Победа над тьмой и греховностью
Спала ночь с померкшей вышины.
В небе сумрак, над землёю тени,
И под кровом тёмной тишины
Ходит сонм обманчивых видений
В этих строках А.С. Хомякова показана ночь – так и само произведение называется. Тьма, окутала землю…
Природа, Мироздание… Это не только лес, сад, поле весной или осенью. Это ещё – и вековечный цикл времени.
А ночь в литературе очень многопланова – но в этом произведении она символ недобрый – кругом обман, пытающийся в сети заманить…
А дальше начинается «борьба» со злом, нечестью, безрассудством. Вернее даже – противостояние светлых и тёмных сил. И, конечно, победа света над тьмою.
Свет словно «спрятан», покрыт мраком - но мрак рассеется! Не может не рассеяться – иначе все мы погибнем! Неслучайно Отцы Церкви говорили, что человек во тьме греха, как во тьме ночи, «натыкается на все предметы», не в состоянии видеть, что хорошо, что – нет.
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Освяти молитвой час полночи!
Божьи духи землю сторожат;
Звёзды светят, словно божьи очи.
«Ты вставай во мраке, спящий брат»! Этот призыв о духовном пробуждении звучит в произведении трижды.
Первый раз звучит призыв «освятить молитвой час полночи» — потому что без молитвы мрака не разогнать!
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Разорви ночных обманов сети!
В городах к заутрене звонят:
В божью церковь идут божьи дети.
Второй раз «разорвать ночных обманов сети!»- не попасть в сети отца лжи.
А к кому вообще обращается лирический герой?! К человеку, даже к незнакомому, ко всем людям – потому что все мы - «Божьи дети». За всех нас Христос принял смерть на Кресте! И все «Божьи дети» идут «в Церковь Божью» — в Дом Отца Своего. Идут с наступлением утра.
Мир лежит во зле — зло, обман, ненависть словно сетью опутали весь мир. В «сетях» ночи таятся грехи людей, которые самому человеку часто не видны, которые всюду «подстерегают» человека, чтобы погубить. И только покаянием, только молитвой можно разорвать эти опутавшие мир и человека сети, можно освободиться от их «рабства».
И вот приходит утро, звонят колокола, призывающие на Раннюю Литургию — и мрак отступает. «В городах к заутрене звонят: в божью церковь идут божьи дети»! Идут ради духовного просвещения, ради молитв, ради победы над злом, чтобы разорвать «сети» греха. Чтобы одолеть нечисть, обманом закравшуюся в нашу жизнь.
Только соборным единством можно победить зло и мрак! Оттого и обращается лирический герой – а, по сути, сам поэт, философ славянофил ко всем братьям во Христе, ко всем нам с надеждой: «Пусть зажжётся дух твой пробуждённый»!
Звучит призыв к тому, чтобы весь народ сплотился ради Имени Господа, чтобы собрались русские люди как дети Одного Отца в доме Его. Ведь именно А.С.Хомякову принадлежит такое истинно русское слово «Соборность». Оно вне времени!
И здесь уже «время суток» никакой роли не играет...
Победа Света над тьмою! И вот перед читателем изба в селе…
Бродит темень по избе,
Спотыкается спросонок,
Балалайкою в трубе
Заливается бесенок:
тере-рень..."
Да "Трынь да брынь,
Чу! Заутренние звоны...
Богородицына тень,
Просияв, сошла с иконы.
В дымовище сгинул бес,
Печь, как старица, вздохнула.
За окном бугор и лес
Зорька в сыту окунула.
Ночь, когда словно «оживают» силы зла – пусть и небольшого – бесёнок всё-таки, а не бес. Мы не будем сейчас рассуждать о природе зла, которому противостоит Святость – это в объяснениях не нуждается.
«Богородицына тень, просияв, сошла с иконы», когда утром колокольный звон стал собирать всех на молитву, когда над бугром и лесом взошла утренняя заря. Заря, в которой виден образ «Пламенного Егория» — Святого Воина Георгия, вышедшего с силами зла сражаться.
И вот в финале…
На задворки вышел Влас
С вербой, в венчике сусальном.
Золотой, воскресный час,
Просиявший в безначальном.
Воскресное весеннее, что за неделю до Главного Дня, когда запоют во всех храмах «Христос Воскресе».
И русский крестьянин воспринимает это всей душою – из глубины веков, от предков благочестивых унаследовав. Как и русскую вербу, пальму «заменившую».
Русский крестьянин, русская природа и Святость, что и над Россией и над временем!
Вот и всё, наверное, но вспоминаются невольно строки А.А.Фета, тоже о рассвете говорящие…
Плавно у ночи с чела
Мягкая падает мгла;
С поля широкого тень
Жмется под ближнюю сень;
Жаждою света горя,
Выйти стыдится заря;
Холодно, ясно, бело,
Дрогнуло птицы крыло…
Солнца еще не видать,
А на душе благодать.
Всего десять строк «отражают» восход солнца, в душе запечатлённый. Борьбу света с тьмою, когда тьма отступает перед восходящим солнцем, перед светом, перед благодатью.
Русский мыслитель И.А.Ильин сказал, что человек «должен духом одухотворить и себя, и природу». И вся русская литература, все истинно русские писатели мысль эту так или иначе воплощают, создавая духовной глубины преисполненные произведения.
Потому что «Се Жених грядет В Полунощи»…
(Эссе написано вместе с Охрименко Алексеем Александровичем