​«Образы Пречистой в Воскресшей Святыне…».

​«Образы Пречистой в Воскресшей Святыне…».

«Образы Пречистой в Воскресшей Святыне…».

                   (Вслед двух очерков).

                           Вступление.

Такого, кажется, ещё не было – этот очерк словно продолжение двух – об «уголке» Пресвятой Богородицы в Храме Пророка Илии в одном из исторических районов востока Столицы нашей, и о Храме Всех Святых, что рядом со станцией метро, в честь героической птицы русской названной. В честь Святыни этой и село когда-то имя носило. В Храме цвета солнечных лучей, что на севере Столицы, рядом с местом, что в годы окаянные оставалось культурным «оазисом»...

В конце тридцатых свершили здесь слуги антихриста святотатство – иконостас сожгли — но через семь лет, вскоре после Великой Победы, снова зазвучало здесь «молитвенное бдение», как написал старейший звонарь самой древней Московской Обители, ровесник века двадцатого. В стихотворении он о той самой Обители написал – да разве слова эти не обо всех святынях?! (См. также «Небесное в земном воплотившееся. Ч.2»)…

Итак, побеседуем теперь об одном из приделов Храма цвета солнечных лучей. Придела, в честь Матери Пречистой Христа Распятого и Воскресшего. А какого Образа – о том в финале скажем…

                          Глава первая «Свет и Благодать пяти Образов Пречистой»

Здесь — напротив алтаря — пять образов Матушки Божией. На первом написана Пречистая в величественной короне — словно напоминающей, что Она Самая Главная Царица. Это и без короны ясно, но на этом Образе матерь Божия «коронована». Образ по сравнению со многими «молодой» — к первой половине девятнадцатого века относится – да разве это самое главное?!

Имя Образа заставляет каждого задуматься, что Пречистая каждого грешника – пусть и самого последнего – не только как Мать жалеет, но и словно «поручается» за него пред Сыном Своим. И не должно, невозможно «поручительство» Её обмануть.

Отмоли меня, Пречистая, отмоли,

Хоть просить Тебя недостоин,

Но, под звоны всех колоколен,

Погибающего вдали,

Отмоли меня, отмоли!

Эту песню монаха Варнавы автор статьи именно здесь – в церковной лавке Святыни Всехсвятской услышал. И теперь как не вспомнить этих пронзительных строк пред Образами Пречистой!

А имя Образа – Споручница грешных.

Честное жилище бывшее / неизреченнаго естества́ Божественнаго / выше слова и паче ума́ / и грешным еси́ Споручница, / подава́еши благодать и исцеление, / яко Мати всех Ца́рствующаго: / моли́ Сына Твоего́ // получити нам милость в День судный.

А дальше Икона тоже в веке девятнадцатом явленная, на которой держит Пречистая семь стрел. Отражено здесь символически, что Распятие Сына через сердце Матери стрелами прошло. А ещё переживания Пречистой о каждом из нас. А, может быть, отражают стрелы семь смертных грехов, которыми люди сердце Её пронзают. Да одно другого и не исключает вовсе...

Есть Образ Богородицы во многом схожий, на котором одна из стрел через сердце Её проходит, – Образ, что Умягчением злых сердец называют. А Эту Икону, что в Храме, именуют Семистрельной.

Благодатию Твоею, Владычице,/ умягчи́ сердца́ злодеев,/ низпосли благодетелей,/ соблюдающи их от всякаго зла,/ благомолящимся Ти усердно// пред честными иконами Твоими.

А вот Образ — один из очень немногих, на котором Младенца нет – Он тогда ещё в мир не пришёл. А Мария руки на груди скрестила — как пред Причастием. Она выбор делает, для всего человечества судьбоносный, вверяя себя Воле Божией.

А Сама Икона тоже в девятнадцатом веке появилась – вернее, известной стала.

«Радуйся, Невесто Неневестная», — написано над головою Царицы Небесной.

Пред Образом этим Преподобный Серафим Саровский на камне молился – и называл Икону Всех радостей Радость. С молитвой Пречистой и в мир иной «перешёл», а Образ Святой сёстрам Дивеевским передали.

А ещё – возможно, это субъективно – при взгляде на Иконописный Образ Этот кажется, что воплощает Он всё самое лучшее, чистое, скромное, что женской «природе» Господь даровал.

Умиление – Имя Образу Сему. Иногда с добавлением – «Серафимо-Дивеевское».

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

А вот ещё два Образа Пречистой — они «старше», если о явлении вспомнить. Оба можно назвать Афонскими. Мы, конечно, о них не раз беседовали – да тема глубины неисчерпаемой. (См. также «Уголок» Богородицы в Храме Пророка).

Итак…Она в багряном одеянии на троне с Божественным Младенцем, а за троном – Силы Бесплотные.

Пред этим Образом Пречистой об онкобольных с последним упованием молятся. Пребывает Образ Этот и в Алексеевском Монастыре, что в Красном селе – там, где от села и станция метро название получила. Пребывает и в Монастыре Новоспасском. А сколько списков за последние годы во многих московских храмах, и не только московских, конечно, появилось! Потому что, как сказала когда-то одна из прихожанок Храма Всесвятского в Алексеевском Монастыре, рак ждать не может. Оттого и читается там Акафист, даже «во дни печальные Великого Поста», как написал в одном из лучших произведений своих А.С. Пушкин. Читается – потому что Господь и Матерь Его Пречистая прежде всего милостивы к людям, потому что Милость Эта важнее, сильнее самых благочестивых «правил». Потому что радость в том великая, если по горячей молитве смертельный недуг, что «приговором» стал, отступает. Имя же Иконы – Всецарица.

Образом радостотворным честныя Всецарицы,/ желанием теплым взыскающих благодати Твоея́ спаси́, Владычице,/ избави от обстояний к Тебе́ прибегающих;/ от всякия напасти огради́ стадо Твое́,// к заступлению Твоему́ взывающее присно.

А вот Главный Образ Афонский, у которого три дня Памяти – один на Светлой Седмице. На щеке Пречистой кровь как напоминание о нечестивых богоборцах и вразумлении воина, что в девятом веке случилось. Наверное, никогда больше не посягнул кровь на щеке Пречистой увидевший на Святые Образы…

Икона Богородицы, от разрушителей спасённая, стоя по морю плыла – и сияние исходило от Образа Матери Божией…

Не единожды удалялась Икона Святая, когда пытались приблизиться к Ней. А после явилась Сама Пречистая во сне одному из самых скромных, «незаметных» иноков – и сказала забрать Образ Ея.

После же Икона чудесным образом с места, самого в храме почётного, на врата монастырские переносилась – там Её и оставили.

Оттого и поётся при чтении Акафиста: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая».

А через несколько веков на Руси Список Чудотворной появился – освятили воду пред образом – и краски на ней замешали. Список Иконы не только, не просто внешнее «сходство» — он связь духовную с Самим Образом Чудотворным имеет...

Звучат слова, к Благой Вратарнице обращённые, несколько раз в день в самом сердце Столицы Православной – в самом сердце Великой России – всей Руси Святой. Звучат и в дни Великопостные – за всех, в России живущих. Так Сама Пречистая решила.

(См. также «Матерь Пречистая Христа Воскресшего»).

Звучат в Часовне, в честь Образа этого возведённой. И сколько поэтов о молитве той стихов создавало!

Заставили слуги антихриста на шестьдесят лет «замолчать» — да в конце века окаянного возвратилось всё на круги своя. И будет до Конца Времён звучать…

А Образ Этот – Иверский, конечно. Здесь, в Храме цвета солнечных лучей, что рядом со станцией метро «Соколиной», Образ Иверский не единственный. Да разве только здесь?!

От святыя иконы Твоея́,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы́ подаются обильно,/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою́ немощь посети́,/ и душу мою́ помилуй, Благая,// и тело исцели́ благодатию Твоею, Пречистая.

А о других Образах Матери Божией, что в этом Приделе, дальше побеседуем…

                                           Глава вторая «Всем приходящим Милость Дарующая»

В одном из спектаклей Русского Православного Театра «Глас» говорится об Образах Пречистой, над Россией просиявших. Конечно, ведь Россия — удел Ея. Над центром Руси Святой Образ Владимирский, чудом из Византии перенесённый –Самой Матерью Божией. Над Восточными рубежами Образ Казанский – да в каком же храме нет Его?! Над Западными – Образ Смоленский – в честь Него известный в Столице женский Монастырь возведён. Над рубежами Южными – Образ Иверский, о котором мы вспоминали совсем недавно. А над Северными? Об Образе Этом и побеседуем – Он тоже здесь в правом Приделе — у окна.

Согласно преданию, Образ Этот почти семь веков назад в новгородских пределах являлся – и несли Его ангелы. Как и Образ Владимирский, тоже на Русь чудесным образом из Византии перенесён был.

Мы говорили об Этой Иконе Чудотворной, пребывая и в Храме Пророка Илии, что в Черкизове, в Храмах бывших сёл — Богородское и Алексеевское. И вспоминали историю о том, как строили в честь Иконы Чудотворной Храм – и явилась во сне зодчему Сама Пречистая. Сказала Матерь Божия крест на куполе храма не железный, а деревянный поставить. Да не послушались люди – по их понятиям, из железа лучше.

И вот, когда крест уже почти установили, упал он на землю, и трудник вместе с ним. Упал с высоты немалой – да жив остался и не покалечился. Любящая Мать вразумила – не станет же Она гибелью или увечьем за ослушание, не по злобе сотворённое, наказывать. (См. также «Уголок Пресвятой Богородицы в Храме Пророка»).

Образ Этот Тихвинским именуется.

Днесь, яко солнце пресветлое, / возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, / лучами милости мир просвещающи, / юже великая Россия, / яко некий дар Божественный, / свыше благоговейне восприемши, / прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, / и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. /

А вот ещё один Образ Пречистой — рядом с алтарём. Напоминает он о крестьянине, по горячей молитве, Богородицей спасённом – не занесла его в пути разыгравшаяся метель.

О том, как в благодарность за спасение храм он построил.

А ещё о Блаженной Матронушке Московской, односельчан на сбор пожертвований сподвигшей, чтобы Образ Этот и у них в храме был. Оттого и Матронушку нередко с Иконою в руках пишут. И о том ещё напоминание, как не приняла Пречистая рубль и копейку, неблагочестивыми братьями в шутку брошенные. Повод задуматься о том, что и как мы в жизни своей делаем…

Ныне Храм, в честь Образа Этого возведённый, стражем вознёсся над Шоссе «Одержимых революционными идеями». И мрак бесовской разогнал. (См. также «Свершилось»)…

Название Образ Этого говорит о том, что Она души погибшие взыскует – и речь, разумеется, не только об умерших плотью.

На Иконе слова Кондака написаны. А имя Образа – Взыскание погибших.

Взыщи́ нас, погибающих, Пресвятая Дево, / не по грехом бо нашим наказуеши нас, / но по человеколюбию милуеши, / избави нас от ада, болезни и нужды // и спаси́ нас.

А рядом словно «икона в иконе» — Образ Этот, наверное, более всех покаяние отражает – воплощает. Стоит пред Образом Пречистой на коленях, со слезами покаяния разбойник, вся душа которого грехами изъязвлена.

Увидел вдруг лиходей, наверное, после очередного разбоя, как зашевелился Образ Матери Божией — и на руках Младенца раны появились и закровоточили.

«Кто сделал это?!» — воскликнул в ужасе разбойник. «Ты», — ответила Пречистая.

И после того бросил лихой человек разбои и душегубства — и монастырь пошёл, «Богу и людям служить», как написал Н.А.Некрасов о раскаявшемся атамане Кудеяре, который предстаёт пред читателем в финале «старцем честным Питиримом».

Неслучайно, наверное, песню на стихи эти в начале двадцатого века вся Россия пела – от царя до крестьянина.

И если был на само деле этот раскаявшийся в разбоях и блуде атаман, то судьбы перекликаются. И не Этим ли Образом Святым вдохновлён был поэт, создавая один из своих шедевров?!

Мысль о том, что люди грехами своими – нередко по неразумению «гвоздь в руку Спасителя вбивают», во многих произведениях литературных воплощена – а здесь – воплощение зримое. И, конечно, сказание это не только о раскаявшемся разбойнике, на коленях пред Образом Пречистой стоящем.

А тема покаяния — одна из главных – и для искусства, и для жизни.

Вспоминаются невольно эти, созданные всего несколько десятилетий назад строки Г.Г. Поляченко:

Не рождается истина в битве,

А рождается в тёплой молитве,

В несказанной дарованной сладости,

Онемевшей нечаянной радости…

Нечаянна Радость – имя Образа Сего. Радость покаяния – потому что означает сакральное слово это – «изменение сознания». Радость очищения души от грязи, от мерзости греховной.

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе́, Владычице. / Ты нам помози́, / на Тебе́ надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои́ бо есмы́ раби́, // да не постыдимся.

И вот, наконец, Тот Самый Образ Матери Пречистой Христа Воскресшего, в честь которого придел освящён.

Стоит Она с Младенцем на руках, а вокруг — великое множество скорбями обременённых. Она всем Помощница и Заступница! Она воплощение чаяний!

Иногда пишут Образ Этот с монетками — слово «летающими», что после удара молнии в одном из храмов Петербурга из кружки с пожертвованиями на Икону перенеслись и словно «прилипли» — здесь их нет. Есть Матерь Божия в окружении страждущих.

Совершается Память Образа Этого через день после Казанского – того, что осенью. Здесь, в Храме цвета солнечных лучей, День Этот – один из Праздников Престольных.

Есть у русского композитора В.П.Титова, на рубеже 17-го и 18-го веков жившего, замечательное песнопение «Всех скорбящих радосте». Отразил мысль эту и иконописец в Образе, во многих святынях православных просиявшем.

Имя Образу Сему – Всех скорбящих радость.

Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Но вот и всё, наверное. Тут же, тоже недалеко от входа, ещё один замечательный Образ, что в народе Боголюбивым называют – Икона Матери Божией Боголюбская. Она в приделе, Старца Симеона и Пророчицы Анны, Сорокадневного Младенца Христа узревших. (См. также «Небесное в земном воплотившееся» Ч.2)

Мы же завершаем беседу о Приделе, в честь Образа Ея Всех скорбящих радость освящённом, — в Храме Всех Святых, что у станции метро Сокол…

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми́ муки, о Тебе́ вопиющих: Аллилуиа.

Аудиофайл:
o-vsepetaja-mati.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
19:32
194
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!