Русская, мудрая осень… (Отрывок)

Русская, мудрая осень… (Отрывок)

Святость, конечно, вне времени и пространства — но всё же размышление о Вечном в произведении показаны на «фоне» осени. Потому, наверное, что осень символизирует новый этап  жизни  человека и в миру, и  в Церковном Соборном Единстве. На осень приходится и Церковное  Новолетие и Рождество Богородицы,  без которого не было бы победы над смертью. И Воздвижение Креста Господня. И дни памяти многих чудотворных икон Богородицы — Заступницы  Земли Русской. И, наконец, Покров Пресвятой Богородицы, который отмечается только в России   и без которого невозможно представить жизненного ритма Руси, России не протяжение веков.

И не только. Очень быстро летит  время — и Церковь переживает много различных «этапов», пережила и годы безбожного лихолетья. Но Она никогда не погибнет!  И всякий верующий придёт  в Нее, чтобы  «встретить молитвенный час».

 И потому образ осени во многих произведениях отражает мысль о смерти ради Воскресенья в Жизнь Вечную.

    И вот похожие образы, похожие мысли воплотились и другом произведении этого удивительного поэта.

 

Красотой октября запорошен,

Лес в высоком порыве затих,

Лишь осина предсмертною дрожью

Нагоняет тоску на других.

Мир от прелести гиблой спасая,

Призывая раскаянья час,

Подымается ветер Исайей

Пышность рощ и лесов обличать.

 

Осень  — пора осмысления, покаяния, как зрелый возраст человеческой жизни. И, рисуя образ природы, поэт  призывает человека задуматься о том, как он живёт, как жил «весной» и «летом» — когда даны были силы для добрых дел, для великих свершений.  А теперь осень – время «ответа». И потому пора задуматься и осознать,   что  сделано за прожитые годы. Осознать и покаяться.

Оттого-то в этом произведении, начинающемся с осеннего пейзажа, Пророк – главный образ. Оттого и  «подымается ветер Исайей пышность рощ и лесов обличать».

 Пророк призван спасти людей от рабства, страшнее египетского, — рабства духовного, рабства греховных страстей. Он обличает порочность  людей, заставляя задуматься о том, какими предстанут они на Суд Божий.  На Суд,  где не спасут ни богатство, ни знатность.   И «призывает»  Пророк «раскаянья час».

Как ветер срывает пышность нарядов леса, так Пророк призывает людей  «препоясаться вретищем», отказаться от греховных утех, чтобы не кануть в бездну.

 

И природа в той пышности каясь

Истязуя такую красу!

Окровавленными языками

Устилает пророку стезю.

 

    И вот всё мироздание «прислушалось» к обличающим словам Пророка – и кается, отказываясь от  «блеска» греховной жизни, — «в пышности каясь», «истязуя такую красу». Как уже было сказано, образ облетающих листьев, нагих деревьев отражает главную мысль Пророка в видимых человеку образах.

 

А к утру, утомясь от пророчеств,

Ветер сделался снова незрим.

… Беззаботно клененок лопочет

Языком предпоследним своим.

 

   А финал, наверное, возвращает в мир людей, хочется думать, внявшим словам Пророка. Может быть, поэтому последний образ, который мы видим в стихотворении, – «кленёнок» — чистый сердцем ребёнок как надежда на Спасение. Ведь именно ради Спасения людей из греховной бездны пришёл к ним  Пророк.                                                                         

И, приближаясь к финалу этого непростого, но очень важного разговора о мудрости осенней природы, хотелось  бы обратиться ещё к одному  стихотворению того же прекрасного поэта:                                                               

 

Чему нас осень поучает

Поблекла красота смеющейся природы,

Умчалась сладкая пора неведомо куда,

Не прячутся в кустах пернатых хороводы,

Таит печаль в реке текущая вода.

Редеет лес, уж спрятались букашки,

Поля безбрежные, достоинство храня,

Собрались на покой, засохли и ромашки -

Все увядает, тайну затая.

 Не надивиться мне Господним поученьем...

Глядя на мир природы годовой;

Недавно видел я черёмухи цветенье,

Сегодня уж стоит в одежде золотой.

Качались роз душистые бутоны,

Во ржи волнистой красовались васильки.

Как под шатром скрывались тихие затоны,

А там — левкой, там – чудо — мотыльки!

Ты, Боже, учишь нас, чтоб мы не забывали,

В кругу сует святую даль небес;

Что всё здесь временно, вот нам напоминают:

 Поля, луга и обнажённый лес!

Велик Господь, дивны Eго творения,

Во всём могущество, премудрость, простота,

Всё уверяет нас в грядущем Воскресении

Ради святых заслуг безгрешного Христа.

 

Снова осень как время «подведения итогов» и нравственных выводов.

Лето и осень – какие  два разные, непохожих времени года! Только дело не в облетевших листьях и  увядших цветах. Это – олицетворение разных «этапов» нашей жизни. И дело не только в самом возрасте. Лето символизирует жизнь беззаботную -  кажется, что всё ещё впереди, всё будет светло и радостно, всё ещё «успеется»…

Но как же всё быстро проходит на земле!

Недавно видел я черёмухи цветенье,

Сегодня уж стоит в одежде золотой.

И вот приходит осень – время «итогов» прожитого, время осмысление главного в преддверии Вечности...

(Эссе написано вместе с Осипчуком Кириллом Руслановичем).

0
10:50
166
RSS
Прекрасные примеры известного духовного поэта. Отразилась духовная суть русской осени. таких больше нигде в мире нет.