Над суетою земли поднявшись… Гл.14

Над суетою земли поднявшись… Гл.14

Над суетою земли поднявшись… Гл.14

(О творчестве В.С.Соловьёва)
Часть пятая «Единство родовое и духовное»
Глава четырнадцатая «О Самой Главной Тайне…»
Ночь темный, тусклый взор на землю опустила,
И дремлет, и молчит, крылом не шевеля…
В тумане, как в дыму, погасли звезд кадила,
И паутиной снов окутана земля.
Жизнь умерла кругом, но тайны воскресают.
Неуловимые, как легкий вздох ночной,
Они встают, плывут, трепещут, исчезают,
И лишь одна из них всегда во мне, со мной.
То — смерти вечная, властительная тайна;
Я чувствую ее на дне глубоких снов,
И в предрассветный час, когда проснусь случайно,
Мне слышится напев ее немолчных слов:
«Я здесь, как сердца стук и как полет мгновений,
Я — страх пред вечностью; но этот страх пройдет,
И ледяной огонь моих прикосновений
Лишь ложные черты и выжжет, и сотрет…»
И ясно вижу я в те вещие мгновенья,
Что жизнь ответа ждет — и близится ответ,
Что есть — проклятье, боль, уныние, забвенье,
Разлука страшная, но смерти — нет…
Вот ещё одно, кажется, самое главное произведение Сестры Великого Русского Мыслителя. Стихотворение с глубинным философским, — даже, наверное, сакральным названием – «Тайна Смерти». Тайна одна из самых страшных для живущих на земле – потому что никто не знает, что там – после земной жизни. И даже «свидетельства» тех, кто видел свет в конце тоннеля или безобразных чудовищ рядом с огненным озером, — о чём речь, все поняли, конечно…
«Тайна Смерти» — и главные последние слова о том, что смерти нет… Углубимся же в само произведение.
Ночь – время особенное, когда тайны словно вплотную приближаются — потому, может быть, что суета повседневной жизни утихла – или даже «умерла», как говорит поэт.
Образ ночи! Невозможно представить без него лирику – и не только русскую. Итак, обратимся сначала к двум великим предшественникам П.С.Соловьёвой.
Произведение «Ночь» знаменитого славянофила А.С. Хомякова. Сначала там «бродит сонм обманчивых видений», но после говорится, что «Божьи Духи землю сторожат» и «звёзды смотрят, словно Божьи Очи» — а значит – всё само собою «на место становится», истинный смысл обретает — и превращается ночь в утро со звоном колоколов «к заутрене», и буду «разорваны ночных обманов сети»…
А вот довольно известные строки Ф.И.Тютчева:
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла, и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
Кажется, очень похожие мысли и чувства, похожее осознание, если угодно.
Однако размышления лирического героя Ф.И.Тютчева завершаются ощущением страха перед неизведанным, перед тем, что настолько приблизилось и готово «поглотить». А в произведении П.С.Соловьёвой, хотя сомнений, страхов страданий тоже предостаточно, но с этого только всё начинается, далее лирический герой словно слышит «монолог Вечности» «на дне глубоких снов». И вот звучит в финале главная мысль – «смерти — нет…».
«Я здесь, как сердца стук и как полет мгновений,
Я — страх пред вечностью; но этот страх пройдет,
И ледяной огонь моих прикосновений
Лишь ложные черты и выжжет, и сотрет…»
Смертью завершится земная жизнь любого — и, как не раз говорилось, никто не знает, что Там…После…
Русский, православный офицер Н.С.Гумилёв говорил, что ничего не боится на земле – а Там испугаться действительно страшно. Но против этого страха есть вера в Жизнь Вечную – в Христа Воскресшего…
Оксюморон «ледяной огонь»… Возможно, отражает он, что Там, где время и пространство земную «роль свою завершили», не важны и наши привычные представления.
Но главное в этих строках, то, что уничтожены, стёрты будут «лишь ложные черты», а Вечное, Истинное останется. Вспоминаются слова русского мыслителя поколения автора произведения о Тайне Смерти — кн. Е.Н.Трубецкого: «Когда смертное сгорает, вечно живое остаётся». Звучит эта мысль и из «уст» «вещающей» лирическому герою Тайны…
А теперь снова обратимся к строкам А.С.Хомякова:
В городах к заутрене звонят:
В божью церковь идут божьи дети.
а далее
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Пусть зажжётся дух твой пробуждённый
Так, как звёзды на небе горят,
Как горит лампада пред иконой.
Финал стихотворения П.С.Соловьёвой воплощает по сути ту же мысль, что и финал произведения А.С.Хомяков, ту же мысль, что и финал её же стихотворения о Женах-Мироносицах. И неважно, что Само Имя Господне здесь не упоминается. Смерти нет – потому что победил её Христос Воскресением Своим!
Стихотворение Сестры Русского Мыслителя начинается с образа ночи – оттого приходит на память это песнопение: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».
И лирический герой П.С.Соловьёвой бодрствует, бдит, размышляет о сути бытия, о Великой Тайне…
В Святую Ночь звучит Главное Песнопение — о Воскресении Христа — Спасителя мира, смерть Победившего.
«Воскресение Твое;, Христе; Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли; сподоби, чистым сердцем Тебе; славити», — звучит среди вечерней мглы. И «близится ответ», которого «ждёт жизнь» в произведении «Тайна Смерти»…
И вот, наконец, по завершении Крестного Хода раздаётся радостное восклицание: «Христос Воскресе» — «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». «Смерти — нет», — восклицает устами немало сомневавшегося, страдавшего лирического героя автор строк о Тайне Смерти.
Смерть побеждена! ...
А нам осталось несколько слов сказать — в завершении...
Аудиофайл:
se-zhenih-grjadet.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
23:56
436
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!