«Обращённая к Небу Молитва Земли»
Одна, одна над белою землею
Горит звезда
И тянет вдаль эфирною стезею
К себе — туда.
О нет, зачем? В одном недвижном взоре
Все чудеса,
И жизни всей таинственное море,
И небеса.
И этот взор так близок и так ясен,—
Глядись в него,
Ты станешь сам — безбрежен и прекрасен —
Царем всего.
Строки великого русского мыслителя и поэта В.С.Соловьёва.
Созерцание звёздного неба устремляет сердце к молитве, даже если прямо о том не говорится.
Поэт показывает образ звёздного, чистого, безграничного неба, как символ общения людей земли с Самим Творцом. Звезда сродни молитве, не имеющей границ во времени и пространстве. Смотрящая на землю Звезда тянет за собой «эфирный шлейф» — тянет «к себе туда» — в Небеса – к Создателю.
Молитва человека — это обращение к Богу — и искренне молящийся открывается своё сердце и становится духовно чище, лучше.
«Звёзды смотрят словно Божьи очи», — написал в одном из стихотворений А.С.Хомяков. И в произведении В.С.Соловьёва, как и в стихотворении Н.М.Рубцова, смотрит на землю Звезда Рождества, делая молящихся причастными Тайне Мироздания…
Как-то само собою получилось, что обратились мы, говоря о прекрасном русском пейзаже, к Образу Рождества Христова. А потому сейчас перенесёмся мыслями в зимний лес, может быть в преддверии Праздника.
А зимний лес особенно торжествен,
Надмирен и величественно тих.
Сказать бы — уподобился невесте,
Но чистота сегодня не в чести.
Деревья преисполнились покоя,
Их не тревожит дятлов разнобой.
Как хорошо, оставив всё мирское,
Придти сюда, побыть с самим собой.
Застыть на миг. Коснуться опушенья
Рукой благоговейною своей.
Благодарить за чудо превращенье,
За этот снег, что сыплется с ветвей.
Всё стихотворение наполнено чувствами, переживаниями лирического героя, созерцающего прекрасный, надмирный зимний пейзаж.
И не могло бы быть в русской поэзии такого лирического героя, если бы сам поэт не пережил этого — удивительного душевного покоя при взгляде на прекрасный зимний пейзаж. И переживает он душевный подъём.
Лес «надмирен» — потому что величественный, словно надо всем земным «поднявшийся». Зимой, когда всё сказочно, таинственно, ощущается это, наверное, с особой силой.
И вот словно «финал» духовного восхождения.
И замолчать под пологом небесным,
Светлея запорошенным лицом.
И предстоять с собранием небесным
В великом аллилуйя пред Творцом.
В движении душевного подъёма лирический герой устремляет взор к Небесам. Снег ложится ему на лицо – и возникает чувство единения с природой, со всей вселенной! И от этого чувства единения становится человек счастливым, умиротворённым, светлеет лицо его. И становится он частью окружающего его мира — частью, от мироздания Божьего неотделимой. Оттого сердце переполнено радостью — хочется вместе со всем мирозданием воскликнуть «Аллилуия» Творцу – Создателю Неба и земли…
Рождество Христово для русского человека всегда будет неразрывно связано с неземной красотою русского пейзажа.
И вот ещё одно созерцание, размышление иеромонаха Романа, созвучное каждому верующему сердцу.
Все внимает Богу не дыша,
Господи, дела Твои святы.
Что ж ты плачешь, глупая душа,
Иль и ты коснулась чистоты?
Слава Богу, снова я один,
Снова я лампадку затеплю,
Суету оставив позади,
Господу молитву пролию.
В обоих произведениях умиротворённое состояние души человека, пребывающего наедине с самим собой и с Творцом – с Творцом прежде всего. Человек – лирический герой счастлив этим единением. В момент этого душевного подъёма лирический герой прикасается к особой «силе» — нет – к Величию Творца, и ощущает себя частью мироздания. Он словно спрашивает себя, почему ему так печально при созерцании этой надмирной красоты – и почему душа его плачет.
А ответ ищет тоже в молитве.
Душа, коснувшаяся чистоты, плачет, остававшись наедине с Богом, убрав в сторону мирские дела и повседневную суету – ведь этого так давно хотелось!
Слёзы словно смывают с души всю мирскую грязь. Остаётся только чистота — и от этого становится радостно. «Глупая душа» плачет, коснувшись чистоты вместе с окружающим подлунным миром, с тихим лесом, спящею рекой. Она словно «коснулась» Самого Создателя…
И не только в этом – ставшей песней стихотворении – но и во всех стихах, к которым мы обратились, в которых увидели, ощутили молитву Вечного Мироздания и русской души.