Упражнения в прекрасном: творческий марафон. Неделя 5
Добрый день, уважаемые участники марафона! На предыдущих неделях марафона мы с вами рассмотрели кинестетическое и аудиальное восприятие, помогающие нам в создании художественного текста. Сегодня мы начнем разговор о роли визуального восприятия в нашей жизни.
Именно зрение считается для человека ведущим средством получения информации от внешнего мира: исследователями установлено, что через зрительные рецепторы человек получает примерно 80% поступающей извне информации и способен определять целую совокупность свойств наблюдаемого объекта, таких как его вид, тип, цвет, форма, текстура. Таким образом, именно визуальное играет ключевую роль в познании человеком мира, что отражается и в культуре, где визуальному искусству отводится центральное место.
Визуальное восприятие состоит из двух ключевых этапов:
«1) получение информации на физиологическом уровне (по цепочке: световой раздражитель — сетчатка глаза — электрические импульсы в нейронах мозга);
2) дешифровка визуальных сигналов (анализ электрического сигнала и осознание наличия в поле зрения того или иного зрительного образа)»
[по информации с сайта: https://professionali.ru/Soobschestva/uchebnyj_centr_professionalovru/vizualnoe-vosprijatie-kak-naibolee-vazhnyj/].
Георгий Костин «Метафизика маскарадных масок-1»
При этом человеческое видение не приравнивается к сугубо автоматическому реагированию на конкретный внешний раздражитель. Это результат сложного взаимодействия этого раздражителя с комплексом уже имеющихся у человека знаний, ассоциаций и жизненного опыта. Получив информацию об увиденном, наш мозг сопоставляет ее с уже имеющимися у него образцами и шаблонами, с целью понять, как стоит воспринять новый объект, представляет ли он опасность или является безобидным, интересен он или нет.
То есть при взгляде на те или иные предметы окружающего мира, мы их интерпретируем, опираясь на собственные исходные данные, такие как наши представления о мире, текущие цели, конкретная ситуация и даже настроение. Поэтому единого шаблона визуального восприятия того или иного объекта не существует: оценка увиденного всегда формируется индивидуально, исходя из наших личных установок и принципов. Этим объясняется, например, то, что разные свидетели одного происшествия будут выделять различные его детали и потому по-разному о нем судить: «люди обычно “редактируют” то, что видят. Это редактирование происходит неосознанно и, как правило, самим редактором отрицается» [Кейси Карен Видение – это вера: https://psy.wikireading.ru/104905].
В то же время личное мировидение конкретного человека в значительной мере определяется окружающей его социокультурной средой: «Внешняя социокультурная заданность преломляется в индивидуальном сознании». Поэтому у людей различного происхождения, получивших разное воспитание и образование, картинка действительности сильно разнится, тогда как у людей, выросших в одной и той же обстановке, близких по образовательному и культурному уровню, она может быть сходной, хотя и не идентичной.
В обычной жизни нам сложно отказаться от существующих у нас шаблонов зрительного восприятия. Однако для того, чтобы написать художественный текст, нужно уметь не только пропускать все через себя, но и перевоплощаться – быть способным почувствовать себя на месте того или иного персонажа. А значит, и увидеть мир его глазами. В этом нам может помочь прием остранения. Обратите внимание на написание этого слова – не «отстранение» (от глагола «отстраняться», «удаляться от кого-то»), а именно «остранение» (от прилагательного «странный»). То есть смотреть на мир с новой точки зрения, превращая обыденное в непривычное.
Георгий Костин «Метафизика маскарадных масок-2»
Остранение было открыто литературоведом формальной школы Виктором Шкловским, обнаружившим и обозначившим его использование в творчестве Л.Н. Толстого: «Прием остранения у Л. Толстогосостоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее как в первый раз виденную, а случай — как в первый раз происшедший». В то же время, примеры использования остранения не ограничиваются ни одним автором, ни одной страной – их можно найти в многочисленных произведениях мировой литературы, в связи с чем Шкловский пишет, что «остранение есть везде, где есть образ» [Шкловский В.Б. Искусство как прием // О теории прозы].
Психологическая функция использования остранения заключается в том, что оно побуждает читателя по-новому взглянуть на изображаемую ситуацию или предмет. Вызывая любопытство неожиданностью угла зрения, автор способствует зарождению у читающего активной позиции по отношению к остраняемой действительности.
Прием остранения особенно характерен для произведений, посвященных детству. В качестве наиболее ярких примеров можно привести творчество С.Т. Аксакова («Детские годы Багрова-внука»), Л.Н. Толстого («Детство»), А.П. Чехова (цикл «Детвора»), Н.Г. Гарина-Михайловского («Детство Темы»), В.Г. Короленко («В дурном обществе»), Н. Тэффи («Дети»). Достаточно ярко проявлен прием остранения в прозе современного писателя Захара Прилепина. К остранению писатель прибегает в ряде рассказов о детях (в том числе, в «Белом квадрате»), в романе «Черная обезьяна», в повестях «Витек», «Лес».
Георгий Костин «Вдумчивая читательница книг»
Например, в рассказе «Белый квадрат» не только люди, но и животные, увиденные маленьким героем произведения, Захаркой, наделяются своим темпераментом и характерными чертами, становятся не просто «декорацией» к происходящему, но активными участниками событий. Так, козы артистично блеют и ведут друг с другом по-козьи глуповатые беседы: «Обнаружив тебя в кустах, вздрагивали, крутили головами, жаловались козлу: “Здесь ле-ежит кто-то!”. Козел делал вид, что не слышал». В приведенном отрывке автор описывает происходящее от лица ребенка, благодаря чему формируется особое видение времени и пространства. Пространства, в котором сосуществуют реальность и сказка и где рядом с самыми заурядными людьми живут необычные, говорящие на своих, неведомых языках звери. В данном случае прием осложнен тем, что на протяжении всего текста рассказа повествование ведется от первого лица, но, по сути, в нем два героя: это маленький Захарка со своими детскими представлениями о мире и взрослый Захар, вспоминающий себя в раннем возрасте и по-доброму смеющийся над собой. Голоса взрослого и ребенка в тексте чередуются.
Кругозор ребенка, в сравнении с кругозором взрослого, ограничен, детское эмоциональное видение действительности не совпадает со взрослым рациональным взглядом на вещи. Из-за подобного несоответствия точек зрения на окружающее пространство нередко возникает комический эффект, который легко может быть «считан» взрослым читателем. С другой стороны, детям присуще богатое воображение, благодаря которому они «воспринимают окружающий мир, себя и окружающих людей совершенно иначе, чем взрослые. Это восприятие не хуже и не лучше, чем у взрослых. Оно качественно другое» [Смирнова Е.О. Детская психология]. Умение принять, наравне с наличием реального мира, существование особого мира ребенка, преображенного фантазией, помогает выстраивать диалог взрослых с детьми.
Ребенок в произведениях часто выступает в роли непонимающего, условного рассказчика, о значимости которого писал еще М.М. Бахтин. Он относил к этому литературному типажу Белкина из пушкинских «Повестей Белкина», Максим Максимыча из «Героя нашего времени», многочисленных хроникеров Ф.М. Достоевского. По мнению ученого, наивные и простоватые очевидцы событий привлекаются писателями «как специфические и ограниченные, но продуктивные в самой этой ограниченности и специфичности словесно-идеологические точки зрения, особые кругозоры, противопоставляемые тем литературным кругозорам и точкам зрения, на фоне которых они воспринимаются». [М. Бахтин Слово в романе т. 3 // Собрание сочинений в 7 томах].
Этот же прием часто используется в детективах, когда расследование ведется сразу двумя персонажами: например, мало что смыслящим в своем деле полицейским и противостоящим ему талантливым частным детективом.
То есть вторая точка зрения на мир, при приеме остранения, важна не только сама по себе, но и в сопоставлении с авторской позицией или, как в случае с героем-ребенком, – с позицией взрослых персонажей. Целью авторов является демонстрация игры разных взглядов на мир. Нередко остранение служит и усилению драматизации событий: здесь можно вспомнить, например, рассказ А.П. Чехова «Каштанка», в котором жестокость мира взрослых людей показана глазами преданной собаки, не понимающей причин их поведения.
Кроме того, использование остранения позволяет обратить внимание на сосуществование в пределах одного, кажущегося единым, мира двух особых, отдельных друг от друга, параллельных пространств – например, мира мужчин и женщин, мира взрослых и детей, мира людей и животных.
Давайте на этой неделе попробуем посмотреть на мир чуточку иначе и выполнить ряд заданий, которые помогут нам выйти за рамки привычных схем восприятия:
1) Психологи рекомендуют регулярно обновлять что-то в интерьере квартиры, чтобы не впадать в хандру. На этой неделе попробуйте внести хотя бы одно изменение во внутреннее убранство своей квартиры. Может быть, перевесить картину. Поменять местами предметы в комнате. Или по-новому расставить фотографии на полках.
2) Попробуйте посмотреть на какую-либо вещь в своей комнате так, как будто бы вы видите ее впервые в жизни. Это может быть, например, книга. Или кружка для чая. Найдите пять новых способов применения этой вещи. (Юмор при выполнении этого задания приветствуется, хотя и не является обязательным:)).
3) Наверняка у вас в доме есть те или иные предметы, доставшиеся вам по наследству. Например, чайный сервиз на десять персон. Или узорная, кружевная скатерть. Или напольная ваза, которая пылится в дальнем углу – подарок двоюродной бабушки. Достаньте эту вещь и попробуйте вспомнить о человеке, подарившем вам ее, взглянув на сегодняшний мир его глазами. Как вы думаете, что особенно удивило бы его в этом мире, что порадовало бы, а что расстроило?..
4) Мы достаточно давно находимся на карантине. И уже немного подустали от однообразного вида своего жилья. Попробуйте описать свой дом глазами ребенка или домашнего питомца. Что при этом изменилось? Какими стали казавшиеся привычными вещи?
Задания 3, 4 вы можете выполнить в формате прозаической зарисовки или же в формате стиха, по вашему выбору.
Да, и смените, наконец, фон на рабочем столе! :)
Удачной вам недели! С пожеланиями бодрости и творческого настроения. Лена Вишневая
Визуальное оформление марафона представлено работами члена литературного клуба «Писатели за добро», фотохудожника, члена СФР Георгия Костина: http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=229
Модератор беседы – Маргарита Менчинская, автор стихов и прозы, член литературного клуба «Писатели за добро»: http://pisateli-za-dobro.com/users/4584
.
«Есть много разных стран на свете, а Родина только одна» — в нашем марафоне, Татьяна, все-таки разнообразие тем куда как пошире будет!.. Даже так Вам скажу: у нас нет никаких конкретных тем, одни ощущения и эмоции. Это упражнения на развитие воображения, на самонастройку. И тут у каждого своя история может сложиться. И складывается из раза в раз! То есть я, по сути, даю лишь «фильтры», а то, как вы (или я, в роли такого же, как Вы, участника этого марафона) их применяем — в этом и состоит наша свобода творческого самовыражения.
Даже добавлю в беседу ссылочку на «Цветок на земле» — может быть, кто-нибудь захочет почитать или перечитать: ilibrary.ru/text/1196/p.1/index.html.
При этом даже не столь важно, умеете Вы хорошо рисовать или нет. Просто сам факт рисования — это уже включение воображения, а значит, может помочь Вам отыскать новые повороты привычных сюжетов.
***
Хотя если говорить о современных проблемах школы, то там это не рисунки, а гаджеты. И, честно скажу, я понимаю определенное раздражение педагогов в адрес детей, уткнувшихся в планшеты. Просто создается ощущение таким образом, что ты с пустотой разговариваешь.
«Галина Скударёва
18.05.2020 13:41
#
+1
Мне сразу пришёл на ум вариант вазы для низкорастущих цветов-это старый заварочный чайник с чем-то отбитым: пипочкой у крышки, например.В сказках Г.Х.Андерсена всегда много старых вещиц и оттого его сказки такие тёплые, душевно-умильные.
Когда я была маленькой, я из книг, в твёрдой обложке, строила домики.
Ответить Редактировать Удалить
Виктор Улин
18.05.2020 16:18
# ↑
+1
Любопытно.
Времена меняют восприятие.
Когда-то нас в самом деле умиляли старые полуразбитые вещи.
А вот сейчас все старое хочется вынести на помойку, оставить дома хоть голые светлые стены, лишь бы старьё не тянуло назад».
Пришёл я в комнату другую.
Сейчас я чувства зарифмую.
И видя спящего кота,
Я ощутил, что жизнь не та,
К которой я себя назначил,
А тут ещё и кот в придачу.
Взял фотографий я альбом,
Опять мне, как на зло, облом:
Физиономии в тумане
И резче никогда не станут.
На подоконнике цветок
Не дожил отведённый срок
Без надлежащего полива,
А чувства пылки и пугливы.
Ах, в шутке этой вечна нить –
Прошу покорнейше простить.
P.S. Единственное, ошибочка у Вас в текст закралась — «как назло» неверно написали. В творческом порыве такое нередко случается! Тут можно не только про цветы, про грамматику забыть!.. Для справки: new.gramota.ru/spravka/punctum?layout=item&id=58_328
Благодарю Вас от души — разрядили обстановку!
Хотя, как ни наряжай квартиру, как ни переставляй, главное не в этом:
***
С тобой создавали удобный и радостный дом:
Купили трюмо, два торшера, большую картину,
Но с каждой покупкой не стало уютнее в нём,
А взгляд утыкался всё чаще в согнутую спину.
В ударе была — навязала салфеток крючком,
Везде разложила, любуясь красивым узором.
От белого кружева веет прохладным снежком,
Всё чаще ледком обжигают холодные взоры.
Но каждый хотел получить хоть немного тепла-
Сложили камин, пару кресел купили и пледы.
Он подал глинтвейн. Только пить я его не могла-
Морозные иглы сквозь горло вонзались в беседу.
Обитель уютная больше не будет мила,
Когда от сгоревшей любви
лишь остывшая в топке зола.
Да, прическа с перестановкой — это сигнал что-то поменять. Моя родственница развелась после нескольких частичных ремонтов и покупок новой мебели — не помогло! А мне новая прическа однажды неожиданно помогла — по молодости после скандала психанула — покрасилась, сделала «химию». Муж не узнал меня, испугался, что теряет что-то привычное, родное. Попросил моё «художество» убрать хотя бы в хвостик, и сразу стал милее милого.
Это радует! Осталось дождаться, когда разрешат открыть салоны красоты!
И вот это понравилось: «каждый хотел получить хоть немного тепла...». На самом деле, часто все разговоры сводятся именно к этому: попытке получить немного душевного тепла.
Благодарю Вас за участие!
Раньше мы смеялись, что в каждой квартире висит одна и та же пластиковая люстра «под хрусталь», с такими прозрачными гранёными сосулечками. Зато теперь каждая квартира целиком — выкопировка пресловутой «Икеи». Одинаковое ВСЁ! Меняется только цвет — мятный, глубокий мятный, бледный мятный… Не, а чё, зато гостям удобно — всегда чувстуешь себя в гостях «как дома».
И задумчиво смотрите вдаль,
И за дальним окном вам видны снегири
И снегов на деревьях вуаль…
Виктор, я Вас поддерживаю, очень люблю шкафы-купе. Этот стоит у нас в коридоре. Его я конечно же не двигаю. Но сколько в него помещается вещей! Так удобно, вся верхняя одежда по вешалкам висит, не мнётся. Да и обувь по сезону убираю туда. На фото не получилось весь коридор вмесить, не технической возможности. Кстати, я тоже возле шкафа тренируюсь под музыку. В тёплое время года расстилаю коврик, а зимой у нас тёплый пол, можно пресс покачать и просто посидеть на полу. Зимой дети у нас на полу играют.
Часто то, что кажется удобным и практичным нам, для детей не комфортно, сковывает, не даёт проявить индивидуальность и собственный вкус.
Стояла в сарае старая деревянная стремянка, оставшаяся от прежних хозяев. Муж всё норовил выбросить за ненадобностью. Немного краски, гирлянда — и новый светильник для уютных посиделок готов.
Завтра сфотографирую и покажу, как можно использовать в интерьере дрифтвуд — деревяшки, выброшенные морем.
P.S. Молодцы вы, что дом так подняли — с нуля, можно сказать!!!
А вот к одежде я лично куда спокойнее отношусь. И сама могу что-то «с чужого плеча» примерить, и если кому-то из подруг что-то из моего гардероба приглянулось, могу и поносить дать, и подарить! А вот секонд-хенд не мое. Там попадаются стоящие вещи, я не спорю, но их надо так долго искать, что мне лень!.. )))
И конечно же разнообразные «фильтры»- бытовые, почвенные, культурные, которые способствуют восприятию или отторжению каких- либо внешних данных.
А откровенья не бывают сладки-
С тоской и грустью их встречаем:
В своих любимых недостатки
Мы видим, но не замечаем!
Но позвольте, уважаемая Елена, немного расширить тему. Поясню- мне родной дедушка по материнской линии в детстве дал меткую характеристику- «тряпичник». Просто я всегда замечал происходившие изменения в обстановке их квартиры- появление новых вещей, перестановок. И с учетом прошедших десятилетий эта тема меня перестала меня каким- либо образом волновать. Описать, конечно, можно, но это будет скука смертная. Вот что меня в настоящее время занимает, так это танцы. Но не классика, а современные направления. Для своего цикла однажды искал танец «семи покрывал» и наткнулся на такое направление, как Belly dance и его ответвление- Tribal. Думал, что это модифицированный «танец живота», но… такого слияния с природой я раньше никогда не видел:
Просто шаманизм какой-то!
Ещё один, где богиня Бастет сошла с барельефа:
Вот и ломаю теперь голову- каким образом можно перевести в словесную форму весь этот восторг прекрасного движения. Буду рад, если укажите авторов, что раскрыли в своём творчестве тему танцев.
Насчет именно belly dance, tribal тем паче — не подскажу так сразу! Хотя… «Шантарам», конечно, отчасти — Индия же. Но там наркотики, так что…
А так прежде всего балы вспоминаются, из классики. В романах Льва Николаевича, например, где и знакомились, и ссорились, и мирились, и расставались, танцуя вальсы да мазурки… «Анна Каренина», «Война и мир». Жесткий рассказ — «После бала», с перевоплощением человека из любящего отца в… настоящего полковника.
В «Бесах» Достоевского танцы есть… в том числе со свиньями!..
Ну, а такие вещи, как «Гордость и предубеждение», например, или «Унесенные ветром» даже как-то и рекомендовать Вам совестно . Женская все-таки литература. Хотя и неплохая весьма.
При имени Л.Н. Толстой преисполняюсь содроганием- он меня усыпляет.
Но фильм «Анна Каренина», снятый Джо Райтом, мне в чем-то понравился.
Я же не разделяю литературу по признаку пола. Если талантливо написано, то погружаешься с головой.
Так, когда-то, не мог оторваться от книги Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». И ничего- жив.))
С уважением.
Да, упомянутый Вами фильм, хотя книге и не соответствует, но имеет свою прелесть. Та же Джейн Остин в формате фильма неплоха, и не так… далека от современности! )))
То немногое, что еще вспомнилось, напишу в личные сообщения, поскольку непосредственно к нынешней теме марафона танец не относится.
«И дальше — сам с собою: почему — красиво? Почему танец — красиво? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе. И если верно, что наши предки отдавались танцу в самые вдохновенные моменты своей жизни (религиозные мистерии, военные парады), то это значит только одно: инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку, и мы, в теперешней нашей жизни — только сознательно...»
В своё время любопытствовал по поводу понимания свободы на одном форуме. И в результате общения с некоторыми пользователями достигли определенного консенсуса: свободы вообще не существует. Если создать визуальный образ свободы, то это комета, летящая в глубоком космосе. Абсолютное одиночество без связей с окружением. И потому человеческая свобода относительна- это действие по своим внутренним импульсам и заканчивается там, где начинается свобода другого субъекта. А рабство- это действие по принуждению. Т.е. два вектора- внутренний во вне и внешний внутрь человеческого тела. На том основании с Замятиным категорически не согласен: танец есть внутренняя потребность посредством проявления сильной воли танцующего человека. Если танец по принуждению, то на него без слёз или смеха не взглянешь. И в основе его свобода движения.
Эстетика же танца заключена в телесно- пространственных отношениях, растворённых в звуковых волнах, со свойственным, специфическим ритмом; творческий акт по созданию иной картины мира.
И инстинкта несвободы не существует- автор ошибается, приводя паралогические доводы.
Книгу бегло почитал. Явно писал физик, а не лирик Оруэлл. Чем-то напомнила фильмы «Эквилибриум» и «Обитаемый остров».
По поводу «лириков» — «физиков». Да, автор дружил с математикой, но он для меня, может быть, больший лирик, чем Оруэлл, потому что смог создать своим текстом совершенно особый мир, а Оруэлл шел в большей мере по мотивам событий из жизни. И еще любопытно то, что мы — исторически, событийно — некоторым образом прошли путь от Оруэлла к Хаксли с его «дивным новым миром». От одной антиутопии к другой.
Ну, и ремарка в тему технического прогресса и духовного развития: «Как убедился Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке» (Михайлов О. Н. «Гроссмейстер литературы»).
Все тоталитарные режимы примерно одинаковы: кругом враги, но во главе истинный спаситель, полнота власти которого с полным ограничением свобод населения приведут к какой-либо победе. Речь о другом- при различии сюжетных линий повествование сводится к тому, что для полноты власти нужен бесспорный контроль за психическими процессами. У Оруэлла- это «промывание мозгов», пропаганда. В трех обозначенных вещах прямое воздействие на головной мозг: в книге- операция, в фильмах- психотропный препарат или электромагнитные волны. И тогда плебс скачет перед властителем на задних лапках, словно кролик перед удавом.
Стругацких, правда, не смог читать. Но мой друг, любитель их фантастики, говорил, что фильм соответствует содержанию книги.
Замятин же для меня стал «физиком» на том основании, что у него книга тяжёлая- загрузил.)
Прямо о моём конкурсном произведении «Время-эрзац».)
Фильм у Бондарчука, в общем, неплохой. Действительно, отражает содержание романа. Просто предпочтительнее все же книгу с книгой сравнивать. Иначе это как молоко и кефир сопоставлять. Характеристики изначально несколько разные у них:).
Любопытно то, что я сама во всех обсуждаемых произведениях больше выделяла для себя власть тех или иных идей, а не власть людей. И в этом смысле идея убийства личности человека изнутри (через изъятие фантазии) «посильнее» будет, чем снаружи (путем пропаганды, например). Хотя, собственно, если про Оруэлла говорить, то у него там двустороннее… воздействие. Жуть, а не книга, конечно!.. Очень жесткая.
***
Поняла Вас по поводу «физиков»… Они такие, факт. Тяжелые люди!
По жирности, вполне, сопоставимы.
Так и книги, и фильмы помимо художественной ценности и различия в степени воздействия на те или иные органы чувств, служат ещё источником какой- либо информации- независимо от носителя.
Кино в этом отношении- источник более массовый, в отличии от книг. Да и читают сейчас всё меньше и меньше. Как-то смотрел статистику по Западной Европе и США- так там, после 40 лет, художественную литературу мало кто читает.(
Музыканты играют страданья.
Замер зал… А танцоров всё нет.
Но тем сладостней миг ожиданья.
Танго! Танго! С каких это пор
Мы забыли про прелесть движенья,
Жгучих звуков как женщины взор,
Полный страсти и самозабвенья?!
Танго! Танго! А ну, закружи!
Как всегда ты пленяешь любого!
Ну-ка, друг, разойдись, покажи,
Как танцуют его в Балаково!
© Сергей Фомин
Балаково
3 декабря 1987 г.
Леопольдо Лугонес. De la musa al academicо. Поэтический перевод
Ах, дон Аркадио, нынче фиеста;
Вместе с фиестой пришёл Карнавал.
Солнце взрывается громом оркестра,
Час болтовни развесёлой настал.
Небо в объятиях море ласкает;
Дрожжи сатирные в бочке хмельной;
Синяя муха полёт завершает,
Вмиг насыщаясь медовой слюной.
В такт вальса дробно стучат кастаньеты,
На гобелене безумства страстей:
Ноги точёные, музой одеты,
Аркой дрожат перед взглядом очей.
С белыми винами uno momento
Смелость геройски со хмелем летит,
Тощий цыплёнок – мечта декадента –
На сковородке волшебной шипит.
Наша кастрюля – горшков королева,
Холодом медным глядит, как луна:
Луком блестящим в бездонности чрева,
Как черепами, до верха полна.
В танцах, давай, будем, как эти пары,
Слившись основами в сладостный миг,
В уши твои пусть вливаются чары:
Бог танца – международный язык.
Поэтический перевод с испанского
© Сергей Фомин
Батайск, Ростов-на-Дону, Семикаракорск
18 – 21 января 2020 г.
Стихотворение аргентинского поэта Леопольдо Лугонеса. Так как дословный перевод названия стихотворения звучит обыденно, пусть название так и останется на испанском. А так как я в испанском, что называется, ни бум-бум, то был бы признателен читателю, если бы вы указали мне на неточности перевода, потому что поэтического перевода этого стихотворения я не нашёл, и пришлось всё «рожать» самому, руководствуясь исключительно гуглом и собственной фантазией. Из всех моих уже многочисленных переводов этот дался наиболее тяжело. Не знаю, удалось ли мне «въехать» в смысл этого, на мой взгляд, декоданса.
Но представленный текст мне понравился, уж не знаю, насколько он близок к оригиналу…
«Тощий цыплёнок – мечта декадента –
На сковородке волшебной шипит» —
вот это вообще отлично, по-моему! Спасибо Вам за такое сочное добавление к затронутой теме танца!
Насчет конструктивности: да, мы как раз с Еленой Асатуровой обсуждали эту идею, в рамках недавней беседы о русском языке, которую проводила Наталья Бутакова! Поэтому почему бы ее не реализовать? На будущей неделе в марафоне будет рассмотрена другая тематика, которой мы завершим разговор о визуальном восприятии. Она будет с юмором, так что, надеюсь, Вам понравится . А после этого вполне можно устроить практикум с релизами!
Это всё, что Вы хотели сообщить на сегодня, в тему конструктивного? Или еще какие-нибудь светлые идеи родились за просторным и пустынным письменным столом?..
И да, «каждому — свое». Главное еще, чтобы надежду не забывал… всяк сюда входящий .
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
ГЛАВА 1. БАЛЕТ
Аня с солнышком проснулась,
Сморщив носик от лучей,
Маме мило улыбнулась,
Сразу потянувшись к ней.
— Что во сне ты увидала?
Расскажи тихонько мне.
— Я на сцене танцевала
В дивной сказочной стране.
В яркой пачке для балета,
С диадемой в волосах,
Вся в лучах дневного света
И в пуантах на ногах
На поляне земляничной
Я танцую, как в ДК,
Но на сцене необычной,
Не знакомой мне пока.
Будто бы весь воздух — сцена,
Музыкою напоён.
Декораций перемена
Кружится со всех сторон.
Зритель частью декораций
Восседает на ветвях
Иль, взрываясь от оваций,
Рукоплещет в облаках.
Платья бальные меняю,
Словно на показе мод,
Я их переодеваю
Лишь воображеньем. Вот!
То я в платье, как у розы,
То в небесно-голубом,
То в лимонном в цвет мимозы,-
Ничего себе таком.
Феи в воздухе летают,
Зажигают яркий свет
И на камеры снимают
Этот сказочный балет.
Танцевать совсем не сложно
Там хоть где, хоть на ветвях,
Фуэте крутить там можно
На цветочных лепестках.
Я его раз сто крутила,
Руки вскинув высоко.
Превосходно выходило –
Грациозно и легко.
По камням, как по паркету,
На пуантах пробежать,
Разве что фигуру эту
Сложновато исполнять.
Там у зрительниц наряды!..
Как у сказочных принцесс.
Все тебе безумно рады.
Вот бы снова в этот лес.
Принц там был на загляденье.
Он внезапно подбежал
И со мной в одно мгновенье
Па-де-де затанцевал.
Парный танец так в балете
Называется всегда,
Я теперь минуты эти
Не забуду никогда.
Я влюбилась в этот танец,
В принца тоже. Боже мой!
На щеках моих румянец
Загорелся сам собой.
Ведь мы с ним, подумать только,
В танце начали летать,
И не боязно нисколько
В небе было танцевать.
Принц подбрасывает смело,
Я взлетаю к облакам,
Танца кружево умело
Ножками рисую там.
© Сергей Фомин
Семикаракорск
июнь 2018 г.
Этому сундуку уже очень много лет, более ста. Он помнит иные времена, когда в деревенской избе прижимистые русские крестьянки хранили в нём приданое дочерей или лучшие платья и отрезы, купленные на воскресной ярмарке в большом городе.
Мы привезли его с малой родины, из Владимирской глубинки, и долгое время он служил нам верой и правдой, играя разные роли – места для хранения, столика, комода. И всё время напоминал о старом доме моих предков…
Шесть лет назад сундук совершил большое путешествие и поселился на морском берегу, в доме, также наполненном историями о прошлом. Он с удовольствием принял на себя миссию морского рундука – стоит такой важный, неся на своей спине парусники, раковины, собранные на песчаном берегу, и даже настоящий корабельный колокол – рынду!
Он слышит шум прибоя, крики беспокойных чаек, песни далёких ветров. Когда опускается чёрная южная ночь и всё затихает вокруг, он грустит, мечтая стать настоящим морским волком и бороздить просторы океанов. И чтобы в нём хранили не ёлочные игрушки, а запасы пиратского рома или найденные сокровища. Он бы точно сберёг их от сырости и чужих глаз…
И пусть бока его потемнели от времени и покрылись шрамами царапин, пусть он по-старчески поскрипывает и вздыхает, в нём ещё не пропала жажда приключений! Свистать всех наверх!
Я смотрю на него и порой не могу понять, каких ощущений больше – ностальгии по прошлому или нетерпеливого ожидания перемен. Но точно знаю, что скоро мой старинный сундук отправится в новое путешествие.
«Я смотрю на него и порой не могу понять, каких ощущений больше – ностальгии по прошлому или нетерпеливого ожидания перемен». Это очень… близко.
А к Вашим ощущениям я, по-моему, всегда была достаточно внимательна. Если нет, то буду исправляться! Как говорится, всегда есть куда совершенствоваться! ))) Так что к здравой критике на свой счет готова и за свои слова отвечаю!
pisateli-za-dobro.com/articles/881-uprazhnenija-v-prekrasnom-tvorcheskii-marafon-privetstvie.html.
Для продвижения своих концепций можно использовать другие площадки этого сайта.
Спасибо за проявленную внимательность.
И просьба не нарушать правила и не навешивать оскорбительных ярлыков на наших участников.
Моя икона
Родилась в строгий пост сентября,
В день, когда Иоанна казнили.
Мне икона досталась не зря:
У неё мои предки молились.
.
И назвали Надеждой меня…
Оправдала ли я все надежды
Тех людей, с кем сводила стезя
Жизни радостной и мятежной?
.
Предназначенность доли-судьбы
Совершилась, сбылась? А быть может,
Не хватало мне сил для борьбы,
И порою грусть душу тревожит.
.
Каюсь, к Богу не сразу пришла.
Высший зов человеку неведом.
И пускай моя вера мала,
Чту икону, где лик мукам предан.
.
Шедевр?
Сегодня холст, как праздник, взял,
Ее сегодня рисовал,
Все краски радуги смешал,
О как ее я обожал.
Штришок боялся пропустить,
На теле точечку забыть
И кожи капельки росы,
Писал как розы лепестки,
Портрет закончен, как давно,
Хотел создать я волшебство,
Но все равно, она сама,
Гораздо лучше полотна!
Катилась капелька слезы,
Смывая краски и штрихи,
Пустое стало полотно,
Сегодня свадьба у нее.
Щенок
Отец купил домой часы,
Живут в них птицы, целых три.
Кукушка в домике сидит,
На ветке попугай кричит
И пташка райская поет,
Весну с собою в дом несет.
Щенок на них смотрел любя
И ждал он целый час, когда
Все птицы снова запоют,
На миг на ветках оживут.
Да раз не выдержал щенок,
Залаять громко очень смог
И чудо птицы стали петь,
На свете все бывает ведь.
Щенку не скучно одному,
Залает он и все поют!
Апробация
И в нашем просвещении
Свершилась революция:
Всю нашу школу русскую
Засунули в инструкцию.
Из управленья девушки
Вопрос сей регулируют,
А в школе нашей бедной
Всё это апробируют.
Здесь КИМы, ГЭКи, ТЭКи
И даже ГВЭ,
Приходишь на экзамены
И ждёшь у ППЭ.
Заполнишь бланки разные,
Сначала регистрации,
А если перепутаешь — Хана всей аттестации.
Экзамены немые,
Ни слова не услышишь,
Сидишь рисуешь бланки,
Через минуту дышишь.
А если что-то скажешь,
Последует обструкция,
И строго скажет тётя:
«Сиди, читай инструкцию!»
И Фурсенко, и Глебова клялись:
«Не быть коррупции!»
Её не победили,
Лишь создали инструкцию.
Электорат послушный
Средь хаоса лавирует,
Хотя и возмущается,
Но всё же апробирует.
2.06.2009 г.
А стих у Вас отличный получился! Прямо хоть научную работу пиши, в тему креативного потенциала аббревиатур современности:
«Здесь КИМы, ГЭКи, ТЭКи
И даже ГВЭ,
Приходишь на экзамены
И ждёшь у ППЭ».
Мир глазами ребенка…
Хочу предложить маленький рассказик- впечатление моего внука
Скорей бы уж лето что ли
Деревню Илька очень любит. Целый год с нетерпением ждёт того дня, когда мама и папа, собрав сумки, повезут его в Ракулу. Путь туда длинный и интересный. Сначала надо ехать по шоссе, потом свернуть на просёлочную дорогу, дальше на лодке переправиться через Северную Двину и, наконец, лихо мчаться в коляске мотоцикла через цветущий луг.
Дом с ярким зелёным забором виден издалека. Приехали. Пока дедушка выгружает сумки и ставит под навес мотоцикл, Илюшка уже гладит радостно повизгивающего Тишку и заурчавшую от удовольствия красавицу Асю. Успевает по-хозяйски обойти вокруг дома, примечая, чем можно полакомиться. Дождавшись дедушку, заходит в дом. Там мама и бабушка уже накрывают на стол. Папа, как всегда, остался на берегу ловить рыбу, его до вечера не будет. Придёт, уставший, но довольный с пакетиком окуньков и сорожек. Самых крупных увезёт вялить, остальных оставит Аське.
Пообедав, все отправляются по своим делам… Илька не отходит от деды Лёши. Вместе носят из сарая дрова, идут на колодец за водой (готовят баню), вяжут несколько свежих берёзовых веников…
В воскресенье вечером родители уезжают в город, оставив Ильку на целых два месяца погостить в деревне. Это самое счастливое время! Потом будет рассказывать друзьям, как рассматривали с бабушкой большую красивую бабочку, усевшуюся на бревно, как косили с дедом траву, ездили на лесное озеро за щуками, возили песок на шассике…
С дедушкой интересно, он не сюсюкается, разговаривают на равных:
-Давай расти скорей, мне помощник нужен для рыбалки и охоты. Кем будешь-то, когда вырастешь?
-Врачом. Буду вас с бабушкой лечить.
-Что ж, дело хорошее…
Прошлым летом научил дед Илюшу грибы собирать. Маленький осинничек на задворках, минут пять до него. Как гордился Илька, когда сам нашёл первый в своей жизни подосиновик!
Как был счастлив, в первый раз поймав окуня!
Да, скорей бы уж лето что ли…
Скучно и неинтересно ему в городе.
Дело доходило до смешного. Прихожу с работы уставшая издерганная… Дай, думаю, хоть стол что ли передвину в своей малюсенькой хоущевской кухне. Передвину,… Вроде как и легче стало, отдохнула.
Приходит супружник, по жизни человек рассеянный, ничего не замечающий… Заходит на кухню:«О, у нас перестановка! „Поставь всё на место, иначе это не наша кухня“.
Вот и отдохнула, называется… После трех раз таких изменений, мои эксперименты закончились…
Но изменения фото на сайте — уже изменения! И, кстати, Вам идет Ваш обновленный образ!
Наслажденье красотою
Свет нам истины даёт,
Как душа болит порою,
То вдруг снова запоёт.
Чрез пространства расстоянье
Глаз на кончике души
Дарит снова нам свиданье!
Лучик счастья пропиши!
Как прозрачны милы глазки,
В них душа любя живёт,
Небо самой синей краски
Вмиг отправит нас в полёт!
Вот искринки ввысь взметнулись.
Улыбнись прошу тебя.
Сразу бабочки проснулись
Там, где только ты и я!
Всё прекрасно на планете.
Нежность — музыка души.
Ангелы живут лишь в свете,
Ты себя их не лиши.
Сам так ярко воссияешь
И покажешь ближним свет,
Как свеча любя расстаешь.
К звёздам в Истины рассвет!
Солнце — Бог, а звёзды — Люди!
В мраке сумрачном маяк!
В лабиринте словоблудий
Свет наш самый верный стяг!
Действительно, «в лабиринте словоблудий» только свет далекого маяка истины может помочь!.. )))
Благодарю Вас за чудесную возможность поупражняться в прекрасном.
Свет — добро и откровенье,
Праздник радости души.
Дарит нежное прозренье.
Лучики всегда свежи.
Там, где тень, зло затаилось.
Там, где свет, живёт добро!
Всё пространство заискрилось,
Словно счастья серебро!
Можно, как моя подруга, сделать вот такую необычную вазу.
Можно построить целый городок.
Буквально сегодня, не зная темы, так сложилось, достала фруктовницу, в форме ладьи, с выбитыми золотистыми розами, доставшуюся по наследству от тёти; я её просверлила, уложила в неё дренаж и грунт, и посадила рассаду цветов (петунии). Вынесла в сад и поставила на столик. Зацветут, красота… И чай приятно будет пить в такой обстановке. А ещё, сейчас пойдём с доченькой, в сад. На пригорке под вишней, прикопаю лёжа керамический кувшин, а из него по бугорку вниз посадим белые мелкие цветы, названия не знаю. Будет выглядеть будто из кувшина молоко разлилось. А вот по необычному применению привычных вещей, есть у нас с доченькой идея. Будем из чайной пары делать кормушки для птиц. К внешней стенке чашки приклеить блюдце и подвесить за ушко на веточку. Также и заварник, только клеить ко дну, а один бочок вырезается стеклорезом. И за носик и ушко подвесить этот домик. Чайник пока придётся отложить, папа работает, к выходным может и поможет вырезать. Всем отличного настроения, побежала я заниматься кувшином с «молоком».
Идей очень много, в планах небольшой прудик с фонтаном и альпийская горка. Дел очень много в саду, и конечно же газонную траву посеять.
Прудика у меня два: один готовый покупали, а второй я сама соорудила при помощи плёнки. Лучше чёрную взять и поплотнее. Пруду можно придать любую конфигурацию, сделать несколько уровней, посадить растения. Они и зимуют хорошо, если достаточная глубина. Так что удачи тебе и вдохновения.
А это мои изобретения. Обыграла сосну у мангала. Растения ещё только посажены. Сейчас уже изрядно разрослись.
А это вид с другой стороны.
Из двух ненужных пеньков сделала домики.
У нас младшенький первым делом мельницу сделал. Он тогда ещё в школе учился. До сих пор радует глаз.
Жаль, её на втором снимке не видно, она как раз слева, прямо за горкой.