Как правильно критиковать и принимать критику. Литературная беседка приглашает к дискуссии
Уважаемые участники Литератруного клуба! Статья «поднята» в Ленте в связи с её акутальностью — споры о тома, как критиковать и принимать критику возникают у нас регулярно. Не лишним будет вспомнить это обсуждение и выводы, к которым мы пришли.
Тема сегодняшнего разговора в Литературной беседке актуальная, острая и, можно сказать, наболевшая.
Критика — от греческого «kritice» — разбирать, судить.
В первую очередь её актуальность определена тем, что рубрика Рецензии на нашем сайте набирает популярность, количество заявок на открытый разбор как стихов, так и прозы непрерывно растёт. Но вот единообразия в понимании того, как правильно критиковать представленные в рубрику произведения и как воспринимать критику, нет. Это порождает споры как между рецензентами, так между критиками и авторами.
Второй важный момент – критика вне рубрики Рецензии, на страничках авторских произведений. Допустима ли она, в каком виде и когда?
Давайте попробуем разобраться в основных принципах критического обсуждения, выработать общие критерии и правила, чтобы не конфликтовать по пустякам, а действительно учиться и совершенствоваться.
Итак, о какой критике мы говорим? Конечно, речь не о литературной критике как самостоятельной области литературного творчества, в рамках которой проводится профессиональное толкование и оценка произведений.
Сузим это понятие применительно к соцсетям, различным интернет-площадкам, таким, как наш сайт, наш Литературный клуб.
Здесь критика – это личная оценка произведения, его краткий анализ, замечания и советы по корректировке.
Основными типами такой критики являются:
— комментарий – отклик на опубликованное произведение;
— развёрнутый комментарий в рамках открытого обсуждения;
— рецензия.
У каждого из них – свои задачи и особенности.
Обычный комментарий, как правило, содержит общую личную оценку комментатора как читателя, на уровне «нравится – не нравится», основанную в первую очередь на эмоциональном восприятии текста, и небольшие замечания, и направлен на то, чтобы сообщить автору о своём отношении к его произведению.
Два других типа предполагают более-менее профессиональный анализ, учитывающий и технику написания, и смысловую нагрузку, реалистичность, детали, авторский стиль, общую грамотность и т.д. Их задача – не только оценить текст, но и помочь автору исправить выявленные недочёты, ошибки.
Но у всех типов критики есть общие задачи:
— провести общий анализ произведения и дать оценку;
— выявить противоречия;
— выявить и разобрать ошибки;
— подсказать пути исправления ошибок.
Прежде чем подробнее поговорить о каждом типе критики, рассмотрим её основные виды.
1. Конструктивная критика — критика, в которой делается акцент не на том, что плохо, а на том, что и как сделать лучше, что изменить, над чем поработать, чтобы получить лучший результат. Как правило, такая критика является поддерживающей личность автора («Ты молодец, у тебя есть способности, талант»). Это самый правильный, эффективный и нужный вид критики. Он направлен на то, чтобы автор, учитывая данные рекомендации, совершенствовал своё мастерство.
Конструктивная критика делится на два подвида:
1.1. Критика по запросу – когда автор сам просит читателей высказываться о его произведении или запрашивает профессиональную, экспертную рецензию.
1.2. Критика без запроса – когда критикующий высказывается по собственной инициативе, не учитывая желания автора.
2. Деструктивная критика – критика, делающая упор на недостатках и ошибках, часто с высказыванием пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности автора и его способностях с целью снизить его самооценку. Такая критика обычно разгромная (в противовес поддерживающей – «Ты не способен стать писателем»), вызывает негативные эмоции, бесполезна и вредна.
3. Критика общего плана – выражающая мнение рецензента в целом о произведении, без конкретизации ошибок. Характерна для рецензента, не уверенного в своей компетентности или не желающего углубляться в детали.
4. Конкретная критика – подробная, детально разбирающая отдельные моменты, основанная, как правило, на профессионализме и опыте рецензента.
5. Личная критика – направлена не на произведение, а на личность автора (иногда – на личность лирического героя). Обычно используется одновременно с деструктивной критикой.
6. Мотивирующая критика – в отличие от поддерживающей, направлена не на личность автора, а на его действия, призывающая к развитию, совершенствованию.
7. Останавливающая критика – ставящая запреты, демотивирующая («Тебе лучше не писать стихи, поэзия не твой конёк»).
8. Троллинг – форма социальной провокации в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями, своими высказываниями провоцирующими и нагнетающими конфликты, ссоры, распространяющими ложные, клеветнические сведения.
Думаю, очевидно, что критика нужна конструктивная, мотивирующая и, желательно, по запросу.
Рассмотрим первый тип – комментарии к произведению, опубликованному на авторской странице, без специального запроса на критику.
Чего ждёт автор от читателя, от коллег по Литературному клубу? В первую очередь – прочтения и реакции, которая показала бы, что стих, рассказ замечены. Поэтому наиболее уместны поддерживающие комментарии, содержащие общую оценку, впечатления от прочитанного.
Речь, безусловно, не идёт о безосновательной лести, основанной на принципе «кукушка хвалит петуха…», которая так распространена на некоторых литературных порталах, где «рецензией» называются пустые восклицания «мило, чудесно, с теплом» (моё личное мнение – такие отклики хорошему писателю не нужны из-за своей бессмысленности и неискренности, слабому же или начинающему служат плохую службу, снижая порог самокритики).
Но если вас действительно «зацепило» произведение, стоит сказать об этом автору, пусть кратко, но отметив, в чём именно вы видите достоинство его работы.
Возможна ли в таких комментариях критика — замечания, указания на ошибки? Ведь автор о ней не просит. Негласные правила соцсетей считают: нет, критика без запроса недопустима.
А как быть с нашим сайтом, задача которого не только предоставлять площадку для публикаций, но и повышать уровень писательского мастерства пользователей, учить, помогать развиваться?
Мне кажется, что открытая критика без запроса уместна в определённых случаях: когда автор указывает в комментарии к тексту или иным образом, что он открыт для критики и принимает замечания; когда ваши личные отношения с автором сложились таким образом, что взаимная критика одобрена и принимается; когда модератор рекомендует автору устранить явные ошибки (опечатки, описки, пропуски и грубые грамматические ошибки). В последнем случае модератор вправе сам сделать выбор – написать замечания в личных сообщениях (но тут проблема, что не все их читают), или сделать это открыто.
В остальных случаях, если вам хочется поделиться с автором своими критическими замечаниями, лучше сделать это в личной переписке.
Хотелось бы услышать ваше мнение – принимаете ли вы критику без запроса, пишете ли сами подобные комментарии и как сами реагируете на адресованные вам?
Перейдём к критике по запросу. Рубрика Рецензии, включающая в себя Мастер-классы по прозе и Школу поэтического мастерства, создана именно для этого вида критики.
Представляя своё произведение для открытого разбора, автор тем самым декларирует: я открыт для критики, готов её принять и сделать необходимые выводы. Здесь я хочу процитировать Маргариту Менчинскую, которая отлично сформулировала этот тезис: «Предоставляя своё произведение для рецензии, следует быть готовым к критическим замечаниям, и они, кстати, всегда полезны. Если же Вы считаете, что достигли высоты непререкаемого авторитета, то лучше отказаться от подобного опыта».
Рецензенты же должны придерживаться основных правил:
— критика должна быть конструктивной, поддерживающей, мотивирующей;
— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);
— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;
— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;
— в зависимости от вашего уровня экспертности критика может быть общей (и выражаться в небольшом комментарии\комментариях) или детальной (в виде развёрнутой рецензии), но в любом случае – обоснованной;
— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично.
«Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твоё наставление поможет ему исправить ошибки», — эта цитата из древне-японского трактата «Хакагурэ» как нельзя лучше отражает суть конструктивной критики.
Но правила существуют и для авторов, чьё произведение подвергается анализу:
— критику необходимо воспринимать спокойно, без эмоций и агрессии;
— недопустимо спорить с критиком в духе «я лучше знаю, о чём пишу; исправлять ничего не буду; я художник – я так вижу» (в этом случае вообще не стоит обращаться за рецензиями);
— свои возражения по существу критических замечаний, если они кажутся вам ошибочными, необходимо аргументировать и делать это дружелюбно и вежливо (во всём должна быть взаимность);
— недопустимы некорректные высказывания в адрес рецензентов, личные оскорбления;
— за любую помощь нужно благодарить.
Что делать, чтобы обе стороны – и автор, и критики – были довольны результатом общения и обсуждение не перерастало в скандальные разборки и не влекло обид?
Во-первых, автор должен обозначить «зону критики», если хочет получить конкретные рекомендации (например, по построению сюжета, по технике стихосложения, по грамматике и т.д.). Тем самым он чётко устанавливает границы той критики, которую запрашивает и готов принять, а критик обязан следовать запросу и не выходить за его рамки.
Например, ставится вопрос о технике поэтического произведения. В этом случае комментарии о сюжете и смысле будут вне «зоны» и их лучше не писать.
Если же «зона критики» не обозначена, то рецензенты имеют право на любые замечания, а автор должен быть готов их принять.
Но: здесь есть исключение. Неприемлема критика, основанная на личных предпочтениях того или иного жанра, т.е. если вы не любитель детективов или любовной лирики, писать это в рецензии не стоит.
Во-вторых, критик должен высказывать свои замечания с учётом собственного уровня экспертности. Так, если вы никогда не сочиняли стихи и не отличаете ямб от хорея, а кольцевую рифму от перекрёстной, то, комментируя поэтические произведения, пишите об общем восприятии, собственных эмоциях, но не о технике.
В-третьих, необходимо соблюдать определённые правила:
— при разборе стихотворений в первую очередь рассматривается поэтика – техника стихосложения, форма, но не содержание (если на это нет конкретного запроса) – в отличие от прозы;
— выявив недочёты, ошибки, необходимо предложить пути их исправления;
— стоит избегать общих и очевидных рекомендаций – больше читать классиков (и самих критиков), писать в определённом жанре или технике и т.д.
Согласны ли вы с этими правилами и рекомендациями? Какую критику ждёте от своих читателей и коллег? Как на неё реагируете? Давайте делиться своими соображениями.
именно такую критику преемлю. Спасибо.
нЕкоторые мои вещи несовершенны, недоработаны (правда, если их разбирает по косточкам специалист, а не дилетант). Сама часто
пересматриваю, дорабатываю свои стихи, если что-то меня не устраивает, благо, у меня их немного…
Очень помогает ваш сайт, поскольку интересно, хотя не всё бывает понятно ((смотрю в Интернете, что это такое) познавательно, люблю учиться…
Но… что-то выставлять для разбора пока, явно, не готова…
Мне вообще иногда кажется, что у меня вещи такие простые и наивные, что их разгромят в пух и прах…
И сама когда участвую в дискуссии, могу передать
восприятие мной чужого произведения чисто на уровне интуитивном-почему понравилось или нет…
Критика — вещь очень серьёзная, не всегда доброжелательная. Я думаю, если автор открыт для критики, то это даже своего рода мужество, и нельзя «критиканам»бить наотмашь, исходя из того — ах, захотел, так получай.Говоря пусть даже жёсткую правду, не обязательно при этом быть жестоким самим. А Автору в любом случае нужно к критике прислушиваться и учиться. Мы все учимся
ТОЛЬКО НА СВОИХ ОШИБКАХ! Благодаря работе и критике.
Я помню про «300», Вы меня интригуете специально?
Да, даже на такую критику стоить обращать внимание. Любой критик — в первую очередь читатель. И начнём с того, что этот читатель внимательно прочёл произведение, и даже нашёл что сказать по нему. Да, возможно он показался вам не лучшим критиком, но уверены ли вы, что ВСЕ остальные ваши читатели значительно интеллектуальнее его? Соответственно, следует сделать вывод, что добрая половина читателей поняла ваше стихотворение именно так, как он вам написал. И, не обратив внимания на такую критику, вы практически игнорируете эту половину потенциальных читателей. А наверное, всё же автору хотелось бы, чтобы его понимали все… или, как минимум, большинство.
И еще это мне нравится. «Знаете, когда речь идёт об агрессивных критиках, я сразу вспоминаю несчастного Мастера, который сжёг свой роман. Сжёг свой чудесный роман просто потому, что кто-то посчитал себя выше остальных. Возможно, именно ваше мнение, ваша точка зрения сыграет свою судьбоносную роль. Представляете, какая это ответственность? Поэтому если не чувствуете в себе сил и желание выделять хорошее, подберите себе другой объект для проверки своего острословия».
Но это не значит, что те, кто себя к таким профи не относят, должны отмалчиваться (я сейчас говорю о нашем Открытом микрофоне — ведь это школа для всех, в том числе и рецензентов).
Полностью согласна с тем, что ещё неизвестно, кому «легче» в такой ситуации.
получился роман, классика! И это Толстой! А как безжалостно он «правил» свои «Севастопольские рассказы» — чтобы каждая строка, каждое слово — в цель!
Но я не нашел в её пожелании главный, по крайней мере для себя, вопрос:
А ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НАМ НУЖНА КРИТИКА? Ответ вроде бы очевидный – чтобы учиться лучше писать. Но тогда следующий вопрос: а зачем вообще лучше писать? Ответ тоже напрашивается сам собой: чтобы стать в конце концов Мастером Слова. Но и тут закономерен вопрос: А зачем становиться Мастером Слова?
И тут я вижу три разнокачественных (принципиально отличающихся друг от друга) ответа. Первый (самый распространенный) – чтобы продавать свои произведения, и жить за счет гонораров. Но тут критика должна вестись именно в этом русле: использую выражение Виктора Улина «стелиться под читательский спрос». В этом нет ничего зазорного. Но ежели автор нацелен на это, то и критика должна вестись исключительно с этой позиции.
Второй ответ – хочу стать Мастером Слово, чтобы, быть максимально раскованным и получать от процесса написания максимальное удовлетворение. Это любительский подход. И в нем так же нет ничего зазорного. Ведь поют же люди без всякого музыкального образования застольные песни. И счастливы от этого, и нафик им нужно знать, как называются строфы и размеры. Поэтому и критика тут соотвествующаая.
И наконец, третий ответ: (по мне самый главный и профессиональный) я хочу стать мастером Слова, чтобы полноценно (по мере своих сил и способностей, понятное дело) участвовать во всеобщем литературном процессе. А для этого готов запрячься в него, и как бурлаки на Волге, тянуть баржу литературной традиции. И тут уже – критика совершенного иного рода.
Сам не знаю, но почему-то тут, в Клубе, как огня, боятся выбрать для себя третий вид словесного мастерства. Ну, типа – пусть другие (более талантливые) тянут эту лямку, а я, менее даровитый – обойдусь… Но тогда – у него автоматически остается выбор: между любительством и писательским спросом.
Поэтому полагаю, что автору, выставляющему свои произведение на суд критики, (не зависимо от того, начинающий ли он, или имеет огромный опыт) нужно объявлять: на какой из трех вышеперечисленных видов критики он рассчитывает. Так, полагаю, будет максимальная польза и для автора, и для критиков.
Да будет вам известно. что побуждающих причин к сочинительству — множество. И далеко не каждый из пишущих жаждет приобщиться к сонму божественных личностей, к коим без сомнения себя причисляет Гео.
А если например человек что-то пережил, и решил этим поделиться с людьми? Вроде и не безграмотен, и сочинения в школе писал на пятёрки. И сюжет — реальный и интересный. Написал. Друзьям понравилось. Решил выставить на суд людей, которые вроде писателями считаются… Попадись ему доброжелательные, умные люди — глядишь, и родился бы МАСТЕР впоследствии.
Но вместо таких людей лезут «критики» категорий, которые почему-то на красной картинке не обозначены, но которые очень заметны.
1. «Самопиарщики». В любой теме, по любому поводу — обязательно сыплют комментариями. В большинстве комментов — обязательное упоминание себя любимого. Либо мест учёбы, кои удостоились чести его обучения. Либо людей, которые были осчастливлены встречами с ним.
2. «Самолюбователи». Тоже обязательное участие в любой теме. Многословные лжефилософствования, в которых и сам путается — отличительная черта. Обязательное требование от любого автора подвести философские базисы и обозначить сверхидею произведения.
3. «Самонапоминатели». выползают редко, чтоб только напомнить что пока ещё дуба не дали. Читать критикуемое произведение не удосуживаются. Но с очень умным видом шамкают что-то невразумительное, и затем исчезают опять надолго.
И вот после такой «критики», вроде бы и неплохой автор, который вполне мог бы стать со временем МАСТЕРОМ — перестаёт писать вообще…
Но мне впрочем всё равно. )))
На мой взгляд, это свидетельствует в пользу того, что у нас здесь опять интересно и Вы без нас жить не можете.
Сначала отвечу по пунктам обвинения. За год работы модератором не получала ни одной инструкции, кого хулить, кого холить. Так называемые «неприкасаемые» провели по недельке в изоляции.
Про 15 человек… Моё стихотворение «Простуженный город», опубликованное в апреле, прочитало 1816 человек! Могу немного ошибиться, сама не так давно увидела, ну ооочень удивлена. Активность действительно проявляют немногие, это огорчает. Но я думаю, что это дело времени, и в этом смысле сегодняшняя тема крайне важна, так как очень многим авторам свойственна неуверенность. Чрезмерной критикой можно навсегда отвернуть человека от этого занятия. До прихода сюда мне навязывалось мнение, что это никому не нужно, а я встретила здесь единомышленников. И все мы по большому счёту пишем об одном и том же, только по-разному. Скажу одно: не стоит этого бояться.
В отношении критики мне близка фраза из статьи, подготовленной Еленой.
«Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твоё наставление поможет ему исправить ошибки», — эта цитата из древне-японского трактата «Хакагурэ» как нельзя лучше отражает суть конструктивной критики.
А вот у вас явно выражена личная предвзятость к определенным личностям, не имеющая ничего общего к принципами нашего сообщества. Но это не имеет отношения к теме нашей дискуссии. Так что не будем уходить в сторону и нарушать правила.
Не переживайте Остап Сулейманович. Обязательно скажут. и не единожды. Но такие как вы — как педикулёз — подцепить легко, а избавиться трудно.
А насчёт Павла Морозова… Психологи говорят, что в группе всегда есть провокатор, от его действий группа или разваливается, или сплачивается ещё крепче.
Не зная порога болевой чувствительности, рвать?.. Хотя о жалости… Вспомнила слова Кутузова ( Игорь Ильинский ) в " Гусарской балладе" — уж как «пожалел» неприятеля?!
но вот честно Вам признаюсь, я вот уже, как только Вы вскочили на коня, стал Вас побаиваться. Но это наверное, потому что я робкого десятка… И панически боюсь женщин с таким бесцеремонным напором. Так что отойду в сторонку и понаблюдаю…
Было бы не нужно — не стояла бы у нас очередь на разбор в рубрике Рецензии.
О какой барже литературных традиций?
Мне, простите, ваш тезис показался довольно наивным.
Потому, что сочинительство это процесс очень индивидуальный. Болезненно, безмерно одиночный.
Да, исключения существуют, но они где-то в пограничных жанрах, таких как драматургические, сатирические произведения( приходит на ум" Двенадцать стульев" и «Золотой теленок»).
Поскольку и поэзия, и проза в большей степени, отражают какие-то культурные запросы социума, то современники, работающие в одном жанре, так или иначе, пишут в рамках некого литературного мейнстрима.
(Лучшие из них умудряются из него выпадать, навязывая своим талантом новые тенденции.)
Вряд ли они все похожи на бурлаков. каждый тянет одеяло на себя.
Что из этого выйдет в итоге сложения «общих усилий»: Серебряный век или " софроновская пустошь" станет ясно, только следующему поколению, да и то не всегда следующему…
По обсуждаемому вопросу: чем сам стараюсь руководствоваться давая оценки чужим произведениям?
1) Обычно сразу ясно — стихи передо мной или рифмованная, с разной степенью продвинутости в стихосложении, белиберда. Во втором случае, обсуждать особо нечего, лучше промолчать.
2) Стихи тоже бывают разными. Иногда стоит понять, кто автор: пылкий юноша или умудренный жизненным опытом человек; хотя талант не пропорционален прожитым годам, оценки и советы даваемые более молодому человеку имеют хоть какой-то смысл, они со звоном не отскакивают от брони авторского эго и чувства самодостаточности.
3) Бывает так, что даровитого автора, что называется, «заносит» ( со всеми бывало, исключений не знаю). Так вот, «заземлять», возвращать собрата по перу на твердую стезю не стоит словесными пинками и затрещинами — обидеться может не автор, а человек.
4) Никогда нельзя ставить на одну доску автора и его лирического героя или его произведение. Это разные ипостаси!
Как-то так.
5) Ну и чувство меры никогда не мешает, хотя в реальности иногда спохватываешься, что наговорил лишнего.
Никогда нельзя ставить на одну доску автора и его лирического героя или его произведение. Это разные ипостаси!
Возможно это не актуально при рецензировании, но в комментировании несомненно. Ведь, как меня убеждает жизнь здесь, на сайте, иногда написанное продиктовано собственными переживаниями, а иногда и сам не понимаешь, откуда пришли мысли. А тебя начинают чуть ли не успокаивать. Конечно, это говорит об уровне сострадания, с другой — ставит в тупик, вынуждает оправдываться. Думаю, каждый хоть раз проходил через это и способен меня услышать. И, конечно, любой автор, каков бы ни был уровень его мастерства, это в первую очередь человек. Давайте не забывать об этом.
О какой барже литературных традиций?
Мне, простите, ваш тезис показался довольно наивны.
Я уже начинаю укорять себя в косноязычии, и беспомощности донести очевидную мысль, и заодно думать: и какого я черта ввязался в эту дискуссию, в которой и не собираются даже попытаться понять оппонента.
Поясню на пальцах. А что тогда означают наше недавнее обсуждение Чехова и предстоящее обсуждение Пастернака, если не участие в во всеобщем литературном процессе, и не стремление хотя бы косвенно продолжать всеобщую литературную традицию? Это разве не есть — творение собственных текстов, оглядываясь при этом на классику?
Но и это еще ладно: разве потребности в критике у таких писателей (поэтов), оглядывающихся на классику, одинаковы, как и у тех, кто пишет, или собирается только писать ради заработка? А уж тем более — у тех, кто относится к творчеству, как к любительскому пению: вырвалось из души — запел; не вырвалось — молчит.
Хорошо, соглашусь, я косноязычен (и уже сталкиваюсь с этим не первый раз), но можно ведь обратиться за разъяснениями, а не ставить ярлыки в наивности…
Во-первых, ничего обидного в понятии наивность нет.
Во-вторых, сказанное мною отнюдь не ярлык.
В-третьих, вы порой исходите из того, что сказали некие мудрые вещи, и вот имярек ( в данном случае — ваш покорный слуга!), не поняв, не испросив у вас разЪяснений, выразил вам несогласие., а вам стало обидно…
Посудите сами, друг дорогой, множество неглупых людей с неким жизненным опытом на вас не заканчивается.
Вы можете что то видеть так, а другие иначе…
С искренним уважением.
И.И.
Я с Вами абсолютно согласен. что есть множество умных людей, которые видят мир иначе, чем я: для меня это — сама очевидность. И поэтому ОЧЕНЬ прошу Вас не используйте больше меня, чтобы сказать что-то своё, пусть даже это будет в тысячу раз умнее сказанного мною. Если бы Вы были заурядным автором (посредственностью) я бы на Вас не обиделся и прошел мимо, не заметив даже…
Поскольку Елена предупредила меня о необходимости не отвлекаться от основной темы, не стану пространно реагировать на ваши ко мне претензии.
Коротенько:
а)не понимаю, чем вас задел мой вполне доброжелательный комментарий;
б) для того чтобы высказать простенькую мысль, мне совершенно не нужно кого-то использовать.
в) Здешний разговор о критике, это, в том числе, обсуждение принципов нашего общения. Если мы станем обижаться на коллегу за несогласие с его словами, и, более того, если мы будем в наших спорах ( а спор — дело для думающих творческих людей обычное!) привержены своеобразной литературной сегрегации:«этот автор хорош, я с ним общаюсь, этот посредственный, я на него не обращаю внимания», мы, сударь мой, не то что Град на холме не построим, банально переругаемся.
А вот этого совсем не хотелось бы.
Всех благ вам!
Я сам во всем виноват. Впредь буду осмотрительней.
Но знаю одно, что воспитанные люди, извиняются, когда вольно или невольно (в данном случае, полагаю, невольно) обидят оппонента.
Но, да ладно, ругаться с Вами я ни при каких обстоятельствах не буду.
А пишу этот комментарий исключительно с целью, чтобы показать. что и зрелого (далеко не новичка) автора можно так же легко обидеть… И потом еще свалить на него типа сам виноват — не нужно (не на что) было обижаться… Но обида (еще раз хочу это сказать в рамках обсуждаемой темы) явление сугубо иррациональное, и возникает оно в подсознании, и вот когда оно уже возникло там — ставит сознание перед свершившимся фактом.
Но могу точно сказать, что больше на Вас я обижаться не буду. Даже если Вы (теоретически, понятное дело) и захотите специально меня обидеть…
Я обязательно читаю то, что опубликовано. Конечно, у меня есть любимчики, но всегда рада новым дарованиям. Для меня это своеобразная подпитка и, конечно, инструмент роста. Так что всем рекомендую.
Совершенно согласна про необходимость поддержки новых авторов. С этой целью предлагаю такое нововведение: модератор, заметивший нового самобытного, интересного автора, размещает его произведение в разделе Рекомендуем к прочтению (в начале главной страницы) на несколько дней и сопровождает своим комментарием, приглашая всех членов нашего Клуба познакомиться и оценить творчество новичка (или незаслуженно забытого «старичка»). Как вам идея?
Мне эта идея нравится очень! Это то, что может увеличить количество членов литературного клуба.
Тогда внимание и любовь читателей сами придут. Ведь дело тут не в молодости и отсутствии опыта. Если автор не «цепляет» — поэзия бессильна…
«Если искусство не служит политической борьбе с правительством, то оно бесполезно или вредно» — это лозунг русских революционных демократов.
«Должно ли искусство быть понятным?
-Да, но лишь для тех, кому оно адресовано».
Станислав Ежи Лец.
А вообще на эту тему есть отличная книга «Непонятное искусство» Уилла Гомперца, всем советую почитать.
Критик вообще — профессия. Со своими специфическими требованиями. Сомневаюсь что обладатели этой профессии подвизаются на сайте.
То, что называется «критикой» здесь — обмен мнениями раноправных людей. Конечно некоторые ставят себя «равнее» остальных, но ими пусть занимается психиатрия. А в людских отношениях желательно исповедовать один очень умный врачебный принцип — «Не навреди.». Применительно к данной теме этот принцип можно перефразировать так: «Нечего написать ДОБРОГО — не пиши вообще».
И тогда на помощь Поэту приходит Критик. Он, если, понятное дело, настоящий, то одинаково, как Поэт, владеет врожденным чувством эмпатии, и способен услышать этот же самый голос Бога. И указать Поэту (автору), что ты вот там-то не совсем верно расслышал Бога и потому допустил ошибку при переводе. Без этого врожденного чувства эмпатии критика вообще в принципе быть не может. Но тогда может ли быть критиком другой поэт? Конечно же может, поскольку, если он истинный поэт, и ему доступно вдохновение, то он способен процесс вдохновенного творчества разглядеть и в другом поэте, и подсказать, что у того вышло не так. Без чувства эмпатии в принципе не может быть ни критика, ни самой критики.
Следующий, тоже принципиальный момент: другой поэт может увидеть в обсуждаемом произведении некую техническую ошибку, ну скажем, сбой в ритме, или не совсем удачный (избитый) образ. Но это уже НЕ ЕСТЬ КРИТИКА. Это – есть РЕДАКТОРСТВО. И другой поэт (писатель) выступает уже в качестве РЕДАКТОРА. И вот тут возникает очень щекотливый момент: редакторство в отличие от критики всегда конкретно. К примеру, автор приносит рукопись в издательство, и когда эта рукопись принимается к публикации, редактор начинает работать с автором, чтобы рукопись максимально соответствовало изданию. То есть, редакторство всегда является прикладным. Словоблудливым редакторство не может быть в принципе. И вот тут нравственный вопрос: а зачем нужны редакторские замечания обсуждаемому автору, если его рукопись не принята к публикации? В нашем конкретном случае (в Клубе) если кто-то вольно или невольно взял на себя роль редактора, то полагаю, нужно это дело доводить до конца, и работать уже с самим автором, чтобы довести его произведение до редакторского относительного совершенства. Можно это делать и в рамках обсуждения. То есть открыто. Но тогда редактор несет за произведение такую же ответственность, как и сам автор. А остальные критики оценивают работу редактора и выносят вердикт: а что он из себя как редактор представляет.
То же самое можно сказать и корректорской работе. А так походя бросать, что работа нуждается в редакторской и корректорской правке, полагаю, ни только не продуктивна, но и вредна. Если автор по ряду причин не заметил у себя, скажем, один редакторский или корректорский огрех, на который ему указал «критик», то как же он может заметить и другие свои огрехи? Редактор (истинный редактор), как и корректор, если он взял на себя эту роль, должен указать на все огрехи, какие, понятное дело, увидел сам… И с позволения автора и вместе с ним работать над их устранением.
Но в чем категорически не согласна: критик (любой) не имеет права вмешиваться в творческий процесс. Увидеть технические ошибки, помочь их исправить, подсказать — да. Тут критик действительно приближается к редактору, но по сравнению с последним он всё же более вдумчив и широк.
В рамках нашей рубрики Рецензии мы частично выполняем как раз функции редактора и корректора, и это нормально, в этом наша роль как помощников.
В том числе и потому, что тех, кто может по праву называться литературным критиком от Бога, среди нас единицы.
Да, в литсети и в литинститутах используют и эмоционально- стрессовые методы воздействия. Но не каждому они подходят. Можно зарубить талант на корню. Очень хочется прочитать Вашу книгу. Желаю успеха в Вашем творческом труде.
Вздор.
А как же «горы словесной руды»? Именно благодаря подобным высказываниям и рождаются графоманы: нельзя ЭТО править, ЭТО мне продиктовано свыше!, и т.д.
Вздор. — не лучший аргумент в споре. Куда тактичнее сказать: Я не согласна с вашим утверждением, потому что…
Марина!
Хорошо, что Вы вернулись к тому обсуждению. Я еще тогда намеривался Вам возразить про «горы словесной руды». Моё возражение такое: ЗАЧЕМ? С какого рожна поэту надобно переводить «единого слова ради» «горы словесной руды»? Коли наивысшее достижение нынешнего поэта — издать в интернете сборник стихов, отпечатать за свой счет, скажем, 30 экземпляров, чтобы раздарить их родственникам и друзьям. Любой новичок, пишущий как курица лапой, и самый хронический графоман ныне способен на это. Целесообразно ли тратить столько усилий, да еще и учиться стихосложению, чтобы довольствоваться таким результатом?
Вы — человек честный, к тому же «излишне» прямолинейный (не знаю у кого как, а у меня это качество вызывает уважение) — Вам и отвечать на этот вопрос. Другие почему-то боятся смотреть правде в глаза, что ныне у поэтов в подавляющем большинстве своем нет работодателя, а следовательно и читателя? Для чего ныне поэту учиться писать ХОРОШО? Чтобы щеголять крутыми рифмами друг перед другом? Но для этого гораздо проще ставить другим лайки — когда-нибудь поставят лайк и тебе…
Разве не абсурдно учиться тому ремеслу, на которое напрочь отсутствует спрос?
Или я чего-то не понимаю? Вы — давно в поэзии, а я — недавно. Может быть что-то проясните в этой до сих пор загадочной для меня сфере человеческой жизнедеятельности…
Думаю, что и поэт, не утверждающий, что он «пишет душой», а умеющий качественно написать то, что потребует заказчик, будет востребован и оплачен хотя бы как автор рекламных слоганов. Детские издательства тоже принимают хорошие стихи, и эти книги неплохо продаются. Но, конечно, это доступно только авторам с профессиональным подходом, а не тем, кто ждёт музу и считает, что стихи приходят «свыше», имеют божественное начало и их нельзя править. На очень качественные вещи всегда найдётся спрос. Да, конечно, теперь не нужны серенады и сонеты. Но зато нужно множество качественных, интересных, юморных стихотворных текстов разным тамадам, ведущим, организаторам праздников. У меня есть знакомые мать и дочь — поэтессы-самодеятельные композиторы. Они написали несколько детских песенок и разместили на всевозможных сайтах по 50 руб. за скачку текста и минусовки. Песни по детским садам пошли нарасхват. За полгода они сделали в квартире евроремонт.
Важно, чтобы критик и читатель понимали замысел автора. Безусловно.
Без понимания содержания техническая правка текста превращается в формальность. Это скорее из области корректорской функции. Кстати, у редактора несколько иные обязанности, мне кажется. Он оказывает помощь в правильном отражении смыслового содержания с помощью языковых средств. Критик должен владеть необходимыми профессиональными знаниями, чтобы грамотно и объективно анализировать текст.
Он не вмешивается в творчество, так как уже сотворен текст, а понимает, как этот процесс был реализован. И если средств, используемых автором, недостаточно для глубокого и полного раскрытия смысла, может об этом сказать. Конечно, в корректной форме и с обоснованием, предлагая варианты оптимальных решений
Мы недавно обсуждали эту тему — про слабые стихи и их отсев; пришли к общему решению, что это по сути цензура и она недопустима.
Пока механизм критических разборов у нас организован. А вот о том, чтобы«разрешить всем желающим предлагать правки всех читаемых текстов, но не в виде критики, а именно корректуры» я и ставила вопрос во вводной статье к сегодняшней дискуссии. И тут важно мнение самих авторов — они готовы к этому? им это надо?
Спокойной ночи!
Во-вторых, обратная связь между участниками клуба — это то, к чему мы все стремимся. Тут уже многое зависит от вас самих, дорогие авторы. Не ограничивайтесь своими публикациями, заходите в гости друг к другу, просматривайте Ленту активности на главной странице сайта, пишите отклики и замечания.
В-третьих, каждый автор может пригласить читателей к обсуждению прямым указанием на это в своей публикации, например, в конце текста. Тогда всем будет понятно — автор готов принять критику. Думаю, это увеличит число комментариев.
Кроме того, в форме для публикации есть функция «Авторский анонс». Я считаю, что нам надо установить правило, что появление произведения в окне Авторских анонсов само по себе означает приглашение к обсуждению.
И, наконец, любой участник нашего Клуба может обратиться за персональной рецензией к тому, кому он доверяет разбор своего произведения, чьё мнение хотел бы услышать. Такая рецензия может быть как открытой, так и личной, без публикации в Клубе.
попытается донести информацию, не вызывая стресса.
По «критикам» я уже «оттоптался». Теперь что касается пишущей братии.
Никогда. НИКОГДА не выставляйте на суд таких вот «критиков» свои тексты. В конечном счёте все мы пишем для ЧИТАТЕЛЯ. Лишь его мнение и признание весомо для пишущего человека. Первое читательское признание — когда вашу книгу утащили на «Флибусту», и скачивают десятки раз в день. Значит вы УЖЕ ПИСАТЕЛЬ, значит вас уже признали те, для кого вы пишете. Все остальные маниакально-депрессивные извратизмы по поводу «изданных сотен книг» — просто попытка скрыть, в первую очередь от самого себя, что как писатель ты полный ноль.
Так что пишите, публикуйтесь на всех порталах какие вы только найдёте в сети. Читайте комментарии ЧИТАТЕЛЕЙ, и в зависимости от их мнения меняйте свою технику письма.
А такие темы «критики», «разбора» и тому подобное — придуманы в первую очередь для самих «критиков». Принцип о кукушке и петухе, высказанный Крыловым никто не отменял.
Всем успехов в творчестве и признания читателей.
Прощайте.
Никогда. НИКОГДА не выставляйте на суд таких вот «критиков» свои тексты. В конечном счёте все мы пишем для ЧИТАТЕЛЯ. Лишь его мнение и признание весомо для пишущего человека.
Он сказал, что лишь мнение читателя весомо. А критик у него в разряд читателей как-то не попал(( не умеет читать, наверное…
И я так вижу данный сайт!
И, пользуясь случаем. скажу то, что давно хочу донести до всех участников нашего Клуба и МСП: мы — сообщество полноправных единомышленников, которые поддерживают друг друга, вместе создают условия для творческого роста, в том числе и с помощью дружеской критики. И ни у кого здесь нет и не должно быть задачи «быть первее» других, собирать комплименты и получать признание. Поэтому нет необходимости высказывать симпатии, если вы к этому не готовы. Любую симпатию надо заслужить.
Я к критике тоже отношусь спокойно. Особенно если замечания сделанны корректно. Я не считаю себя суперписателем и в критике вижу способ улучшить то, что пишу.
Но была у меня в юности ситуация, которая на всю жизнь выбила у меня желание писать стихи, хотя до этого, даже известный в Башкирии поэт сказал, что мне надо писать. Так отрицательно на меня подействовала критика руководителя литературного кружка в нашем техникуме. С тех пор я писала только прозу.
Что касается стихов, то здесь мне видятся две грани: реакция и восприятие читателями и мнение профессиональных критиков. Ориентироваться надо на первых, а ко вторым прислушиваться и работать над ошибками.
и даже весьма известных поэтов, чтобы посмотреть реакцию. Литераторша ни разу меня не раскусила:)
Нет, я в те времена была слишком стеснительной, с кучей комплексов и даже вообразить себе не могла, чтобы в классе что-то из своего вслух читать.
как думы наши важные,
сметёт метель, недобрая весьма,
.
и я тебе тихонечко
шепну губами влажными
о том, что в нашем городе зима.
Друзья! Я привела 2 строфы. И мне хотелось бы узнать, что и как можно сказать о них.
Но давайте, раз уж вопрос прозвучал, попробуем на этом примере показать разные виды возможной критики.
Отзыв общий, доброжелательный, весьма подходящий для Стихиры, откуда взята цитата: Замечательно! Пропела с улыбкой эти милые строки! С теплом...
Деструктивная критика общего плана: Фу, опять розовые сопли! Какая избитая тема.
Конструктивная критика (которая возможна лишь при прочтении полного текста стихотворения): Автор выбрал сплетённую форму рифмовки, для которой подошла бы схема aabaab, но не выдерживает её (в целом стихе получается так abcbdс — aabeab). Создаётся впечатление, что в первой строфе стиха перепутаны 1 и 2 строка. Но при этом размер не страдает. Подобранные рифмы, весьма точные, задают ритм и настроение. Стихотворение мелодичное, лёгкое.
Ну как-то так.
Вообще так вырывать строки из контекста для критики неприемлемо, на мой взгляд.
По логике повествования: если шепну по телефону, то состояние губ не имеет значения и здесь неуместно, если это происходит на ушко, то неуместна произносимая фраза, поскольку слушатель находится здесь же.
Пишите, поэты.
«Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета»
В. Я. Брюсов. «Юному поэту.»
Пишите, поэты, много и споро-
Вокруг порождая вопросы и споры!
И мажьте в листах часто и густо-
Не для себя, а ради искусства!
И если всё скверно- по- матушке всякого,-
Над Русью взойдёт свежесть Булгакова.
Природа всё стерпит, она же и сдюжит
И может быть кто-нибудь, вас отутюжит.
Не каждого сдержат железа заборы:
Здоровью вредны речевые запоры!
Не будет же день ваш рифмою пуст-
Как будто сходили по новой, под куст.
А если чего-то там валом и много-
Уже получили навоз до порога.
На этих наложенных вами завалах
Талант возрастёт, возможно, не малый.
И «Юноша бледный со взором горящим»,
Напишет стихи обо всём настоящем.
И вспыхнет восторг- душевный, щемящий!
P.S.
И кто бы меня сейчас не винил-
Я гению тоже чуть-чуть подложил.
Вот в том-то и дело, Маркус, что это не для всех так. Уровень самокритичности у всех людей разный и, на мой взгляд, именно поэтому и возникла необходимость обсудить эту тему.
Если позволите, то и я как новичок на сайте и новичок как автор, расскажу о своих впечатлениях по сути обсуждаемой темы. Да, критика очень важна и даже жёсткая иногда полезна для автора и это для автора необходимо если он хочет писать лучше. Я только пару недель на сайте и уже успел пройти рецензирование двух своих работ, и атмосфера критики была очень конструктивной и благожелательной. А ведь я уже год выкладываю свои работы на других писательских сайтах, но обсуждение на сайте " Писатели за добро", показалась мне намного продуктивнее и я для себя подчерпнул много полезного и уже по другому, более критично, смотрю на многие свои работы и горю желанием их переработать.
Что касается отсева слабых работ, то у меня есть предложение. Создать ещё один раздел «Рекомендованное», сюда переносить все работы из раздела «Произведения» которые наберут определенное колличество баллов. Мы все читаем новые работы авторов в разделе «Произведения» и там ставим плюс той работе, которая по нашему мнению достойна попасть в «Рекомендованное.»
И уж в этом разделе писать отзывы и рекомендации соблюдая тактичность и уважение к автору. Ну а серьезный разбор, понятно у микрофона по желанию автора. Вот как то так.
Ещё раз повторюсь, что очень рад попасть в новый для меня творческий коллектив.
По итогам же дискуссии, мне кажется, у нас вырисовываются некоторые общие правила, которые мы резюмируем и на которые будем опираться в дальнейших разборах в рубриках Мастер-классы по прозе и Школа поэтического мастерства.
И зубы, ты прав, пример тому.
Точно сказано, Виктор.
Я давно уже для себя вывел такой образ: творческий человек подобен телескопическому удилищу: сначала одно коленце вытянул из себя, потом — другое, третье… А им все нет и нет конца…
А чем измерить эффективность, понятия не имею. У каждого своя мера, наверное.
Стихи, конечно, можно и продавать, но для этого нужно, как минимум, выйти замуж за стоматолога, который лечит зубы композиторам и певцам. Именно так свой успех объясняет Лариса Рубальская. ))
Но я всё же исправлю опечатку.
Про издательства ты и сам знаешь лучше всякого из нас.
Но, обнаружив, что мои стихи (а потом и прозу) читают и что число читателей растёт, я стала стремиться писать ещё лучше, чтобы мои читатели получали не только эмоции от прочтения, но и какой-то результат, чтобы (повторюсь) росли вместе со мной. И здесь ведь палка о двух концах: не каждому читателю нужны стилистические или технические сложности, многие их даже не понимают, для них важнее смысловая нагрузка и настроение. Однажды мне сказали: я не могу сразу гладко прочесть твоё стихотворение, если в нём не простая форма рифмовки, мне это не нравится, потому что сложно. Но, когда я разговариваю с постоянными читателями об этом, когда объясняю им, например, почему выбрала такое сложное построение Реквиема по Анне, они проникаются и принимают и такое.
С одной стороны, можно продолжать писать так, как это востребовано среднестатистическим читателем сетевой поэзии, увеличивать число подписчиков и с ним — число продаж своих сборников (не скрою, писать ДЛЯ получения какой-то прибыли тоже хочется), с другой стороны — мне самой этого становится мало, и, как мне кажется. я приближаюсь к тому, чтобы от простого процесса написания перейти к следующей фазе, которую вы обозначаете как участие в общем литературном процессе.
Именно это я и хотел услышать, Елена. Да, мы (я имею виду далеко ни только Вас и себя) ищем свое место во всеобщем литературном процессе. И об этом нужно говорить открыто. Стеснение (ложная скромность) тут оказывает медвежью услугу. Но при этом нужно четко осознавать, что далеко не факт, что мы это место можем найти. Это уже зависит от множества причин, и в первую очередь от Бога. Но мы должны искать своё место. И наш Клуб — и должен быть заявкой на этот поиск. Еще раз повторяю, в поиске самого себя (своего места в литературе) нет абсолютно ничего зазорного…
Весной 2019 года, во время очередного фестиваля «Славянское слово» (и первого в нашем МСП открытого мастер-класса И.Д. Гальперина, состоявшегося в Варне), у участников возникла идея о подобных виртуальных мастер-классах и на нашем сайте. Тогда же Правление МСП, почти в полном составе присутствовавшее на фестивале, делегировало мне обязанности по администрированию и развитию сайта и реализации новых идей. /Для кого-то, возможно, это "словил звезду", на самом деле это практически ежедневный титанический труд, основанный лишь на личном энтузиазме, никем не оплачиваемый./
Летом вышел первый мастер-класс по прозе Анны Даниловой, получивший много откликов и вызывавший большой интерес, а вместе с ними – поток личных обращений авторов к Анне за советами и рецензиями. Одновременно стали поступать просьбы и о разборах стихотворений. Так появилась рубрика Рецензии, объединившая Мастер — классы по прозе и Школу поэтического мастерства, так возник наш Открытый микрофон – для того, чтобы все желающие принимали участие в рецензировании.
За 8 месяцев прошло 35 мастер-классов и открытых обсуждений, т.е. практически еженедельно. По результатам опроса, который мы проводили на сайте осенью, рубрика Рецензии оказалась одной из самых популярных среди пользователей сайта. Помимо открытых разборов, наши авторы обращаются за личными рецензиями к тем членам Литклуба, кто вызывает у них наибольшее доверие и уважение. В настоящее время очередь на открытое рецензирование расписана на несколько недель вперёд.
Всё это подтверждает, что нашим авторам важна и полезна такая форма обсуждений, как открытые рецензии.
Так уж получается, что я, в силу своих админских обязанностей, веду эту рубрику – принимаю от авторов заявки, согласовываю форму публикации – анонимно или с указанием авторства, публикую их произведения для разбора, приглашаю наших мэтров и других участников к обсуждению и, по мере возможности, принимаю в них участие. Но ни в коем случае не беру на себя роль Главного критика и не считаю себя профессионалом. В обсуждении участвуют все желающие пользователи, каждый высказывается в меру своей экспертности в том или ином вопросе и обосновывает свою точку зрения (это к вопросу «а судьи кто?»).
Кстати, свои стихи я тоже анонимно отправляла в эту рубрику для разбора. И сейчас актуально стоит вопрос о том, чтобы кто-то разделил со мной эти обязанности или взял на себя ведение, например, Школы поэтического мастерства, куда бы мы приглашали и профессиональных рецензентов со стороны (хотя это задача непростая, ведь получить такую рецензию дорогого стоит).
Но вернёмся к теме критики. В ходе обсуждений в рубрике Рецензии случалось всякое: и споры между авторами и рецензентами, и между самими рецензентами, и обиды, и недопонимание. Но работа этой Рубрики показала её востребованность, помогла обобщить основные возникающие вопросы (как правильно критиковать и принимать критику, что недопустимо и т.д.) и выработать некоторые правила, которые и легли в основу вводной статьи к этой дискуссии. Так что тема родилась не у кого-то одного, а внутри нашего коллектива.
И то, что в дискуссии называется критикой, предельно чётко в статье обозначено.
В том же осеннем опросе 90% участников указали, что больше всего их привлекает на сайте возможность получить отклик на свои произведения. Как сделать так, чтобы авторы получали обратную связь, чтобы она была полезна и конструктивна? Это был первый вопрос, который я задала. И сейчас, в нашем обсуждении, уже возникло несколько хороших идей, которые мы попытаемся реализовать.
Ну и последнее: наш Литературный клуб – открытая площадка, основанная на принципе свободы выбора. Никто не принуждает его участников представлять свои работы для критического разбора. Каждый решает сам, где поставить запятую в предложении «казнить нельзя помиловать».
Для автора есть хорошее английское правило: never lose your sense of humour — никогда не теряйте своё чувство юмора.
Я на эту тему тоже много думала раньше. К рецензиям на свои стихи отношусь спокойно (как к положительным, так и к отрицательным). На Стихи.ру, например, пишут много всяко разных комментариев, начиная от «У Вас талант», и заканчивая «Вы бездарь». Это всего лишь чьё-то мнение, которое меня не сильно волнует.
Критику без запроса принимаю, но сама не считаю нужным без запроса критиковать, даже если вижу, что всё очень плохо (ну если это только не явная опечатка, на которую иногда возможно стоит указать). Зачем портить своим негативом жизнь другому человеку? Есть люди как мухи – они везде находят фекалии, летят на них, копаются в них (т.е. не забывают указать другому на недостатки произведения). А есть «люди-пчелы» — они летят на сладкий мёд и находят красоту даже там, где ее трудно найти. Конечно, данный пример показывает две крайности, но он отражает мое мнение по теме критики без запроса: не нравится – проходить мимо. Понравилось – похвалить.
Критика по запросу это уже совсем другой уровень. Человек, подающий текст на рецензию, как правило, к ней готов. Здесь я полностью согласна с мнением автора статьи Елены, а также почти со всеми остальными правилами и рекомендациями по теме.
Единственное, что я вижу несколько иначе, чем Елена, это высказывания типа «мило, чудесно, с теплом». Насколько я поняла, Елена видит их бессмысленными и неискренними. По поводу первого в принципе можно согласиться, потому как в них нет конкретики. Это с одной стороны. А с другой стороны я не считаю их абсолютно бессмысленными, если они искренни и приятны автору стиха. Подобные «рецензии» (комментарии по сути) я всегда воспринимаю как искренние, потому что и сама такие иногда пишу, когда что-то понравилось и хочется просто выплеснуть свои эмоции от прочитанного. Если я во время прочтения испытала уважение к автору стиха (например, по причине того, как написано произведение), то подпишу комментарий «с уважением», если испытала теплые чувства от стиха, то напишу «с теплом», а если текст заставил улыбнуться, то добавлю «с улыбкой». Всё абсолютно искренне.
Надеюсь, это повысит уровень наших открытых разборов.
А пока, реализуя одну из предложенных в ходе дискуссии идей, прошу вас обратить внимание на новых авторов, чьи работы размещены в разделе «Рекомендуем к прочтению» на главной странице нашего сайта. Думаю, им будет небезразлична ваша поддержка.
И, кстати, просьба к авторам — старайтесь прикреплять к вашим произведениям картинки — так публикации проще размещать в этом разделе.
Спасибо Вам за приглашение к обсуждению. Тема очень интересная, но, конечно, неоднозначная. Самый большой страх мне внушает чувство под названием: «Как бы не стать Моиной»! Как у Пушкина: «Моину вызвать для того, чтоб только слышали его». Так вот, мне меньше всего бы хотелось высказаться лишь для того, чтобы заявить о себе. Поэтому, примите мои слова не более как размышления над серьезной темой.
На мой взгляд (и это мое мнение выстраданное и твердое) критика, в первую (а также во все последующие очереди) должна быть — внимание! — ДОБРОЙ! Да, я не оговорилась, именно критика и именно доброй. Почему?
Все очень просто, к критике, как и в любом деле важно понятие приоритета. Простите, везде в жизни рулит один закон. ВСЕГДА И ВЕЗДЕ — что-то определяющее, а что-то второстепенное. Простите за двусмысленность этого выражения, но еще римляне говорили: она внизу, он наверху. То есть везде расставляются приоритеты. Если критик ставит перед собой цель показать собственное профессиональное мастерство на каком-то авторском материале, то доминантным всегда будет он — критик. Образно говоря, он будет отплясывать канкан на полу, который представляет из себя произведение автора. В данном случае, критик никакой помощи автору не окажет, а только будет рассыпать перлы своего профессионализма, пользуясь произведением.
И совсем другое, когда критик ставит приоритетом само авторское произведение и действительно искренне радеет о том, как помочь автору, вместе с ним размышляет, предлагает свои варианты тех или иных эпизодов, но делает это предельно тактично, ненавязчиво, не нарушая ни замысла, ни общей тональности произведения. Одним словом — по доброму.
Елена, это все очень просто. И пояснить это можно даже на опыте домашней хозяйки. Вот представьте: Вы ждете гостей, готовитесь: печете, варите, парите, жарите, строгаете и тушите. Уставляете стол разносолами и кулинарными изысками. Приходят гости и, конечно, первая реакция — ах! Выражают восхищение Вами как искусной хозяйкой. Но потом все немедленно сметается со стола, Вы продолжаете сновать между кухней и гостиной, принося все новые блюда, а гости заняты собой, беспечно и оживленно болтают и уминают Вашу снедь.
Конечно, Вам немного обидно. Вам хочется еще и еще услышать слова восхищения в свой адрес. Вам хочется, чтобы этих слов было как можно больше. Они Вас окрыляют. Но — вот беда! — гости попросту, как бы между делом, на ходу благодарят Вас и продолжают свою беседу.
И вот здесь наступает очень опасный момент — некая тонкая грань, которая определит Ваше дальнейшее поведение. Вы или отступите на второй план, свято памятуя о том, что Вы — хозяйка, и все, что Вы делаете, в первую очередь, направлено на то, чтобы гостям в Вашем доме было бы хорошо.
Или перетянете одеяло внимания на себя и начнете спрашивать, понравилось ли то или иное блюдо, подробно объяснять как пекли пирожки, как замешивали тесто, сколько специй клали в паштет и проч.
В результате, гости, вместо того, чтобы пообщаться друг с другом и повеселиться (собственно из-за чего и собрались у Вас) будут выслушивать кулинарный монолог.
Нечто подобное и с критикой. Если критик поставит целью декларировать себя, свое собственное «я», он найдет претензии и к Священному Писанию.
А если он поставит себе целью вдумчиво, серьезно и тактично помочь автору — то это и будет настоящая, действительно полезная и стимулирующая критика.
Распространенный пример (это общеизвестно), что звонкие крылатые стихи Расула Гамзатова «сделали» в основном переводчики. Подстрочник его поэзии выглядел примерно всегда одинаково: «Вот я сел на коня и поскакал». И все!
А разнообразие, мудрость, крылатость его поэзии во многом подарили переводчики. Но, тем не менее, автор он — Расул Гамзатов. И поэзию называют гамзатовской, а не дядивасиной или тетиклавиной! У переводчиков хватило ума, такта и настоящего профессионализма не высовываться, и уступить пальму первенства автору. И это правильно! Потому что все их искусство ничего не стоило бы, не будь исходного материала! В конце концов, даже самый искусный ювелир будет сидеть без дела, если у него не будет материала для работы.
То же, на мой взгляд, и с критикой. Критик в первую очередь должен понимать, что его работа, какая бы виртуозная она не была, все же вторична. Он работает на исходном материале. Первично — само произведение. Корявое или искусное, гениальное или бесталанное — но первично оно, а не его работа. И об этом надо помнить, и на знамени профессии критика всегда должны быть вышиты четыре слова: «Искренность, тактичность, доброта, помощь».
Простите, за целую «простыню».Но я только высказала свое мнение. Спасибо Вам.
Ну, и понятно (не всем:)), что критиковать надо не человека в целом, а его текст (произведение)! Об этом действительно многие забывают, и переходят на личности. Впрочем, такое и с похвалой нередко встречается.
Тогда нужно прежде всего знать личность критика, а то, может, он проиграл автору, а теперь отрывается.
О критике по запросу.Какие -то странности — критикуйте это, а то не трогайте. Это как в магазине просят у курицы отрезать голову и лапы, хотя в продаже она вся.
В научном мире, и Вы, полагаю, об этом знаете, есть что-то вроде «слепого оценивания». Когда рецензент не известен авторам, а авторы — рецензенту. Это мне кажется более продуктивной моделью и для пишущего, если он действительно хочет узнать непредвзятое мнение о своем тексте, и для критиков, которым тем интереснее разгадывать, кто написал тот или иной текст. На данном сайте тоже периодически такое практикуется. Это, пожалуй, и есть самая разумная модель взаимодействия читателей — критиков. А лайки и комментарии — это скорее про живое общение и дружеское подбадривание.
Но на самом деле (!), я писала немного про другое:). Про переход на личности, который практикуется у нас в обществе под видом критики, еще начиная со школьных времен. Обычно это обобщенные замечания вроде: «Иванов, ты никогда без ошибок не можешь!», «Ну ты, Петрова, вечно что-нибудь скажешь — лучше бы молчала!», «Это очень в твоем духе!» и т.п. Подобный переход на личности и «навешивание ярлыков», на мой взгляд, недопустимы. Все остальное, думаю, приемлемо, хотя и может быть сколь угодно субъективным.
Соглашусь также и с тем, что «выискивать недостатки в произведении, исходя из того, Автор хороший или плохой Человек, неверно». Не только потому, что «тогда нужно прежде всего знать личность критика, а то, может, он проиграл автору, а теперь отрывается», хотя это, безусловно, резон:). Но еще и потому, что знакомство с биографиями писателей — это вообще сплошные «утраченные иллюзии» :). Кто картежник, кто психопат, кто бабник, а кто и гомосексуалист, прости господи!.. ))) Но… если бы тот же Достоевский не играл в рулетку, то мы бы, вероятно, не имели удовольствия прочесть его «Игрока». Так что морализаторство здесь как-то неуместно.
Удачи Вам во всём!
Что касается «критики без запроса», то мы просто обсуждаем её допустимость и границы, ведь даже в соцсетях на этот счёт есть негласные правила.
Дискуссия интересная, спасибо за возможность подобного обсуждения!
Я — не критик, но иногда мне просто хочется спросить у иного автора произведения:
— А для чего Вы написали свой опус? Вот ЧТО Вы этим хотели сказать другим?
К сожалению, почти всегда возникает непонимание… Многие в этом простом вопросе видят подвох или скрытую иронию…
Ведь чтобы критиковать — надо знать хотя бы причину написания произведения, а уж потом браться за пунктуацию…
Всем успехов и удачи!