Упражнения в прекрасном: творческий марафон. Неделя 7
Добрый день, уважаемые участники творческого марафона! Сегодня начинается третья часть нашего литературного путешествия. В апреле мы с вами странствовали во времени: возвращались в прошлое, наблюдали за текущим моментом, обращались к будущему и неведомому в своих снах. В мае старались расширить границы привычного видения, сосредоточив свое внимание на настоящем времени. Мы ловили ускользающие мгновения жизни, насыщая их звуками и призвуками, образами и бликами, запахами и ощущениями. Мы говорили о мире вещей: о тех предметах, которые окружают нас и хранят память о событиях минувших дней и о близких нам людях. Именно вещественный мир подчас становится «мостиком», соединяющим эпохи и сердца. Наша следующая большая тема – это путешествия в пространстве. Пространственные картины, присутствующие в литературе, не менее многообразны и богаты смыслами, в сравнении с временными. Это «образы пространства замкнутого и открытого, земного и космического, реально видимого и воображаемого, представления о предметности близкой и удаленной» [Хализев В.Е. Теория литературы].
Откроет новый тематический блок городской пейзаж.
Городской или урбанистический пейзаж относится к литературному пейзажу, как к «комплексному художественному феномену, рождающемуся на пересечении культурно-специфического и индивидуально-авторского видения природы» [Воронин Р.А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12589/].
Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения о природе, и описание флоры и фауны, и собственно пейзажи, как описания широких природных пространств, более типичные для литературы XIX – XX веков.
Пейзаж может нести в произведении как преимущественно информационную, так и эмоционально-эстетическую нагрузку. Например, в произведении И.А. Гончарова «Обыкновенная история» тот факт, что Адуев-младший – выходец из деревни, скорее значим в плане развития последующего сюжета и конфликта, нежели в сугубо эстетическом смысле. Деревня Грачи противопоставлена Петербургу, как «тесный домашний мир» неизвестной, но оттого еще более привлекательной «земле обетованной», к которой устремляется юный идеалист-мечтатель.
Большее значение придается образам природы в повести «Обрыв», где красота окружающего природного мира, а подчас и его пугающие явления (гроза, молнии, гром) органично вплетаются в сложные взаимоотношения людей.
Природа становится главным героем пейзажной прозы И.С. Тургенева: «Бежин луг», «Лес и степь», «Лес осенью» и т.д. Описывая картины природы, Тургенев отображает всю силу ее воздействия на человека. Именно в ней – богатый источник изменчивых настроений, чувств, мыслей личности. Но природа – еще и вместилище тайн, это непостижимая сила, показывающая границы человеческой свободы. Все устремления человека, чей век короток, конечны и не до конца воплотимы в жизнь. И лишь природа принадлежит вечности: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной» [Тургенев И.С. Отцы и дети].
Кратко перечислю основные функции, который выполняет пейзаж, в том числе урбанистический, в художественном произведении:
1) психологическая функция (как определенное воздействие на читателей, так и средство характеристики персонажей);
2) хронотипическая функция (зримое указание на время и место действия в произведении);
3) сюжетная мотивировка действия или, напротив, задержка действия в произведении (так, если мы говорим о городском пейзаже, то в Москве в последние пару лет регулярно перекрывается движение в центре города из-за перекладывания плитки, и современный автор может это обыграть в своем тексте:));
4) композиционно-образующая: например, обрамление сюжета, так как это часто происходит у того же И.С. Тургенева, когда начало и финал произведения обращены к природному миру;
5) идейно-художественная функция: через описание города или деревни автор выражает свое собственное мнение о происходящем в стране и мире. Здесь уместно вспомнить как о писателях-деревенщиках (Абрамов, Белов, Шукшин, Распутин, Тендряков...), так и об авторах городской прозы (Трифонов, Гранин, И. Грекова, Маканин, Л. Петрушевская), которые критиковали многие тенденции современной им городской жизни.
6) создание национального колорита – в наибольшей степени это касается реалистических произведений, в которых пейзаж задается конкретной географической местностью или же описанием того или иного узнаваемого города. Даже если мы возьмем такое сатирическое произведение, как «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, то и там за нарочито гиперболизированными приметами города N узнается Россия с типичными для нее проблемами.
7) эстетическая функция – окружающая среда всегда является для человека мерилом красоты или же, напротив, безобразия. Возьмем в качестве примера роман Э. Золя «Чрево Парижа», где через кипучую рыночную жизнь показывается город со всеми его недостатками и пороками: «рынок, предстающий как ненасытное брюхо, возникает как всепоглощающее чрево, съедающее все на своем пути. Не стал исключением и Флоран [один из центральных персонажей произведения], волею судеб ставший надзирателем на рынке. Рынок как бы переварил его. Переварил, ополчившись против того, что Флоран отказался от желаний, порядочного гражданина: завести семью, копить деньги, насыщать свое брюхо. Эта ненормальность подогрела сплетни и враждебность буржуазии рынка и окрестностей района, в котором жил Флоран. Автор подчеркивает, что Флоран даже своей худобой бросал вызов этому благополучию» [полный текст рецензии на роман см. на https://kpemheb.livejournal.com/6041.html].
Помимо этого, «парижские локусы (рабочие кварталы, прачечная, центральный рынок «Чрево Парижа») создают определенную эмоциональную атмосферу в романе, определяют экспозиционную завязку, направляют сюжет. Так же как это происходит в романе Золя о тяжелой жизни людей с обманчиво легким названием «Дамское счастье», в котором центром и «городом в миниатюре» становится универсальный магазин.
«Все пути в город ведут (...). Города – узлы, которыми связаны экономические и социальные процессы. Это центры тяготения разнообразных сил, которыми живет человеческое общество. (...) Через них совершается раскрытие культурных форм» [Анциферов Н.П. Книга о городе].
Среди писателей-классиков городской темы стоит выделить Диккенса и Теккерея, Гюго и Бальзака, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. У последнего городской пейзаж чаще всего является отображением внутренних состояний героев. Например, перекрашенные, не узнаваемые дома в летнее время года подчеркивают одиночество молодого персонажа-мечтателя в «Белых ночах». Страшный, затхлый, желтоглазый Петербург во многом является химерой ума болеющего Раскольникова в «Преступлении и наказании». Инфернальный город-призрак Достоевского близок к тому образу, который создал Иннокентий Анненский в своем стихотворении «Желтый пар петербургской зимы...»:
«Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-жёлтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
(...)
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слёз, ни улыбки…
Только камни из мёрзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.
Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений».
[Полный текст стихотворения: https://www.askbooka.ru/stihi/innokentii-annenskii/peterburg.html].
Георгий Костин «На трамвайной остановке»
С городом и городской темой связывается в произведениях множество мотивов и образов. Это и различные улицы, у каждой из которых своя история и свое лицо, и многоликие или же, напротив, безликие здания, и, конечно, разветвленная транспортная сеть, во многом задающая ритм городской жизни. Писатели нередко посвящают целые страницы своих произведений романтике поездов, описанию вокзалов или аэропортов – «ворот города» и традиционного места встреч людей. Скажем, В. Набоков в «Других берегах» подробно останавливается на ощущениях, возникающих в поезде «в моменты движения и в моменты остановок, дневных и ночных, все эти цветовые пятна и прочие явления, которые возникают только там и больше нигде. Или вот, например, въезжает поезд в город, а кажется, что это город въезжает в поезд: «Я видел, как целый город, со своими игрушечными трамваями, зелеными липами на круглых земляных подставках и кирпичными стенами… вплывает к нам в купе, поднимается в простеночных зеркалах и до краев наполняет коридорные окна»» [цитируется по обзору книги: https://sergej-manit.livejournal.com/890684.html].
Московский метрополитен «вдохновил» такого современного прозаика, как Дмитрий Глуховский, на создание постапокалиптического романа «Метро-2033», описывающего жизнь людей в подземке после ядерной войны. (На европейском литературном конкурсе «Еврокон» роман был назван «Лучшим дебютом» 2007 года).
В фильмах, посвященных городской теме, также описываются всевозможные виды транспорта, ведь это пусть и не самая органичная, но уж точно привычная всем часть городской жизни. Здесь можно вспомнить и такие советские кинокартины, как «Берегись автомобиля», «Дневной поезд» или «Вокзал для двоих», и более современные фильмы вроде «Железнодорожного романса» (2002). Катание на велосипеде по живописным мостам «культурной столицы» – в «Питере FM», неудачная поездка на трамвае – в «Прогулке» Алексея Учителя.
Георгий Костин «Велосипедист»
Почитать про урбанизм, полюбоваться городскими видами:
1. Воронин Р.А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12589/
2. Гололобов М.А. Парижский текст в романах Э. Золя «Чрево Парижа», «Западня»… (автореферат диссертации на соискание степени к.ф.н., 2009): https://www.dissercat.com/content/parizhskii-tekst-v-romanakh-e-zolya/read
3. Мастеница Е.Н. Культурное пространство города: пути постижения и интерпретации: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-prostranstvo-goroda-puti-postizheniya-i-interpretatsii
4. Лихачев Д.С. Образ города // Книга беспокойств: статьи, беседы, воспоминания: http://likhachev.lfond.spb.ru/articl100/Russia/obraz.pdf
4. Евгений Лушпин Городские виды:
https://www.pinterest.ru/pin/675962225296659245/
5. Прогулка с ПитерFM (красивые виды): https://skydrinker.livejournal.com/256084.html и Прогулка с «Прогулкой»: https://skydrinker.livejournal.com/214322.html
Георгий Костин «Автостоп»
Задания 7 недели марафона (8.06 – 13.06):
1) Если вы живете в городе, то поразмышляйте над тем, какие изменения произошли в его облике за последние 3 – 5 лет. Это изменения к лучшему или, напротив, неуместные перемены, расстраивающие вас? Почему? Если вы живете за городом, то какой город вы могли бы назвать «родным»? Возможно, это тот город, где вы учились или жили долгое время? Как долго вы его не посещали? Вспомните его характерные черты – то, что вас радовало и чего, возможно, вам не хватает сегодня.
2 А) Многие из вас уже посвящали и вдохновенные оды, и критические эссе своим городам. Попробуйте проанализировать, какие функции среди выделенных в статье выполнял урбанистический пейзаж в ваших произведениях? Какая роль пейзажа для вас, как для автора, первична: психологическая, эстетическая, композиционная или же, возможно, идейно-художественная? Попробуйте посмотреть на свои тексты отстраненно, как исследователь, и соотнесите те художественные приемы, которые вы использовали, с функциями, на которые они работают. Можно ли попробовать усилить воздействие той или иной идеи с помощью дополнительных или более точно выбранных художественных средств?
2 Б) Если у вас пока нет произведений, посвященных городской теме, то попробуйте написать небольшую тематическую зарисовку на этой неделе! Не пытайтесь заранее предугадать ее настроение, пишите то, что приходит вам в голову, а потом проанализируйте тональность получившегося текста. Почему он вышел таким веселым или, напротив, печальным? Это влияние вашего нынешнего настроения или скорее ваше обыкновенное видение ситуации?
3) Задание для реформаторов-прагматиков и мечтателей-романтиков:). Попробуйте описать свой «город будущего» или «район будущего». Такое задание часто дают детям на творческих конкурсах, и у них всегда бывает множество идей, как сделать окружающее их пространство лучше и интереснее для жизни. Любопытно, насколько мы, взрослые люди, еще умеем мечтать и высказывать свои самые фантастические идеи? Если же вам сложно мыслить столь глобально, то вы можете просто представить тот город, в котором вы хотели бы жить, к примеру, через пару лет.
4) Подумайте над тем, что в наибольшей степени вдохновляет вас в вашем городе или в том районе, где вы сейчас живете. Возможно, это ваш любимый вид транспорта, или кафе в тихом районе, или какой-то определенный музей, или парк. Придумайте сюжетную зарисовку, связанную с этим районом, местом или видом транспорта, так, чтобы урбанистический пейзаж являлся не просто фоном повествования, но и частью композиции произведения. Объем – до 1 листа А4 (14 шрифт).
Задания 3 и 4 предлагаются на выбор. Но вы можете выполнить оба задания, если они вас заинтересовали – мы обязательно обсудим все написанные и представленные вами тексты.
Спасибо вам за внимание! Удачной и продуктивной летней недели всем нам! )))
Визуальное оформление марафона представлено работами члена литературного клуба «Писатели за добро», фотохудожника, члена СФР Георгия Костина: http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=229
Модератор беседы – Маргарита Менчинская, автор стихов и прозы, член литературного клуба «Писатели за добро»: http://pisateli-za-dobro.com/users/4584
В плане художественных приемов я лично обратила внимание на повторы, вопросы (в том числе риторические), необычные яркие детали, создающие облик города по одному штриху. И сопоставление экрана ТВ и неба очень порадовало — когда телевизор «оживает» и будто бы вместе с ним просыпается сонная природа: «наконец сделалось почти светло – серая муть дрожала с пронзительной яркостью, словно экран забытого на ночь телевизора. Потом экран ожил и над городом на пару минут зависло солнце. Низкое и красное, обещающее пегое от тяжелых туч утро и долгий, беспросветно пасмурный день»
Кстати, пользуясь случаем, поинтересуюсь у Вас — Вы как-то экспериментировали в ходе жизни с формой записи событий? Дневники же бывают очень разными: от кратких заметок «на полях» до развернутого повествования, от путевых записок — до утренних страниц. Есть даже особые «дневники счастья», когда человек записывает каждый день все то хорошее, что с ним происходит. Пусть даже это всего лишь и мелочи жизни. Такие опыты полезны с психологической точки зрения. (Правда, не всем они подойдут, конечно).
И еще — когда Вы начали вести дневник? Вам кто-то подсказал эту идею, возможно, такой дневник вела Ваша мама? Или просто Вы сами к этому пришли? Если да, то в какой момент жизни? Что было «спусковым крючком» для этого? И были ли годы, когда Вы не вели записи? Жалеете ли Вы сегодня об этом?
Извините, что завалила Вас вопросами, но тема, правда, для меня (надеюсь, и не только для меня) интересная. Тем более, как человек, прочитавший Ваш «Литинститут», я знаю, что и для Вас все эти мемуарные записки не пустой звук:).
Да, может быть, и так! Все-таки любой поэт должен быть немножко гражданином!
Такой анализ и самоанализ интересен как минимум с психологической точки зрения ))). Ну, и может явиться почвой для новых сюжетов, надеюсь.
Наверное, поэтому в моих стихах последних лет Москва выглядит не слишком привлекательной.
Я сажаю цветы из пластмассы в асфальтовых джунглях.
И над ними железные бабочки, пчёлы и птицы.
Каждый встречный с лицом наизнанку — печальный гомункул,
принесённый Вселенной бессмысленно в жертву столице.
Забинтованы раны на теле её мишурою,
и пульсирует нервно огнями тупая реклама.
Вырубают и сносят, и серым бетоном укроют.
Но с корнями мою им не вырвать ни душу, ни память.
И я снова пройду по тенистым уютным аллеям,
переулкам арбатским, с гитарой Булата в обнимку.
И от Ленинских гор, ветром свежим, как в детстве пьянея,
По широким проспектам промчусь… На желтеющих снимках
мой утраченный город, зелёный от лип и каштанов,
где усадьбы князей на Остоженке и на Ордынке
помнят Пушкина профиль и росчерк под алым сафьяном,
блеск дворянских балов и перчатку — сигнал к поединкам…
Не завянут цветы из пластмассы и ёлки из стали
будут долго стоять — наши дети к ним быстро привыкнут.
На каком повороте мы помнить себя перестали
и отдали свой город безродным варягам на выкуп?
У меня тоже не полностью позитивные ощущения от происходящих в городе перемен. Например, от той же плитки, которую все перекладывают и перекладывают, но лучше от этого она, увы, не становится… ((( Сколько невеселых шуток по этому поводу было в период карантина, не счесть!..
Но есть и моменты, которые меня радуют. То, что приводят в порядок спальные районы, красиво оформляют парки и детские площадки. Например, побывала год назад в Балашихе — там из полностью запущенного паркового пространства сделали отличный парк, подходящий и для взрослых, и для детей, очистили воду в реке, сделали спуск к берегу! В такие моменты я прямо радуюсь! И мне нравятся многие новшества в центре. Не все! Иллюминация новогодняя меня скорее пугает: такие расходы, а вид далеко не всегда красивый, часто аляповатый, хотя «на вкус и цвет». А вот, скажем, скамейки с цветными фонариками возле Третьяковской галереи (по-моему, пару лет назад они там стояли) понравились. Приятно было там провести время вечером. Воробьевы годы — не без излишеств, но хорошо: появилась прямая дорога к Октябрьской, к Парку культуры. Как-то так:).
Мне не спится опять до утра.
Строки путают ямб и хорей…
И летит, и летит мишура
С пожелтевших еловых ветвей…
Затихает к рассвету Москва,
Этот город бессонных ночей,
С переулков гирлянды сорвав,
Отключив звездопад фонарей.
В гулком чреве пустого двора
Вьются в кокон обрывки газет…
И летит, и летит мишура
Ускользающих в прошлое лет…
Дворник машет усердно метлой,
Разгоняя вчерашнюю блажь.
И, как вирусом, болен Москвой,
То ли гость он её, то ли страж…
Нас дурманят чужие ветра -
Отголоски не наших побед.
И слетает с души мишура
В новогодний похмельный рассвет…
Вот одно из этого цикла:
Ты разрастаешься ввысь, расползаешься вширь,
Толпы своих гостей день и ночь ублажая.
И для кого-то, наверное, ты целый мир.
Только вот мне, к сожаленью, совсем чужая.
Я задыхаюсь в аидовом царстве метро.
Я замерзаю на мкаде, что змеем вьётся.
И мне не хватает до дрожи морских ветров,
Горных вершин и на утро в окошке солнца.
Все твои дети с рожденья уже — рабы.
Глянец скрывает грязь, мишура — гниенье.
Строишь дома — вырастают вокруг гробы.
Рыщут меж ними, воют в ночи гиены.
Все мы — лишь мясо, что крутит Москва на фарш,
На шаурму, биг-мак. Запивает пивом.
Мне говорят — столица, я слышу — фальшь.
Вижу уродство, мне говорят — красиво.
Что-то не так. Надеваешь с утра очки,
В розовых стёклах мир, на мечту похожий.
Экран. Телефон. Наушники… Пусть кричит,
Корчась от боли, город с содранной кожей…
А я для него умерла…
Свое амбивалентное отношение к Москве я попыталась выразить в недавнем конкурсном стихотворении-посвящении: pisateli-za-dobro.com/new/moskva-posvjaschenie.html
Кому интересно, можете прочесть, пройдя по ссылке.
Спасибо.
Что до современной литературы в общем и целом, то ее точно рано хоронить. Я об этом постоянно напоминаю участникам в ходе марафона. Почитайте предыдущие главы, если интересно — там много имен, много хороших текстов! Из тех авторов, которые были упомянуты в этой главе, рекомендую Глуховского и его текст… «Текст»:). Очень актуальная тема в книге затронута: современной коммуникации, которая может пережить человека. И переживает. В буквальном смысле этого слова.
. Миниатюра «Зима»
. "… Ночь, усыпанное звёздами морозное небо, уводимое поводырем Луной в неизвестность, и маленький хуторок, затерявшийся в лесу. В домах уже все спят, и только недавно выпавший снег трепетно нежится в лучах небесного поводыря. Ни фонарей, ни людей, ни света в окошке. Наступило время, и вы, соскользнув тихонько с тёплой печки, стараясь не разбудить спящих, накидываете на себя ещё отцовский старенький тулуп а босые ноги в тёплые валенки, тихонько крадетесь к входной двери. Еле слышный скрип петель, и вы уже на улице. А там морозная ночь. Снег покрыл все вокруг играющим жемчугом сказочного озёра и вы, с восторгом первооткрывателя, делаете шаг в белесо-серебренное марево, покрывшее толстым покровом ваш сад. Снег живой, ещё не напитавший влаги, он легок как ветер, и от каждого шага подымается и клубится игривым облаком. Погружаете в него руки, подымаете охапку искрящегося жемчуга, и он просыпается меж пальцев, как живое существо стремится к безопасному дому. Вы его не удерживаете. Вы наслаждаетесь.Часть потока тает от вашего тепла, и капельками падает в туман искрящегося под луной снега, и превращаясь в льдинки, погружается на дно серебряного озёра. Все имеет своё начало и свое назначение. Льдинка в оттепель растает, и весенним ручейком напитает животворным теплом мои яблони и воплотится в сладкие сочные плоды. Все вокруг идёт своим путём. И каждая выпавшая в саду снежинка знает свой путь. А знаем ли мы свой? Смотрю в небо, оно сверкает величием звёзд, и уже луна и я песчинки мироздания. Чем больше вы всматриваетесь в звезды, тем больше осознание их вне времённости, их вечности. Мы приходим и уходим а Мироздание вечно. Вы не понимаете зачем вы здесь и одновременно понимаете свою неразрывность со вселенной. Понимаете что вы её часть. Не разумом. Но объяснить этого не можете даже себе. Вы знаете это."
Зима. Лес. Я не торопясь наматываю километры на своём стареньком велосипеде. Выехал пораньше, с утренними лучами солнца. Зима на исходе. Оттепель последних дней растопила снег на лесных дорогах, и я еду по подсохшей от яркого солнца земле. Между колеями начала оживать прошлогодняя пожелтевшая трава, а по обе стороны от дороги местами ещё лежит потускневший снег, давно потерявший свою хрустальную свежесть и молочную белизну начала зимы. Он посерел, скукожился и обречённо отсвечивал тусклым светом ожидания скорого ухода.… Я смотрю на снег, он, как и все в природе, проходит эти циклы. Он рождён капельками влаги, томившихся ожиданием в уютном облаке, парящим над землёй. Но вот пришло его время, и скованные холодом капельки, отяжелели и уже не могли удерживаться облаком. Они, превращаясь в снежинки, устремились к земле, к новой жизни, снежным океаном покрывали землю. А потом они вволю резвились с зимними ветрами в сказочных танцах метели в начале зимы, прерываясь на ленивое созерцание на кроне деревьев, прищуриваясь от яркого зимнего солнца. Время шло. Метели все реже, а живительного мороза все меньше. Снег ослаб, и неожиданно-раннее в эту пору тепло лишило его сил. Он хандрил, тосковал, покрывался пылью и даже не скрипел под ногами, а только жалобно хлюпал, простуженно поджимаясь к деревьям, и пугливо забивался в кустарники. Подходил к концу его срок, и это его пугало. Снег застыл в ожидании неизвестности. Но мы-то знаем, что ждёт его по весне великое превращение. Быть ему талой водой, и напитает он живительной влагой, просыпающийся от долгой спячки лес. Деревья же от раннего тепла растерянно застыли: то ли наполняться весенним соком, пробуждающим скрытую до поры энергию жизни, то ли ещё немного насладиться зимней спячкой, наполненной воспоминаниями прошлого лета. Весь лес излучал предчувствие скорого пробуждения. Пришло время великого преображения. Я смотрел на застывший в предчувствии лес, и меня наполняло осознание смысла жизни. Как снег перерождается в талую воду, так же и мы в свое время уйдём в перерождение и родимся в новом качестве, в новой жизни, новой весне. Середина февраля, до весны ещё много дней, но она уже рядом, и лес замер в ожидании. Природа готова к рождению новой жизни. А я наслаждаюсь поездкой зимним лесом, застывшим в предчувствии скорой весны.
В один из выходных дней конца лета вы поедете за грибами в лес, не подозревая, что именно в этот день к вам придёт понимание гармонии.
Всё как обычно, но именно в этот раз вы вдруг услышите как играет ветер с листьями берёзы, и заметите, что их шелест совсем не такой, как у листьев клёна.
Именно в этот день вам захочется присесть под раскидистым дубом и ловить из полуприкрытых век солнечные зайчики, играющие на вашем лице в такт качанию его кроны.
Вы забываете обо всем, вы разговариваете с лесом, а он слышит ваши мысли и делится с вами своими, вы их ещё не понимаете и объяснить не можете, вы чувствуете.
Это то идеальное состояние, о котором вы давно мечтали и ждали, и, наконец-то, вот в этот день, в этом лесу и на этой поляне, его нашли.
Лес убаюкивает шелестом листвы, раскатистым потрескиванием качающихся сосен и перепевкой птиц. А потом замрете, и кукушка вам предскажет много лет, которые вы считать не будете.
Ну вот и пришла весна на наш лесной хутор. В феврале зима ослабла, и тихо, незаметно, оставляя за собой небольшие островки тусклого снега, обреченно затерялась в глубине лесной чащи. Да так к марту и не вернулась. В свои законные права вступала весна, пробуждая от зимней спячки лесную растительность. На земле, пока ещё крохотными зелёными пятнами,, пробивая прошлогоднюю высохшую траву, появилась молодая зелёная поросль. Робко вытягивая свои нежные стебли между сухими колосьями, она тянулась открывшимися листиками к солнцу, рождая новую жизнь. За какие-то две недели весеннее солнце успело подсушить землю, и растущей траве уже не хватало влаги. Земля томилась в ожидании дождя.
Дождь пришёл неожиданно, в один из тёплых мартовских дней. Голубое чистое небо внезапно затянулось серыми облаками, и мощный порыв ветра, предвестник сильного ливня, всколыхнул крону деревьев. Ещё недавняя шумная перепевка лесных птиц оборвалась напряжённой тишиной ожидания. Сухой, прогретый воздух быстро наполнялся прохладой. Тучи опустились над хутором и накрыли его свинцовым холодным куполом, не оставляя надежды вырваться из под водного извержения. Земля облегчённо выдохнула и приняла первые капли долгожданной влаги. И вот, уже весь день, непрерывным потоком изливается небесная прорва. Наполненные влагой тучи опустошают свои водные закрома, и облегчённо тают в серовато-голубых просветах неба…
… Люблю этот шум, и этот вид из окна, когда струи дождя причудливо гуляют по стеклам. Их замысловатое движение рисовало в моем воображении сказочные картинки. Шум дождя придавал им реальности. Но более всего притягивал взгляд мощный поток из ливневой трубы. Он напоминал оживший ствол дерева, стремительно скользящего в бочку, где он быстро таял в бурлящем омуте. Взгляд все больше и больше погружался в этот поток. Он завораживал. Я не заметил как уснул. Дождь лил всю ночь.
Конечно, город меняется, растут новые районы с высотками, милая старина остается только в историческом центре.
***
Он и молодой, и старый,
Он с распахнутой душой –
Славный город Чебоксары,
Город милый небольшой.
Растянулся на пригорке
Ноги в реку опустив,
А потом от речки Волги
Пробежался на Залив.
Семь мостов прошел неспешно,
Заглянул на косогор,
Где когда-то кремль успешно
Размещался с давних пор.
Красотой не обделенный,
Он гордится стариной,
Но и новостройки словно
Рыцари встают стеной.
Все в нем ладно и красиво.
Все для жизни, для людей.
Ввысь стремятся горделиво
Маковки святых церквей
Солнце разлилось по крышам,
Блики света от воды.
Если, город, ты нас слышишь,
Знай, что мы тобой горды!
Зато, благодаря этому эпизоду, я вспомнила о замечательной Казани, где не так давно побывала:
По поводу того, что некоторые жаргонные слова могут долго функционировать в языке — абсолютно верно. Хэппенинг из их числа. Я не то чтобы часто сегодня его слышу, но бывает: от людей старше 40. И еще (очень меня раздражает, если честно) — сейшен. Любое сборище некоторые так любят именовать. Выпили пива под березой = устроили сейшен .
P.S. По поводу фото — надеюсь только на то, что фото членов нашего лит.клуба не появятся в качестве иллюстрации ваших будущих текстов...))). По крайней мере, без предварительного согласования с ними!
Насчет опасности ссор — жить тоже опасно, Виктор… но мы как-то пытаемся:).
Езжу туда к родственникам с 15 лет. В те далекие 70-е он назывался Калинин.
Последний раз была в том году осенью.
Считаю огромной заслугой градоначальников то, что весь исторический центр до сих пор остался без изменений, в хорошем состоянии. Новые выросшие районы находятся на окраинах. Мне нравится там всё. Тепло, уютно, тихо, красиво. Есть что посмотреть, куда сходить… 5! Рек и речушек протекает по его территории, мосты, храмы, исторические места… Бывала там во все времена года. Чудесный город! Была возможность остаться там…
Но… я сельский житель северянка, поморка.
И ни разу об этом не пожалела.
Простор, раздолье, широта, неброская красота северной природы. Грибы, ягоды, рыба…
pisateli-za-dobro.com/botinki.html
Мне лично понравилась в рассказе композиция: отсутствием излишней линейности-прямолинейности. Лева получился живым: особенно когда он пьет и поет «твоя земля — моя земля». Ну, и сама идея «неслучайных случайностей» интересна и по-разному отыгрывается в наших жизнях.
Дубровки
Я шел по Крестьянской заставе,
Давненько я здесь не бывал,
Застроили «детство» домами,
Глазами свой дом я искал.
«Цыганской»столовой не стало
И рынок «Крестьянский»снесли,
Домик с сиренью сломали
И булочной той не найти.
Вот здесь магазинчик был«Бабий»,
Ларек керосинной пропал
И хочется даже заплакать,
Нельзя, давно взрослым я стал.
В Дубровки пришел, не заметил,
А дом, где родился, стоит!
Бабульки у дома сидели,
А рядом, как«встарь»сизари.
И чудо, поблизости, с домом,
Воздвигнут Божественный храм,
Святые Кирилл и Мефодий
Спасибо, за все им скахал.
Храм Мефодия и Кирилла на Дубровке заложен 29 апреля 2011 в память жертв теракта на Дубровке 23-26 октября 2002, где осенью 2002 года террористы захватили около тысячи человек, пришедших посмотреть мюзикл «Норд-Ост», и удерживали их трое суток. Заложники были освобождены 26 октября, в день Иверской иконы Божией Матери. Жертвами теракта стали 130 человек.
Спасибо, Елена.
Санкт-Петербург!
Великий город Петербург!
Мечта всей моей жизни…
Писал известный драматург
Рассказы, афоризмы…
И я читала о тебе,
Смотрела фотоснимки:
Великий город на Неве!
Мосты — две половинки…
Величие твоих красот
Собор «Спаса на крови»!
Достиг огромнейших высот
Дворцы, фонтаны, фонари.
И Чижик-Пыжик на Фонтанке,
А Мариинский, Эрмитаж,
Архитектура в Михайловском замке
Невероятной красоты пейзаж!
Кунсткамера, площади, музеи,
Проспекты, соборы и храмы,
Театры, а в них лицедеи,
Комедии, пьесы и драмы.
Заворожил, давно в тебя влюбилась,
Сойду с ума, если мы встретимся с тобой!
Сентиментальна я, да, прослезилась,
Наверно, это счастье встретиться с мечтой!
©М.Буранова 2017 год.
Красивый город, хотя климат не ахти: вечные дожди и ветра. Петербургские пригороды не менее хороши: в частности Петергоф. Не только известный парк, но и весь город: маленький, уютный, «весь покрытый зеленью, абсолютно весь». Я туда как-то ездила на неделю — как на даче побывала, честное слово!
P.S. В этом году и мои планы по весенне-летним поездкам накрылись медным тазом, точнее, короной от вируса… (((. Будем ждать следующего сезона, куда деваться!..
Придерусь по мелочи . «Однозначно, мне стоило сменить туфли на осенние сапоги, натянуть поверх колготок шерстяные носки и надеть не итальянский пуховик, а белую норку для межсезонья». Белая норка для межсезонья — Виктор, Вы уверены, что это хороший выбор?!..
«Но насмерть перепуганной соседке я представил все так, будто в Казани провел целый год. Я не жалел красок и слов, на ходу придумывал детали. Вслед за эволюциями самолета по десять раз обращался к одному и тому же. Рисовал мелочи, без конца вспоминал собор, слонов из дерна на газонах, медную карету на пешеходной улице и многогранный знак, определивший центр города...».
Многие по-настоящему смешные анекдоты были придуманы под влиянием страха от происходящего…
***
А вот это чудо современной казанской архитектуры Вы, наверное, не видели — Дворец земледельцев, 2010 год:
kazantravel.ru/attractions/dvorets-zemledeltsev/
Это карета Екатерины II, там же, в центре города: www.kazan-guide.ru/kareta-ekateriny/
В защиту последней страницы
К 100-летию «Скопинского вестника»
Я «вестник» скопинский (хочу вам открыться)
Читать начинаю с последней страницы.
Узнаю, кто умер, кому юбилей,
Кого приглашает сегодня музей.
Брожу по странице – душа веселится…
Там ставят заборы, копают колодцы,
Щебёнка и камень, песок продаётся.
Здесь пилят деревья, кустарник сажают,
Кирпич силикатный всем отгружают.
Вот дом продаётся, а рядом с ним — дача…
С собакой, котёнком, козою в придачу…
Водители нужны, учитель-биолог
И срочно-пресрочно – невропатолог.
Собака пропала! Потерян смартфон!
Здесь город живёт и Скопинский район!
В тексте есть опечатка: «душа веселит
ься».В вагоне душного метро
На кольцевой его орбите
Такая давка, что не выйти.
И всё задумано хитро
Для повторенья пошлых фраз,
Для осуждающего взора.
Нехватка воздуха, простора
Так может повлиять на нас,
Что теснотой оглушены
Порой мы поступаем скверно
И раздражаемся безмерно,
Не чувствуя своей вины.
«Кот на скатерти» чудесен! И чернильная Мойка, и мост хорош, и открытый наугад «Онегин», и бра с отбитым розовым абажуром, и многие другие индивидуально-личные приметы времени и детали быта! Большое спасибо.
Как писал Николай Гумилев:
«Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток...».
Рядом с моим домом старый сад, оставшийся со времён Кёнингсберга…
Весной он неописуемо красив… Цветут яблони, груши, вишни, алыча…
Благодарна Богу за такую красоту…
В последние годы в Калининграде нечасто выпадает снег,
в стихотворении один из таких «чудесных» моментов…
Зима… Вся улица в снегу
Зима… Вся улица в снегу
Пушистом, лёгком, нежном.
Глаз оторвать я не могу
От этой сказки снежной…
Снегурки и снеговики
Вдруг выросли повсюду…
Гирлянд сияют огоньки,
И вечер просто чудо!
Пройду по узенькой тропе
В любимый сад уснувший,
Поддамся зимней ворожбе,
Чудес её вдохнувши…
Здесь время больше не спешит,
На миг остановилось…
Лишь снег вокруг меня кружит,
Даруя божью милость…
2019
Аль-Ашмунаин.
Адоцентин упал на землю,
Взрыхлённую смятением умов.
И постучался в чью-то келью-
Повёл разумных и плутов.
Зажёг сердца, глаза и руки-
Свобода с моря дуновеньем.
Мужи, способные к науке
Вкусили от Гермесова ученья.
Но не дремали люди в чёрном,
Ревнуя к запылавшим жаром.
И в человеческом лесу учёном
Огнём тушили те пожары.
И юг Европы пал под колпаком!
В ком билась жизнь- те быстро,
Стремглав от милости бегом
С собой влача тень Трисмегиста.
И фряги те заелись бытом-
Не брали в риск их ремесло.
В силки попали к московитам-
Князь взял их под своё крыло.
В глубинах Скифии упрямой,
Где зиждет свет Гипербореи-
Там все возможно, если прямо
И без вниманья на ливреи.
На бреге холм- у тёмных вод,
Где мастер Солнечный ваял.
Дивился славный тот народ,
Как Кремль красный лихо встал.
И воплощённый иностранцами
Град Солнца- Град Москов,
С лучами и протуберанцами,
Возрос над временем песков.
Например, «Гермес Трисмегист»: zen.yandex.ru/media/id/5ae066215f4967204194b4bb/germes-trismegist-i-alhimicheskaia-tradiciia-5b3b9a20d5cde600a8a89b65
«Самый известный и самый большой протуберанец был зафиксирован в июне 1946 года, его прозвали “Большим дедушкой”»:
zen.yandex.ru/media/id/5b3dc93d8bcd5700a976f520/chto-takoe-protuberanec-5b3e66edd150d600a936705c?utm_source=serp
На написание стихотворения меня натолкнуло одно высказывание Д. Быкова в его лекции, посвященной Н. А. Некрасову. Он подметил некоторую утопичность нашего государственного строя и я заинтересовался корнями. В Европе того времени были распространены герметические учения, которые способствовали возникновению науки, как таковой (у одного автора прочитал, что в основе науки лежит синкретизм- схоластика+герметизм). В качестве первых строителей Кремля приглашали итальянцев (фрягов) и многие знают про Фьораванти, но почему-то редко указывают того человека, которого летописи прямо называют архитектором Кремля- PETRUS ANTONIUS SOLARIUS (Пьетро Антонио Солари). Как символично- «камень солнечный». На это естественным образом легла радиально-кольцевая структура Москвы.
Не знаю, в тему ли…
К вопросу о пейзаже…
У Северной природы нет такого разнообразия, ничего нет экзотического… Но я не могу налюбоваться на её яркий пышный наряд осенью, белый пушистый -зимой.
Деревья часто у меня очеловечиваются, особенно березки…
Берёзка-подружка
Прислонюсь к шершавой коре,
Проведу по стволу рукою,
Как к подружке иду к тебе,
Лишь тебе я душу открою.
Как никто, умеешь молчать,
Слушать долго, не перебивая,
Так порою хочется закричать,
Взвыть по –бабьи, судьбу ругая.
Но коснешься тебя щекой,
Постоишь, помолчишь, повздыхаешь…
И опять на душе покой,
Будто заново жить начинаешь.
Может, знаешь секрет какой,
Чем, березка, ты обладаешь?
Дай совет, пожалей, успокой.
Ты согласна? Листвой киваешь…
***
Ветерок обнимает березу,
Что –то ласково ей шепча,
Нежно гладит зеленую косу,
Убирает локон с плеча.
И она, смутясь от внимания,
Не шелохнется, робко стоит,
Будто девушка на свидании…
Ветра робость ее веселит,
Он доволен, играет листвою,
Стройный стан ее теребит
И зовет: «Полетим со мною,
Вместе мир большой поглядим!»
***
Опять зима укрыла белым саваном
Поля, луга, озёра и леса.
Живое всё исчезло… или замерло?
Ни звука, ни движенья-чудеса!
Лишь снег кружится медленно и падает
В каком-то непонятном танце-блюз.
Стою, в восторге затаив дыхание,
И эту тишину спугнуть боюсь.
Люблю Сентябрь
Багряным факелом горят рябины,
Червонным золотом — берез листва,
Слепит глаза от красоты той дивной,
И мысли выливаются в слова…
Сентябрь красив и пышностью, и цветом,
Бездонной яркой синевой небес,
Нас солнце радует теплом и светом,
Грибами, ягодами — щедрый лес.
Еще не улетели птичьи стаи,
Последние цветы не отцвели…
Но ночь темнее, дни короче стали,
Уж жалобно курлычут журавли…
Ветер-шалун
Четыре березки,
прижавшись друг к другу,
О чем –то своем шелестят,
Как будто болтают четыре подруги,
О танцах, нарядах, парнях…
Склонили головки, сплели руки –ветви,
Фигурки –стволы стройны,
Кудрявой листвой их играет ветер,
Он дразнит подружек, шалит:
Вот ласково гладит одну за плечи,
К другой прикоснулся едва,
А третьей что –то на ушко шепчет,
Нашлись и для четвертой слова.
Подруги –березки довольны, хохочут,
Им нравится игра ветерка,
А он никого обидеть не хочет,
Кричит, улетая: «Пока, пока, …»
Еще раз напомню задания № 3 и № 4:
«3) Задание для реформаторов-прагматиков и мечтателей-романтиков:). Попробуйте описать свой «город будущего» или «район будущего». Такое задание часто дают детям на творческих конкурсах, и у них всегда бывает множество идей, как сделать окружающее их пространство лучше и интереснее для жизни. Любопытно, насколько мы, взрослые люди, еще умеем мечтать и высказывать свои самые фантастические идеи? Если же вам сложно мыслить столь глобально, то вы можете просто представить тот город, в котором вы хотели бы жить, к примеру, через пару лет.
4) Подумайте над тем, что в наибольшей степени вдохновляет вас в вашем городе или в том районе, где вы сейчас живете. Возможно, это ваш любимый вид транспорта, или кафе в тихом районе, или какой-то определенный музей, или парк. Придумайте сюжетную зарисовку, связанную с этим районом, местом или видом транспорта, так, чтобы урбанистический пейзаж являлся не просто фоном повествования, но и частью композиции произведения. Объем – до 1 листа А4 (14 шрифт)».
***
То есть Вы можете написать о том районе (деревне, селе...), где живете! Подумать над тем, что Вам нравится в своем населенном пункте, что нет, что Вы хотели бы изменить и почему. Почувствуйте себя реформатором!
Спасибо за внимание! Рада Вашему участию!
Март 1945 был необычно тёплым. Снег почти стаял, обнажив влажную, разбухшую от влаги землю, над которой поднимался лёгкий, как туман, пар. Только в тенистых углах лежали еще ноздреватые, потемневшие снежные пласты, хрустевшие под ногами. На пригорках, там, где пригревало солнце, начинала пробиваться первая нежная травка. Скоро появится крапива, заячья капуста, а там и щавель — значит, зимнему голоду конец. Набухнут почки, лес посветлеет, зарозовеет, оживёт. По берёзам побежит сок, такой вкусный, что хочется зажмурить глаза и пить, пить его, слизывая с деревянной щепки, вставленной в разрез коры, прозрачные крупные капли…
Налетел ветерок, задрожали тонкие, гибкие ивовые ветки, свесившиеся, словно расплетенные косы, прямо в холодную речную воду. Лёд уже сошёл, задержались у самого берега его небольшие осколки, блестевшие под лучами весеннего солнышка. Побежала лёгкая зыбь, зашуршал камыш. И в этот миг, словно разбуженные ветром, зазвенели колокола…
Храм, стоящий на холме, окружённый когда-то, до революции, парком с липовыми аллеями и каскадом прудов, был виден издалека. С дороги, которая вела к селу, ещё вёрст за семь заметна была увенчанная крестом колокольня, высившаяся над тёмными верхушками елей, сбегавших по склону к слиянию рек Ворши и Медведки. А подъедешь чуть ближе — и уже разглядишь купол самой церкви в виде ротонды и её белые стены. И, если повезёт, услышишь радостные переливы колоколов, созывающих на службу.
Но сейчас звон их был строгий, поминальный, медленно тонущий среди лесов и полей…
Деревянный двухэтажный домик священника, чей фасад с весны до поздней осени был увит диким, девичьим, виноградом, стоял на самом краю села, отделенный от него речушкой Комарихой. Сюда в конце прошлого века перебрался отец матушки Елизаветы, протоиерей Алексей, оставив своему преемнику и зятю добротный, кирпичный, ещё при князьях Салтыковых построенный для нужд церкви дом. Но тот дом вместе с плодоносящим садом и теплицами, где его тесть выращивал даже арбузы, отец Иван давно продал, чтобы получить деньги на содержание храма…
Вечер в Бангкоке
В России стоял пасмурный ноябрь 2011 года. Поездка изначально не заладилась. Из-за наводнения в Таиланде её отсрочили на неделю, поэтому не удалось окунуться в колоритный праздник Лой Кротонг («воды и света»), на который был ориентирован этот отдых. И в самый последний момент у моего друга, инструктора по Таиланду, случились непредвиденные обстоятельства. Лететь пришлось одному. В туристической программе было запланировано посещение Бангкока на сутки с ночёвкой и последующим отбытием на побережье Южно- Китайского моря- в Паттайю. Перемещение протекало стандартно: девятичасовой перелёт, таможенный контроль в здании огромного аэропорта Суварнабхуми, встреча с гидом на выходе и трансфер в комфортабельном автобусе с кондиционером. Путь к отелю шёл по платному, второму уровню городского шоссе. Внизу были видны последствия наводнения- обширные лужи и затопленные автомобили на бесплатной, низинной дороге. Бросалась особенность экстерьера городов Таиланда- большое количество висящих проводов, наподобие сплетённых лиан: в стране часто ураганы, из-за чего не редкость обрыва на линиях электропередачи. Тайцы не являются хорошими работниками и потому ленивые, местные электромонтёры, установив место повреждения прокладывают новый провод, а старый продолжает висеть на прежнем месте- с годами их накопилось большое количество. По прибытии к отелю стояла дневная жара и на улице можно было передвигаться короткими перебежками- от тени в тень. Гид сопроводил меня и ещё нескольких туристов на ресепшн, отдал ваучеры на расселение и убыл развозить остальных клиентов. Меня разместили на двадцать четвертом этаже. Понравился скоростной лифт отеля, который быстро, без рывков и практически бесшумно доставил на нужный уровень. Номер достался довольно большой (был запланирован на меня и друга), местами потёртый, с большими, пыльными окнами. Вид из окна произвел культурный шок для европейского мышления и состоял из трёх слов: столица, центр,… трущобы. Современные здания из стекла и бетона возвышаются между низкоэтажной застройкой затрапезного свойства с большим количеством обшарпанных бараков. Было удивительно, что люди могут жить в таком ветхом жилье.
Бангкок- амбивалентный город, соответствующий высказыванию ведьмы и гностической ереси из книги Д. С. Мережковского про Леонардо да Винчи: где верх- там и низ. Но в буддизме, при их вере в колесо сансары, это никого не удивляет.
Прогулявшись по отелю, не увидел ничего достойного внимания. И решил окунуться в пекло каменных джунглей с единственным хищником в моем лице, вышедшем на охоту за впечатлениями. Можно было вместе с остальными туристами совершить обзорную экскурсию по Бангкоку, взобраться на самую высокую башню города Байок Скай и насладиться фирменным супом «Том Ям».
Но настоящий россиянин простых путей не ищет. По старой, доброй, русской традиции решил: гулять- так гулять! Вооружившись наглостью, двумя тысячами бат, картой, выданной гидом, знанием английского языка «вери литл» и двух тайских слов я понял, что готов к приключениям. Вышел из отеля, перешёл по деревянному мосту на другую сторону грязной, дурно пахнущей речки и углубился в реальность узких улочек. Дома располагались плотно друг к другу и от этой темноты была единственная польза- тень, которая защищала от палящего солнца. Периодически, в двориках, встречал культовые сооружения по типу маленьких алтарей- как правило, на передних перекладинах козырьков над этими нишами виднелись нарисованные или выделанные свастики.
Встречи с местным населением в трущобах вызывали взаимное удивление.
«Люди!? Здесь? Живут!?»- думал я.
И читал в их расширенных глазах:
«Фаранг!!! Здесь!? Чего забыл?»
Наконец убедился, что нищета в мире везде примерно одинакова и решил разнообразить программу. На карте значился Океанариум и это было моим следующим пунктом назначения. Он размещается на цокольном этаже торгового центра- туда я добрался на такси, ткнув для водителя пальцем в нужное мне место на плане. Отметил, что левостороннее движение несколько непривычно для нас и находясь в переднем левом кресле машины никак не мог расслабиться и периодически, на автомате, включался водительский навык. Хорошо, что у таксиста руль не отобрал. Так и добрался до площади с несколькими торговыми центрами, но автомобиль остановился недалеко у входа нужного мне. Водитель оказался понимающим и без лишних слов ткнул в него пальцем, наметив правильный вектор моего движения. Торговые центры городов мира- продукт глобализации. Возникает впечатление, что их строят турецкие строители по единому, типовому проекту. Так же типичен набор магазинов с таким же перечнем товаров- естественно с акцентом на климатические условия. Дорога к Океанариуму пролегала через фуд- корт. Там носились такие соблазнительные запахи, что не смог удержаться. Заказал себе нудл- суп с курицей, рисовой лапшой, зеленью- на крепком, насыщенном бульоне. А также вкуснейший тайский рис со свининой барбекю. Отменное свойство азиатской натуральной пищи- ты чувствуешь сытость, но без тяжести в желудке. Так и я продолжил своё движение налегке. Потратив 2 часа на осмотр гадов морских, я выбрался из Океанариума- когда стемнело.
Ночь набросила на город черную шаль неба с блёстками. Вопреки ожидаемым суточным ритмам сохранялась жаркая погода- выше 30 градусов. Освещение ночью не очень хорошее и потому из темноты проступали только контуры зданий- высоких и низких, но качественные различия были стёрты. Сделав круг почета по всем торговым центрам, окружающим площадь, я брел по пустынной, тёмной улице, еле освещённой фонарями, пока не дошёл до забора какого- то посольства. Можно было вернуться в отель, но хотелось какого-то подобия праздника. Под одним из фонарей я остановился и стал рассматривать карту с пометками. Гид предусмотрительно поставил крест на одной из улиц- там туристу лучше не появляться. В памяти всплыли романтические истории про пиратов, где на карте была сделана отметка с закопанным кладом. Не нужно особого пророчества, чтобы понять: история с запретным плодом часто срабатывает. Я подошёл к группе молодых тайцев на мотороллерах. Сказал традиционное тайское приветствие и продемонстрировал необходимое мне место на плане города. Голоса у байкеров напоминали что- то среднее между птичьим щебетом и кошачьим мурлыканьем- они что-то живо обсудили, выставили цену (на которую я согласился), один из них протянул шлем и пригласил присесть за ним на мотороллер подростковой высоты. И вот мы уже поехали по сумеречным трассам Бангкока- навстречу мелькающим автомобильным огням. Голова тайца находилась на уровне моей груди и потому на поток автомобилей взирал воочию. Первоочередной задачей в данной поездке было- не растерять благородный центнер живого веса фаранга на трассе города. Я сжал сидение мотороллера ногами до хруста, вцепился руками в ручки. Если бы это был осёл, то он подумал, что с него сдирают шкуру, но металл и пластик всё выносят без жалоб с редкими стонами. Я и раньше катался на мотоцикле или коне- но это было в деревне, где простор полей и навстречу несётся вольный ветер. Но в городе, когда тело не защищено с боков, это доставляет массу неприятных моментов- особенно, когда на сближение идёт микроавтобус или будка грузовика: внутри всё сжимается. В какой-то момент, от мышечного напряжения, я перестал чувствовать низ тела вместе с мотороллером и проходящей под ним дорогой. И действо стало напоминать полёт чернокнижника из фильма с таким же названием: так и «долетел» до места назначения, маневрируя между автомобилями. И вот я уже был в этом злачном районе, предвкушая что-то экзотическое. Но был искренне разочарован, поскольку проулок напоминал слабое подобие Волкинг стрит всероссийской здравницы Патайск-места, где бьётся сексуальный пульс планеты. По краям стояли проститутки и катои, но не увидел ни одного гоу-гоу. Для поднятия настроения купил шашлычок у уличного торговца, который запил заранее купленной бутылочкой с соком личи- нежно-розового цвета с кусочками мякоти кокоса. И решил вернуться в отель. Подошёл к стоянке с моторикшами, назвал отель, достал карту и показал его нахождение. Но такие субъекты у нас зовутся мутными. Один из них согласился меня довезти. Совершенно без задней мысли расположился на сидении коляски и мы тронулись. Водитель периодически ко мне оборачивался, сам с собой смеялся о чем-то и из его речи регулярно проскальзывали «супергёл» и «ловер». Я думал, что он себя нахваливает, вопреки поношенным внешним данным и потому мысленно окрестил его- «конь педальный». И вот, наконец, мы остановились… на невзрачной узкой улочке. В доме слева находилось какое-то заведение. Дверь была открыта и в полуподвальное помещение ненавязчиво приглашал призрачный, голубой свет. Моторикша сделал широкий жест рукой- мол, иди туда. Но я застыл в недоумении, озираясь по сторона с попыткой найти свой отель и недоброй мыслью:
«Я заказывал другое место. Куда же ты завёз меня...(нехороший человек)?»
Вероятно, что данный таец рассчитывал на стандартное поведение окончательного европейца. Но ситуация напомнила армейский анекдот, в котором звучал вопрос:
— Любишь ли ты тёплую водку и потных женщин?..
И ответ был прост:
-Мужчина, который устал и вспотел- уже никого не любит.
Я был очень зол- до скрежета зубов. Развернулись плечи, размахнулась рука и… ладони сложились в традиционном тайском приветствии «май». Что-то нехорошее, видимо, светилось на фоне мглы в моих серых глазах и потому таец не возражал, когда я прошёл мимо него на широкую улицу. Здесь была стоянка такси и на одной из машин без лишних происшествий добрался до отеля. Прохлада охлаждаемого помещения, теплый душ в номере и стакан великолепного ананасового сока сделали своё дело- я уснул на широкой кровати с чистым бельём успокоенный и удовлетворённый, расслабленным сном ребёнка.
В отеле «Prince Palace», где я ночевал, первые этажи отданы под вещевой рынок. Но Таиланд- это не то место, где нужно делать покупки. У меня супруга заказывала сумочку одного бренда и просила там посмотреть. Я столько магазинов обошёл, нашёл очень похожую, отлично сделанную, но из кожи ската. Привез и увидел разочарование в её глазах.( Брендовые же подделки у них такого низкого качества, что рука не поднялась что-то из этого барахла купить.
Таиланд в мировой классификации туризма длительное время рассматривалась, как страна секс- туризма. И как не странно, но эту тенденцию переломили путешественники из России. Они подняли Таиланд до уровня страны для семейного отдыха и способствовали принятию радикальных решений со стороны правительства Старого короля- Рамы IX. И полицейскими мерами стали выдавливать злачные заведения из туристических мест.
В начале немного длинноватый разгон, много излишних деталей (хотел поехать с другом и прочее бла-бла-бла), но потом хорошо пошло! Понравился образ охотника за впечатлениями, «вери литл» инглиш, «Фаранг? Чего забыл?», ночь — «черная шаль с блестками». «Конь педальный» тоже ничего — подходит к контексту .
Насчет уместности Мережковского можно поспорить, но воля авторская, стало быть, Ваша…
В тексте многовато речевых неточностей. Все называть не буду, но на одну распространенную ошибку укажу, из любви к просвещению: kak-pravilno.net/po-pribytii-ili-po-pribytiyu-kak-pravilno/
Должен же я был показать, что нарушение первоначального плана приводят к возникновению спонтанных и субъективных решений с целью психологической компенсации. ) Правда, если бы до этого момента посмотрел фильм «Мальчишник 2: из Вегаса в Бангкок», то был бы напуган фразой «Бангкок забрал его» и не решился бы на подобную авантюрку.))
Интересное слово- статусное! Никого из негритянских народностей, а так же азиатских (пакистанцев, узбеков, некоторых татар, израилитян)- местное население не называет этим словом. Этой чести удосужились только европейцы, в том числе-русские, чем подняли уровень моего самоуважения. )
По поводу происхождения слова могу порекомендовать книгу «Личная танцовщица» Стивена Лезера- если натурализма не боитесь.;)
Это всего лишь попытка найти европейскую аналогию.
Вот и пользуйся после этого редакторами)).Даже сайт их не показал, хотя старался без ошибок.
Насчёт вступления — я говорила скорее о необходимости сокращения. Необязательно убирать все полностью.
По поводу онлайн-редакторов — да, увы, они пока несовершенны. Порой могут исправить правильное на неправильное, без учёта контекста. К тому же не правят стилистические ошибки. Так что у редакторов-людей все ещё есть шансы на то, что они в ближайшие годы не останутся без работы:).
Для вдохновения предлагаю всем желающим ознакомиться с городскими видами Макото Синкая (Шинкая) — мастера реалистичного аниме, певца урбанизма и большого любителя поездов:
dtf.ru/anime/126937-makoto-shinkai-poetry-architecture
Аниме Синкая всегда несколько ностальгичны и ооочень красивы, их приятно смотреть. Наиболее известные работы мастера: «5 сантиметров в секунду», «Она и ее кот», «Ловцы забытых голосов», «Твое имя», «За облаками».
Звенит ручей, поет вода в колодце.
Синицы суетятся, воробьи –
Дождались, наконец, тепла они.
И в воробьиных стайках хмель гуляет,
Соперничества дух уже витает.
А воробьиха, поглядев с плетня,
Решила — разберутся без меня.
Есть у меня дела куда важнее:
Почистить перышки на грудке, шее,
И лапки вымыть в лужице и клюв,
Нет, тут не до любовных, скажем, бурь.
Мужчины ничего не понимают,
Досадно им, что женщины вздыхают,
Вот пусть и разберутся меж собой,
А то твердят, галдят — любовь, любовь.
Они покорны лишь своим порывам
А женщинам, чтоб только быть счастливой,
Достаточно, чтоб знали мы наверно,
Что любят нас так нежно и так верно.
Вот небольшая зарисовка, как весна, её пейзаж влияет даже на птиц, их настроение.
Над Эрмитажем и Невою,
Затихло все, весь город спит.
Луна любуется собою,
То отражаясь в синеве,
То в отблеске в стекле оконном.
Гуляет ветер по Неве,
На Малой Невке непокорно.
Озяб он, голодно ему,
Он от безлюдья еле дышит.
То рвется на простор во тьму,
То к окнам льнет – а вдруг услышат,
Да пригласят погреться в дом,
Где так тепло мерцают свечи.
С хозяином едва знаком,
Хозяйкой дома не замечен
Неслышно пронесется он
По спальням, залам, будуарам,
Раскроет двери на балкон,
Кивнёт ему – знакомец старый.
И снова – в бездну головой,
Хитёр и всё же простодушен,
Гуляет ветер сам не свой,
Как по Фонтанке прежде Пушкин.
А это мои впечатления о Санкт-Петербурге, о его каналах, ветрах, кружеве чугунных решёток.
Что говорить — прекрасен, причём, в любое время года!
Дождь. Опять дождь! Да что же за наказание?! Третий день! Интересно, это один и тот же или разные друг за другом? Откуда они приходят к нам, что с собой несёт каждый из них? Льёт третий день…
А ведь начинался незаметно – просто и без того серое небо стало чуть темнее, опустилось ниже, почти касаясь крыш домов и верхушек деревьев. Потом появилась то ли дымка, то ли пелена, как будто огромное окно затянули сеткой от комаров, потемнела крыша соседнего дома, заблестели листья сирени, растущей под окном, собака спряталась в будку…
И вот на оконном стекле появились бисеринки влаги, всё гуще и гуще, а изнутри стёкла «запотели», и не сразу можно было увидеть, что бисеринки собираются в капли, а затем бесшумными струйками стекают вниз. Часа через два только запах влажной земли да брызги на стёклах и листьях напоминали о дожде – истосковавшаяся земля «выпила» всё.
Но небо оставалось серым, низким, солнце так и не проглянуло, даже трудно было сказать, который час. А потом дождь не просто брызнул, но полил неожиданно и сильно. Поднявшийся ветер пригоршнями швырял его в окна, и дождь не шелестел, не шуршал по крыше, как раньше, а барабанил громко и сердито, на земле кое – где появились небольшие лужицы. И вдруг дождь, так неожиданно хлынувший, так же неожиданно и прекратился. Небо посветлело, приподнялось, в просвете показалось голубое небо и солнышко. Дождь прошёл совсем небольшой, но и такому были рады!
Проснулись от стука дождевых капель по откосу, они мерно шлёпали, потом срывались и рефреном падали на бетонный отлив внизу. Ночь тёмная, беззвёздная, нигде ни огонька. Хороший дождь, мерный, спокойный – пусть идёт, хоть огород не придётся поливать!
Утро выдалось пасмурным, вроде и туч не было, но дождь шёл также размеренно, по лужам плыли «пузыри», что предвещало долгий дождь, который шёл то медленнее, то сильнее, и от этого с крыши то падали капли, то стекали струйки и напоминали чьи – то горючие слёзы…
Я только этим засушливым летом поняла, как люблю дождь! Жара стояла настолько изнуряющая: не шелохнётся лист, земля нагревалась так, что на неё страшно было ступить босой ногой, поутру трава не сверкала в лучах солнца капельками росы, и даже слабый ночной ветерок не приносил живительную прохладу.
Днём воздух казался раскалённым, небо выцветшим, белесым, а не июльским высоким и голубым. Жухла трава, на тополях и ракитах листья отливали тусклым серебром, потому что сберегая влагу, выворачивались наизнанку. Даже щебет птиц не звучал весело и беззаботно…
И вот, наконец – то, дождались — благословенный дождь, который освежит воздух, напоит землю, омоет деревья и траву! Дождались!
Но долгожданный дождь льёт уже третий день! Размокла дорога, и жидкая грязь жмыхает под сапогами прохожих, не видно ласточек и детворы, только промокшие вороны чёрной гирляндой сидят на проводах, периодически встряхиваясь и начиная перебранку между собой и с дождём.
Даже в доме стало неуютно, прохладно, потянуло сыростью. Как он надоел, этот дождь! Когда же он закончится?!
Ах, люди, как мы капризны и неблагодарны!
«Летний дождь» И.Тальков:
Спасибо, Елена, клип прекрасный.
У меня тоже есть несколько стихотворений про дождь.
Не смолкает капель перезвон,
Подоконник будто пианино.
Дождь — тапёр и композитор он,
И конца той музыке не видно.
Монотонен медленный мотив,
Оттого тоской душа томится.
Вдоволь меня ею напоив,
Снова он в окно моё стучится.
1996 год
Да, Талькова очень жалко!.. Ушел так рано!.. Ему было всего 34 года. Как мне сейчас. Хотя мне раньше всегда казалось, что он уже такой взрослый дядька, за сорок…
А с люстры когда-то капало — залили соседи, шлёпало так весомо, звучно, Оказывается, прорвало отопление.
Удачи Вам!
В общем, я люблю его произведение «Похвала глупости», особенно отдельные его главы, посвященные особой глупости поэтов, философов, богословов и правоведов : lib.ru/FILOSOF/ERAZM/pohwala.txt
Глава L («Поэты»): lib.ru/FILOSOF/ERAZM/pohwala.txt#Glava_50
P.S. Рекомендую к прочтению и перечитыванию! Особенно всем тем, кто не прочь посмеяться над собой и любит риторику как «искусство красно говорить»!
Марафон очень интересный и познавательный! Спасибо
Здесь в парке тишина такая…
Бродяга ветер заблудился и утих,
Лишь птичек маленькая стая
Нарушила безмолвие на миг.
Как музыка звучат названья:
Гледичия, секвойя, розмарин.
Парк дом для них, а не изгнанье -
Тут бродят пеликаны и павлин.
Фонтан «Амуры», мавританские беседки,
Поляна гномов и тенистый грот,
В воде фонтана – жёлтые монетки,
Как синий потолок, над парком небосвод.
С изящными колоннами «Надежда» -
Он виллу именем жены своей назвал.
Она стоит прекрасная как прежде,
Её запомнишь, если здесь бывал.
Наверно, иногда здесь миражи бывают…
Авилова идёт под кружевным зонтом,
И Худяков с Лангау что-то обсуждают-
Увидишь их за розовым кустом.
И к небу устремив свои вершины,
К людскому восхищению глухИ,
Деревья просятся в твои картины,
А может быть, в мои стихи.
«Наверно, иногда здесь миражи бывают…
Авилова идёт под кружевным зонтом,
И Худяков с Лангау что-то обсуждают-
Увидишь их за розовым кустом» .
***
Попробую сейчас выслать несколько фотографий, как раз из дендрария. У меня с ним связаны самые радужные впечатления, поскольку я там отмечала свой День рождения пару лет назад. Благодаря Вам вспомнила много приятных моментов того давнего весеннего дня! Это была моя первая и пока единственная поездка в Сочи, надеюсь, не последняя — уж очень там хорошо!..
Я думаю, город – это, прежде всего, люди. Еще город – это, несомненно, то огромное культурное наследие, которое век за веком, камень за камнем и слово за слово созидается человеком. Город – это пространство всеобщее, а образ его, многократно отразившийся во взгляде сотен, а скорее тысяч миллионов людей – личное и изменчивое. Много раз бывая в одном и том же месте, ты каждый раз по-новому воспринимаешь его, по-новому думаешь и о самом себе.
Этот момент сопряжения обобщенного и частного, чужого и собственного, эта возможность – фантастическая и все-таки вполне реальная — проживания нескольких жизней и эпох за одну неделю, день, а порой и всего лишь час – то, что, наверное, побуждает большинство из нас путешествовать.
Храм Архангела Михаила (Свирская церковь)
Михаил Архангел на холме высоком,
В городе Смоленске – церкви да мосты…
Здесь вставала паства в очередь на небо,
И ложились в землю до земли кресты.
Руки сами чертят линии простые,
Подхватив извечный разговор без слов,
Душу насыщая памятью о прошлом,
Разум усмиряя мудростью веков.
А вдали, за храмом – столь же величавы,
Сколь и уязвимы и к огню, и к боли,
Растянулись нитью, вдоль по горизонту,
Братия – деревья, странники в неволе.
В их ветвей сплетеньи – отголоски сплетен:
Разговор осенний воздуха и тленья,
Трепет слабых листьев, дуновенья ветра,
Угасанье лета, красота мгновенья…
Битвы и преданья, мифы и молитвы,
Были и мечтанья, солнце и дожди…
Всё соединили – всех собой объяли,
Сколько вы прожили? Сколько впереди?..
Образами полня и глаза, и мысли,
Город, словно книга, приоткроет суть.
Башней Кремль уткнется в облачные выси,
И с рекой сольется дождевая муть…
pisateli-za-dobro.com/articles/963-ulica-komsomolskaja-iz-ocherka-gorod-kotoryi-est.html
Смотрю в окно. Как ветрено сегодня.
С покатых крыш сдувает синеву.
И облака барашками кудрявыми плывут,
Плывут навстречу волшебству.
Мой город хмур. Среди высоток,
Как старый фильм он в оттисках гравюр,
В гранит обут, окутан дымкой,
Ворчит, ворчит, готовясь к торжеству.
Он громыхает звонами трамваев,
Перебирает листья партитур,
Он никогда не спит, и роль свою играет,
Он реалист, и грезит наяву.
Мой город молод, светит куполами,
Он упивается звучаньем увертюр.
Мой Екатеринбург — прикрыт тылами.
Он верен мне. И большинству.
Мой город полнится мечтами.
Амбициозный — до небес.
Года лихие — за плечами,
Не раз родился и воскрес.
Мой город славится трудами,
Он строит, строит, строит мост.
Все для того, я точно знаю,
Чтоб дотянулись мы до звезд!
Многоликий город, важный:
Шум, движенье, едкий смог,
Окон свет многоэтажный,
Сто дорожек и дорог,
Дух асфальта раскалённый,
Запах пыли, серый лист…
Взгляд прохожих отстранённый,
А фасад витрин — речист.