Поэтический практикум. Стихотворный размер. Ямб. Хорей
Уважаемые участники Литературного клуба! Мы возобновляем занятия Поэтических практикумов. Присоединяйтесь!
Русское стихосложение строится на силлабо-тоническом принципе, когда в строке определённое количество слогов и по одной и той же схеме происходит чередование ударных и безударных звуков. Это определяет стихотворный размер, основные из которых – это состоящие их двух слогов ямб (01) и хорей (10) и состоящие из трёх слогов дактиль (100), амфибрахий (010), анапест (001). Чтобы при написании стихотворения придерживаться размера, необходимо его определить. Для этого нужно записать схему, обозначив 0 – безударный слог, 1 – ударный слог. Существуют и другие обозначения, но при помощи клавиш «0» и «1» на клавиатуре компьютера это делается быстрее.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А. С. Пушкин)
010100010
00010101
000100010
01010001
Теперь нужно определить двусложная это стопа или трёхсложная https://poezosfera.ru/nemnogo-teorii-stopa-strofa..... Для этого разделим пробелом строки на части сначала по 2 слога. Получилось
01 01 00 01 0
00 01 01 01
00 01 00 01 0
01 01 00 01
Проверять дальше нет смысла, так как очевидно, что все ударные слоги оказались в двусложной стопе на втором месте – это ямб – 01. Можно заметить стопы без ударных слогов 00 – это естественно, так как в русском языке есть как односложные слова, так и многосложные, состоящие из более, чем 1 или 2 слога, а ударение в слове только одно. Такая стопа без ударного слога называется пиррихий. Всего стоп оказалось 4. Значит, это 4хстопный ямб.
Рифмы по месту ударения. Нетрудно заметить, что в приведённом выше примере 1 и 3 строка заканчиваются безударным слогом – это женская рифма, а 2 и 4 строки завершаются ударным слогом – это мужская рифма. Подобное чередование вносит размеренность в звучание текста. Если нужно добиться категоричности, строгости в звучании, то лучше использовать только мужскую рифму. Использование только женской рифмы придаёт некоторую «женственность» звучанию текста. А примером дактилической рифмы могут служить стихи Некрасова, чьё творчество близко к народной поэзии – это плач, сетования и пр.
Ямб был любимым стихотворным размером великого русского поэта А. С. Пушкина. Стихи, написанные ямбом придают тексту торжественное звучание, энергичность. «…четырехстопный ямб чаще всего употребляется для лирического рассказа, пятистопный — для рассказа эпического или драматического, шестистопный — для рассуждения и т. д» https://gumilev.ru/about/24. Разностопный ямб также используется для написания басен.
Хорей, как и ямб, является двусложной стопой, в которой ударение падает на 1ый слог – 10. В многосложном слове появится пиррихий (оба слога в стопе безударные):
Листья падают в саду… 1010001 10 10 00 1
В этот старый сад, бывало, 10101010 10 10 10 10
Ранним утром я приду 1010101 10 10 10 1
И блуждаю, где попало. 00100010 00 10 00 10
(И. Бунин)
Раз уже было сказано, что это двусложная стопа, делим строку на части по 2 слога, получилось 4 стопы, значит это 4хстопный хорей с чередованием мужской (в 1 и 3 строках) и женской (во 2 и 4 строках) рифм по месту ударения. Стихи, написанные хореем по звучанию плавные, напевные. Им написаны все колыбельные и (вслед за Лермонтовым) стихи, в которых есть ночной пейзаж. Для запоминания ямба и хорея возьмём правило алфавита. «Я» последняя буква в алфавите, поэтому, если ударение на последнем слоге из двух, то это ямб – 01. Значит, стопа с ударением на первом слоге 10 – хорей. Буква «х» в алфавите идёт раньше, чем буква «я».
Задание 1. Определите стихотворный размер данных строк:
А) Не устаю я любоваться
На красоту родимых мест.
Б) Дни короче, золотая
Осень бродит у дверей.
В) И этим чистым листопадом
Укроет жухлую траву.
Г) Духовною пищей, подарком бесценным
Для наших потомков послужит не раз.
Д) Под вечерние тихие звуки
Окунусь я в прохладу воды.
Задание 2. В данных ниже строках, написанных ямбом или хореем, прослеживается ритмический сбой, который можно легко исправить, поменяв местами слова или другим способом. Запишите в комментариях варианты с исправлениями.
А) Мы с верой в чудеса взрослели,
Но не сбылись наши мечты.
Б) Ещё совсем было темно под небом,
Рассвета луч не осветил простор.
В) Бродят с утра коровы по лугам
Недалеко от места водопоя.
Г) Свет везде, он дар небесный,
Он для нас чертит контраст.
Д) Бродят отражения по лазури моря,
Ветер гонит к берегу волну.
Задание 3. Опубликуйте стихотворение, написанное ямбом или хореем. Можно сочинить частушки, которые пишутся хореем:
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Для тренировки написания стихов в ямбе можно сочинить порошки или стихи-пирожки. https://ru.wikipedia.org/wiki/Порошок_(поэзия):
в соревнованиях по йоге
олег потея и сипя
на радость всем заткнул за пояс
себя
Дополнительный материал:
Стопа — http://pishi-stihi.ru/stopa.html или https://studfile.net/preview/2458378/page:6/ или https://poezosfera.ru/nemnogo-teorii-stopa-strofa.... или другое.
хорей — https://obrazovaka.ru/literatura/horey.html или другое
клаузула — https://ru.wikipedia.org/wiki/Клаузула
Примечание. В заданиях использованы изменённые строки из реальных стихов с других сайтов, которые уже подвергались обсуждениям.
Задание № 2 А Мы с верой в чудеса взрослели, но наши мечты не сбылись.
Совсем ещё темно под небом было, рассвета луч не осветил простор.
В С утра коровы бродят по лугам недалеко от места водопоя.
Г Свет везде. он дар небесный, чертит он для нас контраст.
Д) Бродят отраженья по лазури моря,
Ветер гонит к берегу волну.
Задание №3
он был красив и горд собою
и кудри вились у виска
но лишь останемся с ним двое
тоска
Поучусь у других участников.
Был грозен волн полночный рёв…
Семь девушек на взморье ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.
Семь звёздочек в суровой мгле
над рыбаками четко встали
и указали путь к земле.
Тот, кто сможет, нарисовав по строчкам метрическую схему этого стихотворения, найти и отметить все пиррихии этого стихотворения, тот, соединив их прямыми линиями, увидит контур созвездия Большой Медведицы.»
Да и буква «х» пишется как латинская десятка, а 10 — это и есть хорей.
Задание 2.
А) Мы с верой в чудеса взрослели,
Но НАШИ не сбылись мечты.
Б) Ещё совсем было темно под небом,
Рассвета луч не осветил простор. — Я не знаю, как переставить, чтобы ритм исправить ((((. Можно только поменять слово «былО» на другое слово. Например: ещё пока совсем темно под небом.
В) С утра коровы БРОДЯТ по лугам
Недалеко от места водопоя.
Г) Свет везде, он дар небесный,
ЧЕРТИТ он для нас контраст.
Д) Бродят отражения по лазури моря,
Ветер гонит к берегу волну.- А тут всё нормально, как мне кажется.
Задание 3. Четверостишие, написанное хореем:
В наше время как-то все иначе,
Все идет с обратной стороны:
Переспали- ничего не значит,
Целовались- значит влюблены!
Бродят отражения по лазури моря,
Ветер гонит к берегу волну.
10 00 10 00 01 01 0 (одна гласная лишняя, хорей переходит на ямб, хотя на слух это почти незаметно)
10 10 10 00 1
Если исправить «отражения» на «отраженья», то получаем:
Бродят отраженья по лазури моря,
Ветер гонит к берегу волну.
10 00 10 00 10 10 (хорей сохраняется, ритм становится более уверенным)
10 10 10 00 1
До сих пор встречаю в статьях протоворечивые мнения по поводу –енье/-ение. Уже вроде как определилась, что в поэтической речи возможны оба варианта. Последнее утверждение – надо рассматривать почти каждый случай отдельно. Вот, например, статья grammatika-rus.ru/mnenie-o-ne-nie/. Хотела бы узнать мнения коллег по перу насчёт –енье/-ение.
Назовём её «Поймай строку». Дано четверостишие, которое написал И. Бунином хореем. Нужно взять любую строку и сочинить своё. Строки вашего четверостишия может использовать следующий игрок.
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю где попало.
Например:
Говорят, что возле клуба
Бродит птица какаду.
Посмотреть на это чудо
РАННИМ УТРОМ Я УЙДУ.
Теперь, как видите, выбор расширился – перед вами 7 строк и так далее. Выделяйте пойманную строку. Присоединяйтесь!
Снег пушистым покрывалом
Заметёт следы. Пропала.
Видно, счастья не найду.
Вновь рябины куст в саду
Цветом крови заалеет…
Лишь она и пожалеет,
Что я счастья не найду.
Ветви свой наряд теряют,
Словно селезни в пруду -.
В луже вновь они сверкают.
Просторнее, грустнее МЫ СИДИМ,
И реже СМЕХ средь песен РАЗДАЁТСЯ,
И чаще МЫ ВЗДЫХАЕМ и МОЛЧИМ...»
(А.Пушкин, 1836)
Мне для счастья нужно мало –
Выпью сладкий чай с печеньем
И БЛУЖДАЮ, ГДЕ ПОПАЛО.
Что ж! Я — человек пропащий!
Мне и писем пишут мало — Снова пуст почтовый ящик.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало.
Плохой стих.
Как где попало? В саду.
Откуда взялась запятая? А ведь вы филолог. И блуждаю где попало.
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром загляну
И брожу себе устало.
Это всё, что я смог.
Будем считать, я этого не читал.
Кто осуждает? Я заметил ошибку и указал на неё. Не боги горшки…
Я даже знаю, почему Бунин «ошибся». Потому что над своим вариантов я бился, не упомнить сколько времени… И это при наличии программы со всеми имеющимися рифмами в русском языке.
А сколько сэкономил бы бумаги А. Пушкин? Лес! Ремарка.
А современные, значит, не люди.
Елена! Тут наших бьют!
Но, наверное, для анализа стихотворения Бунина есть смысл прочитать его целиком. Тогда станет понятно, что «брожу устало» совсем не про ЛГ поэта:
Но в душе – всё веселей!
Я люблю, я молод, молод:
Что мне этот шум аллей
И осенний мрак и холод?
Ветер вдаль меня влечёт,
Звонко песнь мою разносит,
Сердце страстно жизни ждёт,
Счастья просит!
Стихотворение взято как пример классического четырёхстопного хорея, поскольку практикум посвящён стихотворным размерам. С этой задачей оно справляется отлично.
Что до «брожу где попало» — мне кажется уместным это определение места, так как старые сады во времена Бунина — это не наши шесть соток, на которых не развернёшься, а гектары, с аллеями, укромными уголками и т.д.
… Согласна с Вами. Классиков мы должны знать, но сейчас писать так, как они в своё время, конечно нельзя.
К сожалению, здесь бесполезно спорить.
… особенно по современным меркам.
… сейчас писать так, как они в своё время, нельзя.
То, что само понятие «классика» означает — актуально на все времена, видимо не убеждает. И то, что все неточные рифмы, как их не назови красиво, — с вклиниванием, с выпадением, добавленная, замещённая, йотированная, конфликтная, усеченная и т.д., — всегда будут только неточными рифмами — тоже не аргумент. К одежде апеллируют, мол, и одевались раньше иначе, и след. соблюдать точную рифму — значит и одеваться по старинке. Отчего люди не летают как птицы...
Да с чего это нет? Разве вы дали стихотворение целиком?
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю где попало.
Листья кружатся, шуршат,
Ветер с шумом налетает —
И гудит, волнуясь, сад
И угрюмо замирает.
Но в душе — всё веселей!
Я люблю, я молод, молод:
Что мне этот шум аллей
И осенний мрак и холод?
Ветер вдаль меня влечёт,
Звонко песнь мою разносит,
Сердце страстно жизни ждёт,
Счастья просит!
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой…
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой.
В сердце — новая любовь,
И мне хочется ответить
Сердцу песнями — и вновь
Беззаботно счастье встретить.
Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По берёзовой аллее,
Сердце слёзы мне теснят,
И, кружась в саду угрюмом,
Листья жёлтые летят
С грустным шумом!
Елена, зачем проявлять упрямство?
Но в душе — всё веселей!
Я люблю, я молод, молод:
Вот отчего ЛГ веселей. Я вот тоже себя утешаю, только не молодостью и любовью (увы), а хотя бы тем, что руки-ноги на месте, остальное — блажь. И тоже знаете, усталось «снимает», вплоть до задористого:
Что мне этот шум аллей
И осенний мрак и холод?
Но, уже в следующую минуту:
Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
И, возвращаясь к моей версии:
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой…
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой.
Как вы считаете, полным сил бредёт ЛГ в таком состоянии? Заметьте, речь только о любви ЛГ, отсюда и Кто грустит, меня жалея?
...«И блуждаю где попало» — мне кажется уместным это определение места, так как старые сады во времена Бунина — это не наши шесть соток, на которых не развернёшься, а гектары, с аллеями, укромными уголками и т.д.
Всё-таки место есть место. Впрочем, вы правы.
А мой вариант, тоже ничего.
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром загляну
И брожу себе устало.
Я поэтому и написал «загляну», что не подумал о дворянский масштабах.
Вопрос снят.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду…
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой.
То-ли ошибка, то-ли воспоминания, то-ли воспоминания с переходом уже с пятой строки к текущему времени (поэту 28 лет).
Я бы еще понял — ранний стих, — как например:
(первое напечатанное стихотворение)
В стороне от дороги, под дубом,
Под лучами палящими спит
В зипунишке, заштопанном грубо,
Старый нищий, седой инвалид;
Изнемог он от дальней дороги
И прилёг под межой отдохнуть…
Солнце жжёт истомлённые ноги,
Обнажённую шею и грудь...
Или я ничего не понимаю…
И ещё у Пушкина есть два стиха: 19 октября 1827 года и 19 октября 1828 года, вот я там при цитировании местами года поменяла
Но, думаю, у нас тут не так всё строго, давайте прощать друг другу мелкие ошибки и опечатки.
Ладно, я шучу.
Вы в курсе, почему все мои рецензии исчезли? Я вам писал. Отмолчались.
И там же, в своём файле, нашёл ваш ответ: Альмир, спасибо за такой «подвиг». Буду рада рецензиям. Всегда найдётся над чем поработать, буду ждать подсказок. Любовь Тимофеева 05.07.2022
Так что? Засылать? Подсказки готовы. И похвала и ругань. Я шучу.
В этот старый сад, бывало,
Ясной ночью загляну
И брожу себе устало.
Или так. Если утро смущает. Варианты есть.
Но печалиться не стану –
Излечу тоску туманом
И водой в ручье бурлящем.
смоет след чужих измен...
Что искали, то обрящем,
Кто прощает, тот блажен.
Мне природа отвечает:
«Научись жить настоящим — Бог лишь будущее знает».
И богат душой.
Не страшится перемен
И в ладу с собой.
Только вечер, только ветер,
Ветер в облетевших кронах
Липам вновь прикрыться нечем,
До подола обнажённым.
Пролепечут лишь молитву
Пред бездушным ликом лунным,
Чтобы духи шли на битву
С ветром, в ярости безумным.
Лунный свет прольётся негой,
Нежно всех стволов касаясь,
Обратится старой вербой,
Что в дали стоит босая;
Обратится серым волком
И лисою обратится…
Засыпай скорее только,
Пусть хорошее приснится.
Он был уже не «молодой» -.
Закончил институт,
В то время мир запах войной,
Витал фашистский дух.
.
Распределенье. Повезло -.
Одесса его ждет!
Сказала мама — Далеко…
Сестра — Тебе везет.
…
Одесса -мама — красота!
В восторге лейтенант,
Цветет акация — весна…
Отличный выпал фант.
.
Снаряд разбил его окно,
Беда, война пришла,
Страну огнем заволокло…
Вперед боец, пора.
.
Он шел вперед и отступал,
Одессу отдавал и брал,
Был ранен, орден " обмывал"
И целый мир освобождал.
.
Победа, кончилась война!
Он стал совсем седой,
Но это мелочь, ерунда,
Он жив, пришел домой.