Выбор

Выбор

Он уже всё решил, записал видео, в котором прощался со всеми. Два дня назад он видел их всех и лишь утвердился в своём намерении. Все, каждый из этих людей, жили в каком-то своём мирке, в коконе. Так было всегда, наверное, но дошло до его сердца только там, среди них, и даже придало его шагу недостающую нотку полного безразличия. Так бывает, что люди становятся близкими по роковой случайности, по ошибке. Сплошь и рядом такое происходило. Чем не ад в библейском понимании! Что может быть хуже, чем ненавидеть друг друга и называться близкими людьми! Нет, он не хотел замыкать на себе эту преступную цепь: плодить нищету, увязать в пьянстве как отец, в депрессии как мать. Не хотел дожить до старости, чтоб лежать в постели парализованным как дед, выслушивая бесконечные попрёки своей, почти выжившей из ума, жены. Не хотел, чтоб его дети в каком-то необозримом будущем ждали его смерти. Он выходил из игры. Выходил молодым и красивым, полным сил и неосуществимых желаний. Именно неосуществимых! Страх жить этой ущербной жизнью как все эти люди и миллионы других был сильнее смерти. Та виделась ему избавлением от душевных мук. Можно было, конечно, обмануть себя, сделать ещё одну попытку встроить себя в этот жестокий мир, но это была бы лишь отсрочка приговора. Да, именно так, он всё решил, всё продумал, погасил лампу рядом с монитором и, наконец, поднялся. Небо было рядом, чернело бездной над всей этой пустой суетой города, украшенного миллионами огней, рекламой красивой жизни. Однако вид его больше не манил и даже не завораживал, — как ни странно, лишь напоминал о том, что этот чужой мир не принимает его, выдавливает, как пасту из тюбика, который забыли закрыть крышкой. Верёвка, труба в ванной, всё было готово. Он не боялся передумать. Сделал шаг назад, ещё шаг, потом повернулся, спокойно шагнул на стул и, сунув голову в петлю, толкнул его ногой…

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+13
09:15
798
RSS
15:23
+2
Да, у каждого есть право выбора. Но этот — выбор слабого.
Этот этюд, как сказал Владислав, описывает реальные события, произошедшие почти год назад. Мальчика этого, на тот момент ему было 26 лет, я не знала, его знали мои дети, знали ещё по школе, а потом по увлечениям музыкой и спортом. Позитивный, увлечённый, он работал тренером в фитнес-клубе. Разработал свою методику для людей с недостатком веса, сам себя, можно сказать, вылепил. В свободное время сочинял музыку. Квартиру, конечно, снимал. На это уходила большая часть заработанного. Девушкам очень нравился, но со временем всё отчётливее понимал, что не в состоянии давать им то, что им требовалось. А его душа, богатый внутренний мир их не слишком интересовал. Всё это его оскорбляло. В добавок, семья. Отец потерял бизнес после 2008 года и стал пить.
То, на что он решился, потрясло всех, кто его знал, но ещё больше все были удивлены, увидев обращение, которое он записал перед тем, как уйти из жизни. Он был совершенно спокоен и даже одухотворён.
Этот рассказ написан полгода назад. Я попыталась взглянуть на этот мир его глазами. Вряд ли мне удалось, мешали чувства. Они и сейчас мне мешают, потому что я отчётливо понимаю, что если бы этого не случилось тогда, случилось бы сейчас, когда миллионы людей сидят по домам на карантине, якобы спасая свои жизни. И судить его, говоря о том, что он слабак, у меня не повернётся язык. Нет, чтобы уйти из жизни, нужна смелость, иначе не пришлось бы мировому правительству изобретать способы, чтобы уменьшить население планеты.
Слабый и слабак — в данном случае не синонимы. Слабак — это как-то уничижительно. Не вдаваясь в перипетии мировой политики и принимая вашу точку зрения, как автора, замечу лишь, что талантливый, одухотворенный, увлеченный человек способен найти для себя место в мире, даже если этот мир кажется ему не таким, как хотелось бы. Хотя бы уйти в собственную внутреннюю эмиграцию (вспомнила слова Гео). Сила как раз в том, чтобы не прогибаться, а противостоять трудностям. Хотя какие это трудности? Девушки, пьющий отец — половине страны, что ли, повеситься из-за этого? В чем тут сила — оставить в горе мать с пьющим отцом, вместо того, чтобы помочь им? Слабость и безволие. Но это, безусловно, моя личная точка зрения на сам сюжет, ни в коем случае не умаляющая ценность самого этюда как литературного произведения.
замечу лишь, что талантливый, одухотворенный, увлеченный человек способен найти для себя место в мире, даже если этот мир кажется ему не таким, как хотелось бы
Извините меня, Елена, но это утопия, которая не имеет отношения к реальной жизни. Какие трудности, Вы спрашиваете. Ни купить собственное жильё, ни обзавестись семьёй он не мог себе позволить на те средства, которые зарабатывал. А в нашей стране за труд платить не принято. Это уже вошло в систему. И я, наверное, не стала бы публиковать этот рассказ, но у этой истории есть продолжение. Одноклассник этого мальчика сошёл с ума. Ему повезло больше: у него была квартира, осталась от бабушки. Он служил в ППС, и основная часть вызовов приходилась на самоубийства. Тема эта умалчивается. Нас берегут от правды, а я считаю, что правду нужно знать.
Про внутреннюю эмиграцию я лучше промолчу.
17:21
+2
Я, Маргарита, совсем не оторвана от реальной жизни, как это может показаться. И вместе с вами выросла в этой стране, в то время, когда о покупке жилья вообще никто не мечтал — жили по несколько поколений в одной квартирке, а то и в комнате в коммуналке. Мы с мужем первые 8 лет семейной жизни прожили с родителями в малогабаритной двушке (с промежутком 2 года в офицерском общежитии), прежде чем заработали на отдельную небольшую квартирку. А это был конец 80-х — начало 90-х — время гораздо труднее, чем сегодняшнее. И никакой работой не гнушались, так же, как и наши друзья — кто джинсы варил, кто жвачками торговал, кто таксовал, чтобы не сидеть на шее у родителей и содержать семьи. И что-то никто не самоубился. Сейчас же возможностей у молодёжи гораздо больше. И работы достаточно. Просто не всякая работа избалованному поколению по нраву — куда как проще строить из себя непонятых гениев.
Мой сын прошлым летом на каникулах по собственной инициативе пошёл работать — на производство, собирал велосипеды, чтобы заработать себе на скутер. Вставал рано утром и ехал на электричке в цех. И вкалывал. И не потому, что у нас нет возможности купить ему этот скутер. Хотел сам — и это в 14 лет. Чтобы сделать нам подарки на новый год — раздавал рекламные флаеры. В 26 — у молодого человека — возможностей на порядок больше. Было бы желание.
Вы, Елена, можно сказать описали жизнь моей семьи, — за исключением сожительства с родителями, всё так и было, включая желание моих детей заработать собственные деньги. Но я не понимаю, почему у нас такие разночтения по одному конкретному случаю? И не могу, кстати, сказать, что у нас здесь масса возможностей. Может быть, Вы судите московскими мерками, а я всё же провинциальными?
И знаете, вряд ли он был избалован или считал себя гением, — он не видел для себя будущего. И не он один. Я много общаюсь с молодёжью.
17:54
+3
Маргарита, я ниже в комментарии попробовала проанализировать, почему возникают разночтения. И, конечно же, они должны и будут возникать — ведь мы все очень разные. Это ещё не зашла речь об отношении к самоубийству людей верующих...
А то, что мы спорим и пытаемся найти истину, — это же прекрасно.
Да, Елена, Вы правы: найти истину — это прекрасно, а мне бы ещё хотелось устранить причины.
Я же Дева, я не умею витать в облаках.
Кстати, мужчины Девы, непостижимо другие.)))
18:33
+1
а мне бы ещё хотелось устранить причины.
Я вижу тут для писателей несколько путей. Показывая такие истории и их причины, одновременно давать читателю и альтернативу, понимание того, что этот выход из ситуации — крайний и далеко не единственный. Обращать внимание общества на то, что рядом есть люди, которые находятся на грани суицида и которым необходима помощь. Возможно, кто-то присмотрится к своему окружению, своим друзьям и близким, заметит депрессию, постарается поддержать, помочь. И, конечно же, не доказывать, что суицид — поступок сильного человека. Не романтизировать самоубийц, не делать из них героев.
Что касается первопричин, то я всегда считала так: если хочешь, чтобы мир вокруг был лучше, начни с себя, со своих поступков. Делай добрые дела — те, которые можешь. Помоги нуждающемуся. Протяни руку оступившемуся. Накорми бездомную собаку. Приюти бездомного котёнка. Убери мусор на лесной поляне. Имеешь чёткую гражданскую позицию — отстаивай её. Из крошечных ручейков соберётся река.
Елена, не поверите, мы с нашими соседями по даче так и делаем: собираем мусор, спасли котят в прошлом году и пристроили их в семьи, кормим собак, подвозим людей, когда просят, НО у нас уже есть квартира, дача, машина, в конце концов, средства для добрых дел.
Этот мальчик поступил ужасно, нет у меня потребности героизировать его поступок, но есть большое желание обратить на эту проблему внимание общества и в первую очередь государства. Но и общество, как видите, не очень активно: легче закрыть глаза и сказать, что это чужая проблема или надумана. Вот что меня возмущает как человека, как женщину, как мать.
21:25
+1
НО у нас уже есть квартира, дача, машина — я вот подумала, Маргарита, что в этом одна из причин слабости нынешнего молодого поколения. Они привыкли жить на готовом, хотят получать всё и сразу с юных лет. И, соответственно, не приспособлены к трудностям, не умеют или не хотят зарабатывать, а в отсутствии атрибутов достатка видят трагедию всей жизни. Ни вам, ни мне никто не принёс квартиру, дачу и машину на блюдечке. А они ждут, что принесут, и когда ожидания не оправдываются, сдаются. В этом, конечно, вина и общества, и семьи. Думаю, на это надо обращать внимание.
Во многом согласна с Вами, Елена. Мы с мужем приехали в Череповец с пятью чемоданами, детской коляской и полугодовалым сыном. Мы не пропали, потому что государство давало людям гарантии. Теперь их нет. И если у ребёнка нет состоятельных родителей, ему не решить даже насущных материальных проблем, не говоря о каких-то атрибутах благополучия, к которым сейчас причисляют квартиру.
Два года мы жили в скотских условиях, вместе с крысами, но мы знали, что нам выделят квартиру, что у нас будет работа. Образование мы получили бесплатно, достойное образование, не фальшивку нынешнего времени, которая при современном уровне безработицы ничего не даёт.
Прочла шутку в интернете. Младшая сестра пишет старшей: «Дорогая сестричка, поздравляю тебя с Днём рождения. Желаю, чтоб ты побыстрей окончила институт и пошла работать продавцом». На мой взгляд, лучше о нашем времени не скажешь.
09:18
+1
Согласна с Вами Елена. Какой молодец Ваш сын! Он вызывает у меня уважение! А мой сын прошлым летом чистил от грязи колодцы (не один, конечно со взрослыми). Сам захотел заработать, за 2 дня 5000 рублей, пошёл и купил себе фирменную портативную музыкальную колонку и мне с дочерью вкусностей накупил. Хотя отец предлагал ему дать денег, а он в свои тогда 13 лет отказался. И сейчас, ждёт когда пройдёт самоизоляция, чтоб самому зарабатывать. А так, когда у супруга появляется дополнительная работа (шабашка), то он всегда берёт его с собой, сын работает и зарабатывает, как взрослый. И ребёнок, точнее подросток теперь знает цену деньгам и как они достаются. А дочь промышляет вязанием, то фенечки, то пинетки, в основном дарит, но ей по-дружески подкидывают денежку, приятно и ей, и людям.
09:02
+3
Маргарита, Вы правы, что это могло бы повторится сейчас, на самоизоляции. У нас в Ставрополе на днях молодая женщина 30-35 лет «выпала» из окна. У людей начинается безысходность. А я согласна с Еленой, что это проявление слабости. Жалко парня… Взял бы и доказал, что он сильный и у него будет всё по-другому. Моя бабушка говорила мне всегда две удивительных на мой взгляд фразы, хотя их было три (третья сюда не относится): 1. Внученька не бойся быть белой вороной, не будь такой как все! 2. Выхода нет только из гроба, остальное мы вправе изменить!
Так что можно было и ему поддержать отца и тот бы не спился, а в свою очередь отец поддержал бы сына, и ничего бы этого не случилось тогда. Но что сделано, то сделано. Жаль… Молодой, жить и жить. Самоубийство тяжкий грех.
Машенька, милая, как Вы меня порадовали, когда обратили внимание на эту мою мысль:если бы этого не случилось тогда, случилось бы сейчас, когда миллионы людей сидят по домам на карантине, якобы спасая свои жизни. Вы оказались единственной из всех уважаемых экспертов. И можно много спорить о том, слаб оказался мой несчастный герой или, напротив, обуздал слабости, эта жертва была неизбежна при нынешнем положении дел, когда люди оказались выброшенными за борт. Те же пособия на детей, кто бы мне сказал, почему только до 15-ти лет!!! — ещё только начинают выплачивать. Что делать, к примеру, матери одиночке, которая работала в салоне красоты, чем ей кормить сына, который уже вышел из этого возраста? Мы сошли с ума: мы не считаем голодных и обездоленных, мы считаем количество сопливых, а то и вовсе не имеющих никаких симптомов болезни. Но болезнь ли это? Не коллективное ли это помешательство, задуманное и осуществлённое против человечества?
09:57
+2
Рита, самое страшное, что у нас и до самоизоляции в городе, как лето, так начинается череда «вышедших» из окна. То ли жара так влияет? Хоть новости не смотри, так в соц.сетях делятся. Нужно всегда обращать внимание на состояние своих близких, ведь мы знаем какие они в обычном состоянии, и можно заметить перемену в поведении, будь то депрессия, или наоборот эмоциональный всплеск, или же вообще пофигизм, чтоб предотвратить трагедию. И самим нужно обращаться за помощью к близким, просить о поддержке, не стесняться. После рождения дочери я временами была не стабильна, дети погодки, сыну и 2 лет не было. И я сама стала замечать, что со мной что-то не так, я была нервная, меня всё раздражало, и т.д. но я вовремя сказала об этом мужу. И мы справились, пропила 2 недели успокоительное на травах, и больше этого не повторялось, научилась вовремя отдыхать, всё наладилось. Да и детей время от времени спрашиваю про настроение, делятся своими неурядицами, не хочу упустить. Бережёного Бог бережёт.
Очень правильный подход, Машенька.
Вот только жара здесь не причём…
Хороший этюд.
С Вашего позволения одно замечание: «этот чужой мир не принимает его» — когда чужой мир не принимает, это тяжело, но не трагедия. Трагедия — когда не принимает мир свой.
Благодарю Вас, Владислав.
Думаю, так и есть, и в данном случае — всё совпало и привело к трагедии.
11:20
+1
Рита, это НЕ этюд и НЕ выбор слабого.

Это повесть об одном моменте жизни очень сильного человека.

Слабый человек тянет свою никчемную жизнь, не имея сил покончить с собой.
На самом деле преодоление 1-го основного инстинкта (сохранения жизни) есть одно из главных отличий мыслящего человека от околосознательного животного.
Рассуждать о слабостях может лишь человек, ни разу не оказывавшийся в условиях, когда приходится заглянуть за грань.
Многие мои самые умные, самые внутренне богатые друзья имеют опыт неудачного суицида.
Другое дело, что, уходя, человек может оставлять на произвол судьбы своих близких.
Но тем не менее в ряде случаев уход из жизни является единственным достойным шагом.

Я понимаю тебя как автора и твоего героя как никто.
Моя повесть «Пчела-плотник» как раз о самоубийце.
При том, что никто из прочитавших еще не обвинил героя в слабости.
12:06
+3
Вот, Маргарита, сколько читателей, столько мнений. Для одних — это проявление силы, для других — слабости. Возможно, человека довела до такого шага борьба с окружающим(и), а может быть, он сам себя довёл до самоубийства борьбой с самим собой. Причиной суицида бывает неизлечимая болезнь, неразделённая любовь, обида и т.д.
Пока мы здесь, пусть и неимоверными усилиями, можем пережить что-то, ценой огромного напряжения что-то исправить. В какой-то момент человек решает свою судьбу уходом из жизни и вряд ли в такой момент думает о том, что возвращению обратно путь закрыт. Тут хорошо бы припомнить такие понятия, как НАВСЕГДА и НИКОГДА.
Благодарю, Сергей, я именно для того написала этот рассказ, что для кого-то ещё есть возможность что-то исправить. Для родителей — обратить внимание на странности в поведении своего ребёнка, для самого человека, сделавшего такой выбор, взвесить всё ещё не один раз. Но я подчёркиваю, это не единичный случай, это такая же эпидемия, как и безразличие людей друг к другу и, увы, безразличие властей.
15:20
+1
Я вот еще что хочу сказать, Рита.
Русский человек задним умом силен, татарин после обеда, а столь серьезные произведения всегда вызывают последействие и размышления.
Ясное дело, отклики на твой рассказ разные и отличаются они по мировоззрению.

С точки зрения химерически-назидательной (лягушка, которая сбивает масло из молока) и пустословно-приключенческой (подкоп из Алькатраса черенком от чайной ложки) твой герой, конечно покажется слабаком и «ненастоящим мужчиной» и пр.

Но судить его могут лишь люди, которые жизнь знают с поверхности.

В детстве я страшно болел (после ВБИ в РД), одним из моих врачей был легендарный частнопрактикующий педиатр Александр Бенедиктович Гейлер (из поволжских немцев, каких у нас тут была тьма). Я был совсем маленький еще, но как сейчас помню его, слышу его голос, вижу его руки, уверенную осанку.
Это был замечательный, умный, харизматичный человек.
Подростком я узнал, что потом Гейлер диагностировал у себя рак и отравился.
И правильно сделал, ушел достойно и вовремя.
Моя мама боролась с раком 2 года — это были не годы жизни, а года смертного ада, страшно вспоминать.

В компании, где я познакомился со Светой, была девица по имени Гуля. Веселая и в общем почти безмозглая, увлекалась всякой хренью типа рэпа и пр. Была не то чтобы влюблена, но увлекалась одним парнем, вредным придурком. Потом однажды пошла на стройку и повесилась в недостроенном здании, нашли через неделю. Было ей лет 26.

Была у нас одна знакомая врач, жила без сужа, с двумя дочерьми. Старшую звали Эльза, она была умной, но некрасивой. Я с ней занимался математикой: сначала репетировал в институт, потом уже по курсу ВМ. Через несколько лет узнал, что на 2м или 3м курсе института Эльза покончила с собой. Причины не знаю.

В литературе… Свою «Пчелу-плотника» с почти мистическим финалом я уже упоминал.

А вот великолепный роман-трилогия моей подруги Татьяны Софроновой: www.litres.ru/tatyana-petrovna-sofronova/za-orehovoy-goroy/
Чудесная книга, очень реальная, серьезна, не развлекательная — эпопея о жизни простого человека.
Тоже одно из ключевых событий — самоубийство.
Но судить его могут лишь люди, которые жизнь знают с поверхности. — а не пора прекратить такие обобщения? Вы, Виктор, НИЧЕГО не знаете о моей жизни, и, поверьте, если я начну о ней рассказывать, то картина будет не в пользу неудачников, с завистью взирающих на более успешных однокурсников, уехавших в Германию, и верхом шика считающих ол-инклюзив в турецком отеле.
16:36
+1
И замечание официального порядка: пропаганда суицида ( в том числе как способа ухода от проблем) в интернете, в том числе и на нашем сайте, запрещена. Прошу это учесть при комментировании.
17:15
Запрещены лишь ПРИЗЫВЫ.
А описание биографических случаев никто не запрещал.
Роман Тани Софроновой, например, был номинирован на областной грант и получил много положительных отзывов.
17:29
+1
Виктор, это было просто замечание. Работа у нас такая.
07:04
Да ясно все, Елена.
Все прекрасно понимаю.
Но какой кот не махнет когтистой лапой в ответ?
А я бы, Виктор, хотела привести пример из жизни великих людей. Тот же Джек Лондон, чей герой, всем известный Мартин Иден выбрал такой путь, совсем не был слабым и писал о сильных людях, но и сам решил, когда уйти. Ван Гог, Юлия Друнина, не пережившая ужасов 90-х.
И всё же, мне жаль, мы не говорим о причинах, которые вынуждают людей делать такой выбор, молодых людей. Вот что страшно. А мы всё ищем какую-то национальную идею.
17:26
Это точно, Рита.
Меня лишь убивает, что писать тупые детективы с морями крови и поленницами трупов в картинных галереях можно, а о человеке, который решил повеситься — как бы нельзя.
Хотя это ЕГО жизнь и он волен распоряжаться ею сам.
О сильном-слабом и о том, правильно ли поступает — как раз в моей ПП тоже есть…
17:50
+3
А вообще, дорогие друзья, знаете, что странно? Что авторы постоянно пытаются увидеть в комментариях коллег по сайту не то, что обусловлено их читательским восприятием или писательским опытом, а какую-то личную подоплёку, условия жизни и т.д. Это, на мой взгляд, неправильная и деструктивная позиция. Ведь мы же не пишем для какой-то обособленной группки людей, объединенной, например, социальными или территориальными признаками. Писателю должно быть интересно и важно мнение всех читателей, самых разных. Только так можно понять, почему что-то не понравилось или осталось непонятым.
Поясню на примере данного этюда. Я своё мнение о герое сформировала исключительно из написанного автором. И из текста не увидела тех причин, тех побудительных мотивов, о которых Маргарита рассказала потом подробнее, в комментариях. Нет в тексте глубины трагедии, которая (для меня, как читателя) оправдала бы поступок героя. Поэтому рассуждать надо не о том, почему лично Лена Асатурова — утопист сочла героя слабым, а почему абстрактный читатель не увидел того, что хотел передать автор.
К чему призываю? К тому, чтобы отойти в оценках и обсуждениях от наших личностей — это очень мешает быть объективными. Читать сначала сам комментарий и готовить на него ответ, стараясь не замечать — Лена, Оля или Витя его написали. Как-то так.
Вряд ли это получится, но я согласна. )
18:56
+1
ООО… Только написала… созвучно… согласна, Лена
18:05
+4
Не убий — одна из десяти заповедей, которые дал Господь…
Самоубийство — считается самым страшным смертным грехом,
т.к. человек, впоследствии, не сможет раскаяться в содеянном и спасти свою душу…
Да, Елена, это страшный грех, по этой причине мне и захотелось рассказать эту страшную историю, которая меня потрясла и не отпускает.
Спасибо.
18:50
+2
Многие знают, как мне нравится стиль Менчинской inlove в данном случае фаворит остаётся фаворитом. РИТА! Знаешь почему такие неоднозначные комментарии?! Не хватает начала, словно страницы первой нет. Поэтому люди оценивают факт самоубийства и показывают свое отношение к нему. Чтобы писать о суицидниках, также как и о шизофрении, надо понимать поступки этих уникальных людей, чтобы читатель понял. В начале нет аффекта, у читателя нет сопереживпния, что герой не справился с реальностью. У обычных людей это надрыв как реакция на обстоятельства… А у них обрыв, пропасть… А потом уже да… Как в этюде… Другому бы наверное не написала подобное, но уж очень люблю как передашь сюжет
Спасибо, Рита. Но, понимаешь, эта вещь писалась одним махом, и она совсем не в моём стиле, — слишком короткая, ни одного лишнего слова, потому что каждое слово выходило с болью. Хотела подредактировать перед тем, как публиковать, но… не смогла. Даже ошибку не исправила, на которую указала Елена.
Может быть, потом. Ещё раз спасибо. inlove
Надеюсь всё же, оставила занозу в умах…
19:06
+2
Вот поэтому именно тебе, я и объяснила их психичский процесс… Потому что можешь доработать и может получиться очень сильная вещь!!!
Комментарий удален
Благодарю Вас, Зеев.
Для меня уже много, что Вы его не судите, а пытаетесь понять.
Комментарий удален
Очень правильные слова, Зеев.
Благодарю Вас.
04:25
+1
Написано хорошо но нет истории. Нет понятных читателю причин суицида. Суть гораздо глубже. Я пережил это с родным человеком, там все гораздо глубже и страшнее. Для родных очень страшно. Я описал свою историю родителя и так получилось, что пост пропал. Значит ещё рано.
Нам удалось спасти. Но трое суток под реанимацией и лихорадочный бег по трем монастырям за молитвой о здравии. Но самое страшное читать прощальное письмо, где столько тепла и любви, она хотела нас избавить от её мучений… И ласточки накануне ломились в дом и трижды я их выгонял и леденел внутри. Её спасли. И теперь я с ней буду всегда и везде.
Я соболезную Вам, Стас. Знаю, как это трудно. И трудно влезть в шкуру человека, осмелившегося замахнуться на самое святое, на жизнь. Нормальному человеку, который ещё продолжает бороться, это не представить. Но я отталкивалась от видео, которое этот мальчик записал перед уходом, об этом в моём комментарии ниже: он был удивительно спокоен и даже одухотворён. И в моём окружении был человек, который сделал такой выбор, и тоже был спокоен, как никогда раньше.
А причины я описала: «он не хотел замыкать на себе эту преступную цепь...»
Спасибо за отзыв.
10:04
+3
Праздники кончились, Рита, комментарии святой твоей правды – тоже, можно и мне, иронически грешному, словечко тебе молвить?
Ничего нового, думаю! Бог – свыше, а дьявол внутри! Все наши деяния от рождения и до забытья руководимы ими, и только тот, выдохнувший в последний раз, свободен изначально.
Я не теолог, не филолог и не доктор, но скажу: в душе человеческой есть некая перегородка, предохраняющая плотина, может быть, если к телу ближе, сфинктер, сдерживающий неправедные помыслы и поступки… Решившийся на самоуничтожение (отчаянно, кинувшись в расхлябанном порыве нервов или тщательно взвесив, выбрав способ, побрившись и надевши чистое) есть в себе окончательная авария, ненормальность моральной физиологии, до того момента мирно побулькивающая внутри как бы пищеварительного гена каждого индивида.
Четверо (!) моих хороших знакомцев вот так вот, в один год, сумели уйти за край, обманув дьявола в себе и предав Бога. Эпидемия подражательства? алкоголь? жена изменила? служебные провалы? крах устоев? Да всё что угодно и всё так в отдельности… Нет человека в сём проступке, и никто в том не виновен – ни те, кто в подвалах твоих, ни те, кто над тобой, брат…
Рассуждения же на тему – трус был человек или смельчак, мелок жил или над всем так возвысился – напрасны, если не преступны! Мы прежде права не имеем судить, мы – другие.
И, Рита… при каких тут материальные «ценности» в обсуждениях подключены, вообще не в разуме я? мало мы знаем восвояси ушедших миллионеров, или что?
Ещё, перечитав, от Елены: «личная подоплёка», деструктивная позиция"… что-то мне это напомнило, простите… А Человек (и пишущий) вообще, чувствиями жив…
Здесь боль.

Лучше не скажешь, Коля, здесь боль. Спасибо большое за такой глубокий и развёрнутый комментарий, честно скажу, ожидала я от тебя слова и не разочаровал ты меня.
12:23
+1
Простите, Николай, а что, у пишущих людей должны быть одинаковые чувства? Если вы не осуждаете самоубийц и им сочувствуете, то и я должна испытывать то же самое? Абсурд. Я не сужу героя данного этюда, а высказываю свое личное отношение к такому поступку в принципе и никому его не навязываю. А вот мне почему-то все пытаются навязать свою. Мои слова, вами процитированные, относились вообще не к этюду и его герою, а к реакции на мои комментарии. В дискуссиях я привыкла говорить именно таким языком, профессиональная привычка, а не изъясняться витиевато. Так что давайте не будем судить друг о друге по отдельным словам и навешивать ярлыки.
Елена, здесь каждый, кто хотел, сказал своё мнение, только и всего, не стоит нам из-за этого ссориться.
Хорошего всем дня.
12:42
+1
Маргарита, дорогая, и я о том же — каждый может высказать своё мнение, не оскорбляя при этом других участников и не называя их бесчувственными. А вот эти многозначительные недомолвки: "…что-то мне это напомнило, простите…" — просто нетактичны. Уж пишите тогда открыто, что именно напомнило, а то я вообще не в разуме.
И если Николай не увидел, почему разговор зашёл о материальных ценностях, то, значит, невнимательно читал комментарии, в том числе ваши, где вы объясняете причину суицида ЛГ — невозможность заработать на квартиру и нравиться девушкам. Да, тут уж точно жизнь — боль.
Он нравился девушкам, но отсутствие квартиры сильно влияло на серьёзность этих отношений. А человек этот думал о семье, о детях. Он как раз думал о своих будущих детях, Елена, не так, как сотни тысяч тех, кто рожает ради материнского капитала. И на самом деле, возможностей у этой категории граждан нашей страны не так уж много, — это фальшивые отговорки нашего правительства, растиражированные в доверчивые массы, не более того, а по сути своей, преступные. Вот такое у меня дополнение…
16:40
+2
Совершенно точно, Рита.
И более того, если у человека нет квартиры, машины, счета в иностранном банке, то он подсознательно не ощущает себя полноценным человеком.
Как не может ощущать себя таковым однорукий или слепой.
Это не комплекс неполноценности — это априорная ущербленность бытия.
И когда человек сам себя так ощущает, то на самом деле он и девушкам нравиться не может.
Ну, по крайней мере таким, от которых идет конструктив.
Это — объективная реальность.
Еще Ремарк (не помню только, в ЧО или в ТТ) писал, что стоит ли впадать в глубины философской мысли, если очень многие проблемы можно решить при помощи пары новых брюк.

В данном случае — квартиры.

Но, Рита, мы понимаем, что далеко не всякому человеку понятна эта многослойность.
Думаю, ты поймёшь, Виктор, он нравился не только девушкам, но и женщинам постарше, обеспеченным и ухоженным, которые делали ему предложения понятного характера. Таких особ полно в любом фитнес клубе. Но, видимо, не всех можно купить…
16:56
Рит, понимаешь…
Они-то делали — и правильно делали, ничего плохого в этом нет.
Я знал парня, который несколько лет решал таким образом проблемы своей жизни.
Но дело в том, что все — не о них, а от него.
Что ему мешало сойтись с любой из таких женщин, жить у нее и ходить после работы в халате кистями.

Ублажать за деньги (или за жилье, за еду и пр.) обеспеченную женщину — ничем не более постыдно, чем 40 лет работать школьным учителем за 3 копейки, ходить в трениках и ездить на автобусе.

Корень проблемы — в ЕГО отношении к жизни.
Видимо, не смог, Витя. Хотел честно.
07:28
+2
Совершенно верно, Рита.
Не каждый может перешагнуть через себя.
Да, Витя, спасибо.
Мне понравились твои отрывки. Читала и постоянно ловила себя на мысли: до какой степени мы, люди, разные и вместе с тем — одинаковые. Вот же странная вещь. Пишу здесь сам знаешь, почему. И ты хоть тысячу мастер-классов дай, мне так не написать, а признаться в этом — просто, так я странно устроена…
07:58
+1
Эх, Рита…
Меня за эти отрывки уже будут банить.
Я там написал коммент.
Я ведь на самом деле пытался дать ненавязчивый мастер-класс.

Владислав Леопольдович Левитин еще дня 2 назад сказал, что городской пейзаж не любит в тексте, потому что его напрягает.
И выразил очень точную мысль.
В том виде, в каком тут члены клуба его дают, он на самом деле напрягает, потому что является чужеродным вставным фрагментом, который можно удалить без всякого вреда для произведения.

Я пытался показать, что городской пейзаж может и ДОЛЖЕН стать органичным, неотъемлемым элементом сюжета, без которого теряется выразительность.

С этой точки зрения (как мне кажется) самым ярким является эпизод, где Белла Коблер видит корабли на Финском заливе, думает о них и о себе, потом вспоминает.
(Эти корабли я видел из кухни 7 этажа дома №3 по улице Отважных, когда жил с 1й женой.)

Увы, понимания не нашел.
Да, Виктор, мне тоже этот отрывок больше всего понравился.
08:32
+2
Я старался, Рита.
Вот не по месту, но еще один отрывок, тут приведу…
************
Суета последних лет отвратила Панина от прежних привычек, а раньше он любил пешие прогулки наедине с окружающим миром, они всегда помогали подумать без помех.
Район, где он жил, располагался на искусственном песчаном полуострове в излучине холодной реки.
Когда Панин сюда въехал, народу здесь жило мало, прибрежные заросли находились в почти девственном состоянии и казались кусочком живой природы. Сейчас тут было некуда ступить от разномастных окурков, использованных презервативов, жидко обделанных памперсов, пивных банок, бутылок и прочей дряни, сопутствующей человеку разумному.
Вместо отдохновения души он шагал по замусоренному лесу и думал не о своей докторской диссертации, а о том, что нормальному человеку жить в таком социуме невозможно.
С такими мыслями Панин незаметно дошел до переправы.
На другом берегу реки, уже за чертой города, раскинулись садово-огородные товарищества, все лето здесь ходил паром.
Пахло речной сыростью и дизельным дымом.
Сейчас судно покачивалось у этого берега, впротивоход клубились две толпы: прибывших и отплывающих.
Туда и сюда сновали угрюмые люди, согнувшиеся под тяжестью сумок, корзин и связок какого-то барахла, утратившего наименование. Все казались одинаково нищими.
Нищими они и были; только парии могли существовать в этих гиблых, ежегодно затапливаемых местах, истинном комарином аду.
Нормальные люди не ковырялись на грядках, а покупали овощи в дорогих супермаркетах.
И не разводили огородов, а строили дачи на меловых холмах в ста километров к югу от города.
Панин знал, что когда достигнет высот карьеры, то купит загородную резиденцию именно там.
Но для достижения высот требовалось написать докторскую, а она не двигалась с места.
Кто-то грубо толкнул его в спину чем-то твердым, обдал запахом нечистого пота и вонью старой одежды, стираемой раз в сезон.
Невидимая из-за прибрежного леса, тоскливо крикнула чайка.
Ей тоже было неуютно в мире, загаженном без меры расплодившимися людьми.
Меня ужасает, Виктор, как при такой смехотворной плотности населения в нашей стране, разумеется, в сравнении со странами Европы, окружающая нас среда напоминает свалку. Проще, конечно, промолчать, закрыть глаза на это страшное зло, воспевать красоту нашей природы и прикрываться красивыми фразами, но я тоже, видимо, не из тех, у кого это получится. Так что понимаю твоего героя и сочувствую ему.
Что до грядок, это личное дело каждого. Сужу не по себе, по своим соседям, кстати, высокого уровня достатка, у которых огороды также шедевральны, как и их дома. И заметь, они сами за всем ухаживают и делают это с неподражаемым удовольствием. Люди они замечательные, уже писала как-то, по весне выходим семьями и вычищаем берег реки, а также дорогу, как понимаешь, ненадолго. Просто отчаяние одолевает. Хочется верить, что прочитав твои книги, люди вспомнят о том, что они люди, а власти займутся разработкой эффективных мер по предотвращению экологической катастрофы.
13:39
+2
Первое ужасает всех.
Особенно в сравнении с той же Германией, где был один сплошной город от границы до границы, но если кто-то бросал яблочный огрызок, не дойдя до урны, то это был или русский или поляк.

Насчет грядок тут каждому свое.
У каждого свой менталитет.
Меня озолоти, но раком в огороде не встану.
А кто-то не сможет, к примеру, пару книг сверстать…
13:44
+1
И ПС.
Вот меня приняли в БРОО.
По мере сил пытаюсь защитить природу от человека, вызывая к ней интерес.

Похвально, Виктор!
У поляков, Виктор, чистота, ни один клочок земли даром не пропадает! Бывала там, видела.
А огорода тоже не хочу.)))
13:51
Это точно, Рита.
Просто в 83 году Германия была наводнена поляками, мелкими торговцами и рабочими, и они мусорили, как могли.
Это было давно))
15:15
+1
Видимо, Виктор, вы давненько не были в Германии. Вышли мы как-то вечером в центр города Карлсруэ, сначала вообще не могли понять, где оказались — толпы арабов, турок, всё заплевано… Брр…
15:36
Я давно не был нигде.
А в Рейхе не был с прошлого века.
Что там творится сейчас — знаю прекрасно.
Мой камрад Эдди Норманн (эмигрант с Украины, айтишник из Мюнхена) еще лет 10 назад писал, что когда увидит турка-полицейского, вернется на родину.

А что Вы хотите?
«Век защиты детей».
Расплодили всю эту мразь, помогали Африке, Азии и Индокитаю.

Теперь расхлебываем.
В той же России.
Среднеазиатов тянули 70 лет на коммунистическом горбе, развелось их, как вшей.
Вся Россия переполнена иммигрантами оттуда да с Кавказа, которые и гадят тут — совсем не так, как в своем родном кишлаке, где им в 2 счета шею свернули бы за гадство — и занимают рабочие места и демпингуют зарплаты.
17:29
+1
Увы, это так. И очень печально.
17:32
+1
Самое ужасное, Елена, что я не расист и вовсе интернационалист.
Но когда я — русский как бы человек — иду по своему двору и не слышу русской речи (или татарской, башкирской, которую наполовину понимаю), а кругом скоргочут дикари, замотанные в хиджабы, мне становится плохо.
У них как бы есть своя родина, а они оккупируют мою.
17:31
+1
Я пытался показать, что городской пейзаж может и ДОЛЖЕН стать органичным, неотъемлемым элементом сюжета, без которого теряется выразительность. Виктор, так и надо дать такой мастер-класс, только отдельно от Лениного марафона, чтобы не отпугивать других, начинающих, участников. У нас же есть раздел «Семинары по прозе». Это было бы здорово и полезно. А в рамках марафона стоило хотя бы предварить свои отрывки этим замечанием.
17:44
+1
Елена, СПАСИБО за весьма дельную мысль.
В самом деле, надо будет составить мастер-класс.
Подобрать примеры, где пейзаж (не обязательно городской, просто пейзаж, т.е. элемент сцены действия) играет важнейшую роль в раскрытии мыслей, чувств, эмоций героя.
То есть вводит читателя в атмосферу эпизода без ремарок, монологов или авторской речи.

В принципе у меня во всех книгах есть такие места, которые неразрывно связаны с сюжетом.
18:07
+1
Вот видите, как славно и быстро мы нашли удачное решение. И без перехода на личности (это я про колокола, если что...).
06:29
Ох, Елена…
Если бы еще помнил, что написал даже 5 минут назад…
Я немного отсутствовала, но безумно рада, что найдено такое решение. ))
22:31
+2
Не осуждаю, сочувствую… Так быть необходимо, считаю, Лена! Именно боль…
И чувство у пишущих должны быть одинаково — состраданием зовётся.
ВЫ такова Здесь и права именно ЗДЕСЬ, а я читаю ваши стихи и они ТАМ,
и не принимаю чётких правильных слов ваших в «Выборе»,
в них чувств мало либо они спрятаны, а необходимы,
а так быть не должно — человек, поэт, администратор… он един,
в главном един…
«Абсурд», теперь же «ярлыки» — ненужное, оно не ваше.
В чём я, неискушённый в прениях, натурально виноват пред Вами, так это то,
что продолжаю, как вот сейчас, ваять образы, права не имея, и, может, не умея.
Тут явная нетактичность…
Простите.
09:55
+1
Елене и Рите, с благодарностью.
Мне всего легче: я живу прошлым; в нём, незамысловатом но безопасном, мне всегда 20 лет;
этих лет моих, к счастью, маловато, для того, чтобы превратиться в разжившегося циника, вития или делягу,
каковым я не стану и теперь, когда делюсь с вами незащищённою правдой в двадцатые масочные годы нового века;
я остаюсь прежним простаком и потом, в круизно-гостевые шестидесятые – мне, пишущему предсказателю,
без особого труда есть что показать вам в Будущем…
Да что придумывать: мы в реале там однажды свиделись, помню… вы, как и нынче, молоды и красивы,
вам удалось избежать массового чипирования и превращения в машину –
потому только, что живёте на Острове Добра и Сочувствия, и это спасло вас и ещё несколько миллионов счастливцев,
оставшихся людьми и потому выживших…
Что сталось с миллиардами, населявшими Землю…догадываетесь? Планета же зовётся цифрою, в какой-то её степени,
на ней нормирование дыхания и продажа чувств по талонам; решившихся на самоуничтожение
излавливают и превращают в роботов…
Потому только и можно было бы осудить (или остудить?) пыл таких сегодняшне-вчерашних,
да я по-прежнему не спаситель человечества и не судия, ну и жить, даже и абы как, везде интереснее.
Всего лишь сорок лет – наперёд от вас и сорок лет, назад, ко мне….
Вот выбор-то….
))))))
Я лучше назад, Коля, в светлое прошлое. Спасибо…
16:30
+1
Благодарю, Рита.
Ты меня, претенциозного провокатора, извини:
покамест из будущего к Прошлому переберешься, — глянь, мимоходом-то,
и зацепился однобокой своей маской за «многослойное» Настоящее.
))
15:01
+2
любой новый миг может принести что-то неожиданно новое)
Вот говорят, чтовыбор — это право.Да, но это и ответственность за использованное право.
Мне подумалось… а может ли быть выбор правильным или неправильнымДума, да.И по принциау? Правильный — в пользу жизни, неправильный — в пользу отказа от жизни.
Жизнь — это единственное, что у тебя есть от рождения и до последнего выдоха.и, конечно — бесценна.
А насчёт того, трудный выбор иили нет.Так, ведь, если выбирать по настоящему, обдумав и взвесив — это всегда трудно.
Спасибо за этюд) думаю, ч то может он даже вырасти в несто бОльшее)
inlove
Абсолютно с Вами согласна, Ольга.
Спасибо Вам за такой мудрый и тёплый отзыв. Что до большего, думаю, и без того сделала хоть что-то, чтобы люди задумались над тем, что он сделал, и предотвратили несчастье.