Святая Русь над временем и над пространством.

Святая Русь над временем и над пространством.

   Глава первая. «Устремление к Миру Иному».
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Разрезал небо пополам
Закат багряной полосой,
И над Российскою землею
 Свет тихой славы просиял.
Мироздание —  мир красоты, в котором всё живое радуется каждому дарованному дню – 
ведь  красота эта создана Самим Творцом. 
И, конечно,  русская поэзия, да и вся наша литература не могла не коснуться этой 
мысли,  не выразить её во всей полноте чувств.
Русская природа словно сама за себя говорит и раскрывает духовную  суть России, 
русской души. Русский пейзаж отражает духовную красоту – отражает Святость Руси.
  И приведённые строки – один из самых ярких тому примеров. Знаменитый 
Архидиакон Роман и его, наверное, самое известное, ставшее песней стихотворение 
«Русь называют Святой»! Родина наша Самим Творцом хранима.                                                                                                 
А над протоками — туман, 
 Как дым, курится над водою,
И между небом и землею
В знак примиренья — белый храм.
Белый храм «между небом и землёю» — связующая нить Творца и мира, Им 
сотворённого. Белый Храм символизирует защиту от зла — ведь белый цвет – символ 
Святости! 
    А что такое Святость?! У святого человека душа светлая —  душа, в которой нет места 
злобе, зависти,  в которой нет места чёрным помыслам.
Святость  - идеал, к которому должно стремиться в меру сил своих. В народе русском, 
как написал И.А.Ильин, всегда «жила жажда праведности», даже при  внешней 
греховности. Неслучайно на Руси, в России, как ни в какой другой стране мира, так 
много к Лику Святых причисленных – Преподобный Сергий Радонежский, Святой 
Александр Свирский, Преподобный Старец Серафим Саровский.
И писались во все времена Жития Святых как пример для подражания. И родители 
читали Жития своим детям. 
Слушая и читая в детстве Евангелие и Жития Святых, Святыми хотели стать многие 
наши соотечественники. «Мне хочется стать Святым, навёртываются даже слёзы», - 
вспоминал известный писатель-эмигрант И.С.Шмелёв. А старейший звонарь Свято-
Данилова Монастыря М.И.Макаров  думал, что сможет стать таким, как Святой Сергий, 
как Святой Серафим, если будет поступать так, как они.
    Господь даровал Руси Святость как  духовный щит от врага рода человеческого. 
Чтобы зло не проникло на нашу Землю, дабы избежать наказания, которое может за это 
настигнуть.  
  Святость Руси всем сердцем ощущали благочестивые люди, независимо от сословия –                      
и князья, и простые крестьяне – «ощущала», можно сказать,  и вся русская природа.                                          
Взметнулись к небу стаи птиц,
Все громче голос колокольный,
Проснулся в поле ветер вольный
И тихо травы пали ниц.
   Люди и природа всегда составлял неделимое единство!  
                   Глава  вторая. «Святые Заступники Руси».
А потому мы оставим ненадолго строки Архидиакона Романа о птицах                               
над спокойной гладью озера, о колокольном звоне над пробуждающимися сёлами и 
обратимся  к образу глубоко почитаемого Старца Серафима Саровского в рассказе 
И.С.Лукаша «Медведь Святого Серафима». 
  «И они пошли, медведь и монах, оба прозрачные…Те же холодные утра на русской 
земле, как при Серафиме… Кто знает, может быть, эта тугая медвежья голова и есть 
Россия. А на ней покоится святая рука Серафима.
В рассказе, кто только не пытался завладеть медведем – и цыгане, и торговцы — но были 
все они лживыми и жестокими, пытавшимися поработить, найти свою выгоду, о душе 
забывшими. И только от руки Святого Серафима становилось вдруг «светло   и тепло».
  Становилось оттого, что душа русского человека с Русью Святой,                                                     
к «Русью Серафимовой», как называет её писатель,  незримыми нитями связана.
 Молитва Батюшки Серафима Саровского сохраняет нас — людей от гнева, от хитрости,                  
от неверия. Он, как и все Святые Угодники, — Великий Защитник Руси. А без  
заступничества Угодников Святых, без искренней веры русского человека будет царить 
хаос, разрушение. (Как и было у нас не один десяток лет. Дай Бог, чтобы никогда такого 
не повторилось.   Но ведь это и от нашего разумения зависит).
  И словно «продолжает» раздумье о Русской Святости благочестивый поэт двадцатого 
века М.А.Волошин. Вот  финал поэмы о Святом Старце — «Святой Серафим»:
Тутошний я… тутошний...» Из вьюги,
Из лесов, из родников,                       из ветра
Шепчет старческий любовный голос.
Серафим и мертвый не покинул
Этих мест, проплавленных молитвой,                           
И, великое имея дерзновенье
Перед Господом, заступником остался
За Святую Русь, за грешную Россию.
А значит, и за нас, ныне в России живущих. И забывать о том нам,  народу  русскому, 
никак нельзя!
                            Глава третья «Небесная молитва за Русь».
А теперь возвратимся к финалу стихотворения Архидиакона Романа – того, с которого 
беседу начали: 
Вьется к погосту дорога,
Звон колокольный затих.
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых.
Там, в недоступных небесах
За Русь свершается молитва.
И светлым облаком покрыта
Россия все-таки жива.
Усопшие – те, что на Небесах, молят Творца об отпущении грехов Руси, русских людей, 
словно стараясь «смягчить» Гнев Божий, отвратить наказание, отвратить трагедии, 
которые могут постичь нас за отступничество. По их молитве – молитве благочестивых 
предков наших, Святая Русь жива!
    Святость Руси — вершина духовной жизни! То, что нетленно. В какую бы нравственную 
пропасть ни пал человек, он всегда осознает свое падение и всеми силами пытается найти 
путь возвращения к Богу.  
 Снова вспоминаются слова великого русского мыслителя И.А.Ильина о том, что в 
русском человеке живёт жажда праведности при внешней греховности.  А ещё стихи, 
ставшие песней, Иеромонаха Романа: «Лучшая молитва — покаяние».  Конечно! В словах 
этих, из самого сердца исходящих, воплотился весь образ мышления, воплотилось самое 
главное в мировоззрении русского человека,  от Библейской Истины неотделимого! 
Молитвою наших благочестивых предков, что на нас с Небес смотрят,  жива  и будет 
жить Россия, корнями из Святой  Руси «выросшая»! 
                                  Глава четвёртая.  «Душа неубитая».
       А в те годы, когда в умы и души людей насильно насаждалось мировоззрение, Творца 
Всего Сущего отрицающее… О Создателе Нашем забыли?! Нет, конечно — незримо всё 
равно присутствовал Он – не мог не присутствовать в  произведениях истинно русских 
поэтов,  корней своих не утративших. И одним из них был  недавно этот мир 
покинувший Андрей Дмитриевич Дементьев. 
  Обратимся же к его произведению:  
Белое безмолвие берез…  
В лес вхожу, 
Как в храм входили предки. 
Бью поклоны 
Каждой встречной ветке, 
Чтобы не вспугнуть их белых грез.
  Здесь, как и в строках Архидиакона Романа, во всём ощущается неразрывная связь неба 
и земли – вернее, земли с Небесами. 
Лирический герой входит в лес, «как в храм входили предки» — в Нерукотворный Храм 
Самого Творца – именно так относятся к окружающему человека  мирозданию 
христиане. 
 А потому лес словно «слушает» мысли, проблемы, боль человека.  Слушает, наверное, 
как добрый, понимающий батюшка во время исповеди или просто беседы. И своею 
добротою, мудростью душу исцеляет.
А какая тишина в лесу! 
Синяя безоблачная грусть… 
Полным сердцем я ее несу. 
Я несу. 
И расплескать боюсь
  Как прекрасен преисполненный нездешнего покоя Нерукотворный Храм Мироздания 
Божьего! Эта тишина заставляет задуматься о Смысле Бытия! Человек, вошедший в лес – 
в этот особый мир боится потревожить царящий в нём покой. Потревожить, разрушить  
не нами созданную красоту. Лирический герой словно боится «расплескать» — потерять, 
утратить  свою любовь, свою  Родину.              И, возможно, веру в то, что конец 
физического существования не конец всему. 
Ведь это же очень страшно остаться сердцу без любви, без веры, страшно благодать 
утратить и превратить живую душу в «пустошь».  И лирический герой, как и сам великий 
поэт, как и многие истинно русские люди, не разлюбит! 
    Не разлюбит, как и лирический герой другого поэта, что примерно на поколение 
старше А.Д.Дементьева.
Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
  Эти многим с детства известные   строки созданы Н.И.Рыленковым.
И если, как «советует» поэт, «всмотреться» и «вслушаться», то вдруг снова откроется 
нам, что, входя  и в «белое безмолвие берёз», и в край «медленных рек и туманных 
озёр», входим мы вслед за лирическим героем в Храм Творца всего на земле сущего. 
Пусть и нет самого сакрального слова ни у А.Д.Дементьева,  ни у Н.И.Рыленкова.
Нет слова, но есть Образ и Суть. 
                 Глава пятая. «Сердцем чистые и веру сохранившие».
А завершим беседу нашу строками песни, создателю которой было даровано всего сорок 
семь лет земной жизни, — В.Г.Волкова:
Здесь в глуши живут, и церковь крест венчает.
Всё сады, в садах черёмуха
 в цвету.
Отзвонили, петухи рассвет встречают,
Пахнет дымом, сладким хлебом за версту.
Журавля полёт уверенный и плавный
Над рекой, чья кровь прохладна          и чиста.
А народ всё больше русский, православный,
С детской верой в Воскресение Христа.
Гармония, вернее, нераздельное единство русской природы  и православной души!  Крест 
«венчает» не только Храм, но и всю жизнь жителей этого села – и всех, на Руси живущих.   
Не стоит село без Храма! 
  В этом благословенном уголке жизнь протекает спокойно, умиротворённо «над рекой, 
чья кровь прохладна и чиста». Потому что река — символ жизни, потому что воды 
отражают жизнь людей и «как сон столетий, Божий Храм». (Слова прекрасного 
крестьянского поэта Н.М.Рубцова.  Но нельзя же в одну работу всё величие русской 
поэзии вместить).  
Поэт не называет имени этого уголка «в глуши» — потому что таких  на Руси немало. 
Потому что уголок этот — воплощение Русской Святости, как и «озеро в лесу» в песне 
Архидиакона Романа.   И не только, конечно.
  С первым криком петухов мир просыпается от духовной спячки, выходит из мрака, 
чтобы творить богоугодные дела. (Неслучайно образ возвещающего рассвет петуха так 
часто  в нашей литературе встречается).
                  Завершение размышлений о Русской Святости.
Завершаем. Входя в лес, приближаясь к  колосящемуся полю, к пробивающемуся ручью, к 
отражающей небеса  глади озера, входим  мы   в Нерукотворный  Храм Творца. Входим, 
чтобы очистить душу и задуматься о смысле нашей жизни  на земле. Чтобы духовно 
укрепиться!
Как бы ни были грешны мы, Русь — она Свята! Преодолеем окаянное время благим 
стремлением вернуть себе Святую Простоту, Чистоту, Свет… Русь Святая, храни ВЕРУ 
ПРАВОСЛАВНУЮ, в ней же тебе утверждение...

0
22:37
160
RSS
Уважаемые участники конкурса! Все безымянные работы будут отклоняться. По условиям конкурса участник должен заполнить свой профиль, указав настоящие фамилию/имя, место проживания и возраст.
Глубокое исследование и знание вопроса.