​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.3 Гл.5

​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.3 Гл.5

Глава пятая «Духовное созерцание осеннего пейзажа»

Все помнят, наверное, строки, что не должно ямб от хорея не отличать. Почему вспомнили? Потому что это не просто размер, ритм стиха – а нередко ещё и характер, наверное…
Итак, в произведении, о котором только что беседу завершили, звучит радостный, бодрый, динамичный хорей, отражая духовный подъём, устремление ввысь…
А то, о котором сейчас беседа будет, написано ямбом, передающим характер более спокойный, созерцательный, наверное, — но без того «напряжения» души, что воплощается чаще всего размером трёхсложным.
О, тот воистину блажен,
Кто этой осенью прелестной
Не замкнут улицею тесной,
Не заслонен громадой стен!
Блажен, кто в эти дни не слышит
Докучных шумов городских;
Здесь Божий мир теперь так тих;
Здесь воздух листья чуть колышет.
Замолкли речи о труде;
Поля свободны; всход озимый,
Кустяся, льнет к земле родимой;
Дыханье замерло везде.
Лишь паутин клубки летают,
Блестящи, белы и легки;
то в даль куда-то паучки
Воздухоплаванье свершают.
Чуть шелестя в вершинах лес,
Весь в облаченье золотистом,
как бы стремится к высям чистым
Над ним синеющих небес.
о, как средь светлого раздолья
Душа блаженствует моя...
Теперь не то гуляю я,
не то хожу на богомолье.
При этом, образы, да и мысли очень похожи – в основном, конечно, на начало «Святой поры». Всё это словно преддверие того, о чём недавно читали. Но «Святая пора» гораздо больше мыслей, образов, движений души отразило — оттого с него и начали беседу о духовной сути русской осени…
А ещё вспоминается невольно с детства известные каждому тютчевские строки:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Похожее и образами, и настроением – оттого, наверное, и размером стиха, но всё же А.М. Жемчужников несколько об ином говорит.
Его лирический герой, а вслед за ним и читатель гуляет, — не праздно «шатаясь», а размышляя о духовной сути осеннего пейзажа – именно духовной.
А ещё невозможно не увидеть, что в обоих произведениях пейзаж деревенский или сельский. Не о том сейчас речь, конечно, чем село от деревни отличается. Храмом, как мы уже сказали, всё мироздание стало. И, честно говоря, представить этот пейзаж без Святыни среди покрытых золотом деревьев в данном контексте, наверное, невозможно.
Мы вспоминали однажды в связи с пейзажем Шестую Симфонию Л.ван Бетховена, которую именуют Пасторальной. (См. также «Лето Господне русской природы»).
В ней словно противопоставлены город и деревня как символы суетности греховной и чистоты жизни праведной, где есть место и молитве, и размышлению.
Что-то похожее отражено и в произведении А.М. Жемчужникова.
О, тот воистину блажен,
Кто этой осенью прелестной
Не замкнут улицею тесной,
Не заслонен громадой стен!
Блажен, кто в эти дни не слышит
Докучных шумов городских…
И «Святую пору…осени прозрачной» ощущает лирический только в деревне…
А если вспомнить, что говорили мы в предыдущих главах о Литургии, то здесь, наверное, «читаются Часы» как приготовление к Главному Богослужению.
Теперь не то гуляю я,
не то хожу на богомолье –
завершается это произведение.
В ясный день природа — это храм вселенский:
В нём богослуженье до ночи с утра –
начинается «Святая пора», где уже всюду – во времени и пространстве звучит соборная молитва...
Если весна и утро всегда символизируют начало, радость обновления, то осень, зима, вечер и ночь могут иметь смысл противоположный.(См. также «Лето Господне русской природы»).
В произведениях же А.М.Жемчужникова осень, как уже не разговорилось, становится временем размышления о Вечности, временем Молитвы.
А самое главное — тот присущий истинно русскому человеку «настрой» разума и души, что позволяет видеть Святость в русском пейзаже, во всей нашей жизни на земле…
На этом завершается беседа о преисполненных Света Духовного произведениях А.М.Жемчужникова…
А в следующей части обратимся к творчеству поэтов Серебряного века – и о размышлениях, к которым русский пейзаж располагает, – и не только…
(Продолжение следует...)   
Аудиофайл:
chaikovskii-p-i-osennjaja-pesn.mp3

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
23:48
161
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!