных ветвей. И кажется, что камни, оплетенные их корнями – просто досадное недоразумение в их жизни, на которое не стоит обращать внимание.

Симбиоз.

Вены-руки.

Тяжёлая ноша.

Стоя под кронами таких деревьев ощущаешь себя частичкой какого-то ушедшего мира, хранителем древних тайн, памяти предков. И такими нелепыми кажутся мельтешащие вокруг острова цветные параходики и катера с туристами, их громкая музыка, голоса аудиогидов… 

Катер обзорной экскурсии.

Хорошо, что дают хотя бы прикоснуться к этому древнему родовому миру. Но никогда не дадут проникнуться им, влиться в него, срастись с ним. И люди сами виноваты, что своими действиями, загаживающими любое свободное пространство, вынуждают вводить бесконечные культурные ограничения. И где бы ты ни был, перед глазами вечно пестрят таблички: нельзя, нельзя, нельзя, нельзя…

Парк Монрепо – «мой покой»

Под Выборгом старинным, у залива,

Природа поражает чистотой.

Там парк разбит старинный и красивый

С названием французским «мой покой».

Огромных лип раскидистые кроны

Дают густую благостную тень.

И всяк входящий умолкает скромно,

И волны душ стремятся к высоте.

Негромкий шёпот, как в библиотеке,

Доносит восхищения слова.

И кажутся уснувшими навеки

Замшелые стволы и острова.

Полощутся в заливе, как в купели,

Блаженство возведя на пьедестал.

И охраняют вековые ели

Спокойствие величественных скал.

Забылись все печали и невзгоды,

Померкнуло значенье суеты.

Когда вокруг деревья, камни, воды –

Мир обретает новые черты.

Природа пробуждает в человеке

Высокие вибрации души.

Важнее то, что создано навеки –

Стихи, картины, этот парк в тиши…

+3
210
RSS
Спасибо! inlove
09:32
+2
Ваши мысли о вечном, Марина, вызывают во мне живой отклик. Ещё раз спасибо.