Студентка "Свет, пробившийся сквозь тьму"

Студентка "Свет, пробившийся сквозь тьму"

РУБРИКА «СТУДЕНТЫ ГАЙКОВОЙ Н.Н.» Скрагленко Анна Николаевна (Студентка дала согласие на публикацию)

Свет, пробившийся сквозь тьму.
(На примере творчества И.А.Бунина)

«А счастье только знающим дано».

(И.А.Бунин)
Глава Первая.
«Трагедия распада нравственных ценностей».
...В Москве последний счастливый день Мити был девятого марта. Так, по крайней мере, казалось ему. Они с Катей шли в двенадцатом часу утра вверх по Тверскому бульвару. Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто правда прилетели жаворонки и принесли с собой тепло, радость...
Но лучше всего было то, что Катя, в этот день особенно хорошенькая, вся дышала простосердечием и близостью, часто с детской доверчивостью брала Митю под руку и снизу заглядывала в лицо ему, счастливому даже как будто чуть-чуть высокомерно, шагавшему так широко, что она едва поспевала за ним.
Возле Пушкина она неожиданно сказала:
- Как ты смешно, с какой-то милой мальчишеской неловкостью растягиваешь свой большой рот, когда смеешься. Не обижайся, за эту-то улыбку я и люблю тебя. Да вот еще за твои византийские глаза...
Стараясь не улыбаться, пересиливая и тайное довольство и легкую обиду, Митя дружелюбно ответил, глядя на памятник, теперь уже высоко поднявшийся перед ними:
- Что до мальчишества, то в этом отношении мы, кажется, недалеко ушли друг от друга. А на византийца я похож так же, как ты на китайскую императрицу. Вы все просто помешались на этих Византиях, Возрождениях... Не понимаю я твоей матери!»
Перед нами молодые герои – Катя и Митя. Катя, как и многие девушки, мечтает стать актрисой, посещает частную театральную студию. Вроде бы для этого есть все данные - она красива, прелестна, восхитительна внешне, но, как скоро выяснится, совершенно пуста внутри.
Митя - студент, каких, наверное, много. По крайней мере, на первый взгляд. Наши герои юны и, очевидно, пока ещё не совсем понимают, что значит любить, что значит, настоящие чувства. Катя уж, точно, не понимает
Митя ревнует Катю к директору, ко всем её знакомым - и ревность эта обоснованна. Но дело даже не в этом. Главное, что у молодых людей совершенно разные взгляды на отношения. Митя очень чувствителен, если любит, то всем сердцем, глубоко переживает неудачи. У него консервативный, в самом хорошем смысле, взгляд на отношения. В понимании Мити любовь-это полное погружение в человека, которого любишь.
А для Кати - это поверхностность, мимолётность, влечение, для неё важнее искусство, вернее, - его «суррогат». Девушка живёт эмоциями, играет чувствами. Она всё время пытается показать то, что взрослая – и «взрослость» выражается в свободе взглядов на отношения. И даже т.н. «любовь к искусству» стало продолжением понимания свободы как вседозволенности.
«Ты же сама мне говорила, что Буковецкий уже звал тебя ужинать в Стрельну, а Егоров предлагал лепить голую, в виде какой-то умирающей морской волны, и, конечно, страшно польщена такой честью».
«Польщена» не понимая того, что при серьёзном отношении таких «предложений» не делают. Слово «честь» так и хочется поставить в кавычки – ведь это – «бесчестие, утрата стыда и самой Катей, и её окружением.
Когда-то великий Ф.И.Тютчев написал, что «разумному существу» присуща «Божественная стыдливость страдания». Человек не может, не имеет права сводить свою жизнь к плотскому влечению, подобно животным. Вернее, животное, в отличие от человека, изначально безгрешно – а потому человек, забывший о нравственности, живущий инстинктами, о «божественной стыдливости страдания» может быть только хуже.
«Я все равно даже ради тебя не откажусь от искусства, - сказала Катя. - Может быть, я и гадкая, как ты часто говоришь, - сказала она, хотя Митя никогда не говорил ей этого, - может, я испорченная, но бери меня такую, какая я есть». А какая?! И ради чего её нужно «брать»?! И в каком смысле?!
Девушка не готова отказываться от искусства – вернее, от своего понимания искусства – ведь истинное искусство изначально связано с небом, с «веяниями Духа Божьего», как написал русский мыслитель И.А.Ильин, а не с развратом в кабаках или т.н. «свободной любовью». Да и писатель не говорит о каком-то явном таланте Кати. Девушка совершенно поглощена тем, что называют карьерой?! Да и это не настолько явно. Вот и получается, что каждый раз приходишь к одному и тому же выводу: Катю очень привлекает то, что является иллюзией свободы
А Митя, конечно же, ревнует, потому что любит, потому что не утратил ещё чистоты сердца. Потому что такие отношения противоестественны нормальной человеческой природе.
«И не будем ссориться, перестань ты меня ревновать хоть нынче, в такой чудный день! - Как ты не понимаешь, что ты для меня все-таки лучше всех, единственный?»
Не «понимает» - потому что «понять» такое трудно. Да и правду ли говорит Катя?!
Чтобы ответить на этот вопрос, надо дойти до конца произведения.
Катя пользовалась «странной свободой, которую давала ей ее мать, всегда курящая, всегда нарумяненная дама с малиновыми волосами, милая, добрая женщина (давно жившая отдельно от мужа, у которого была вторая семья)». Раз Катя, полушутя, сказала Мите в присутствии матери: «Вы, Митя, вообще рассуждаете о женщинах по Домострою. И из вас выйдет совершенный Отелло. Вот уж никогда бы не влюбилась в вас и не пошла за вас замуж!»
Никакого положительного примера – так чему же удивляться, что у Кати все понятия в голове и в душе перепутаны. Мама «воспитывает» дочку так, как, наверное, воспитывали её саму. Вредные привычки, беспорядочный образ жизни. Только воспитанием это не является! Такое ощущение, что ей дочь и не очень нужна. «Современными» взглядами обычно прикрывают именно своё безразличие.
Вот и пользовалась Катя той развращающей «свободой», которую мама ей позволяла. Если бы маме не было всё равно, если бы сама не была она такой, как говорит о ней писатель, возможно, и характер Кати таким не был. Возможно, Катя бы пересмотрела своё отношение к «искусству».
Но есть то, что есть. И отец устранился - не только от жены «с малиновыми волосами», но и от дочери.
И Митина мама тоже, видимо, не очень интересовалось тем, что творится в душе у сына...
Но возвратимся к событиям произведения. На лето Митя уезжает в имение, и через некоторое время получает письмо: «Дорогой Митя, не поминайте лихом, забудьте, забудьте все, что было! Я дурная, я гадкая, испорченная, я недостойна вас, но я безумно люблю искусство! Я решилась, жребий брошен, я уезжаю - вы знаете, с кем... Вы чуткий, вы умный, вы поймете меня, умоляю, не мучь себя и меня! Не пиши мне ничего, это бесполезно!»
В этом письме Катя сознаётся, что предала Митю, хотя это, наверное, стало «логическим» завершением непримиримых противоречий.
И Митя это осознаёт - и кажется ему, что жизнь закончена, что впереди ничего нет. Он мечтал о настоящей любви – а теперь думает, что её никогда не будет, что её, наверное, вообще больше нет. Оттого и решает свести счёты с бесполезной, как ему кажется, жизнью.
Но неужели все сводят счёты с жизнью из-за разрыва отношений, из-за разочарования в любви?! Нет, конечно. К трагедии приводит столкновение разных взглядов на любовь, на человеческие отношения как таковые. И на мир в целом. И тоже – не только это. В произведении множество других персонажей – и самых близких для Мити и Кати - и просто знакомых. И отражает писатель кругом творящийся разврат, не давая тому своей оценки. Но вывод очевиден. Плохое воспитание – вернее, полное отсутствие такового, утрата, попрание нравственных устоев семьи. Что же делать, когда нет никакой нравственной опоры?!
В одном из исследований романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» говорится, что Анна «Тушит свечу, когда больше не на что смотреть». А здесь, тем более, не на что. Плотская «любовь» одерживает верх над чистотой, над любовью духовной. И в отличие от Анны, Митя даже не выкрикивает перед смертью: «Господи, прости мне всё»! О Боге, кажется, здесь вообще все забыли. Оттого и нравственной чистоты нет, кажется, уже ни в ком.
Митю очень жалко - но, скорее всего, как человека духовно слабого, у которого нравственные ориентиры тоже «размыты». Для которого плотская привязанность постепенно стала главенствующей. Трагедия, безысходность – и вот «итог»…
Глава Вторая. «Трагическая подмена».
А вот ещё один пример - очень известное и трагическое произведения - «Натали».
Рассказ написан от первого лица – некого Мещерского, наверное, это «углубляет» переживание происходящего и показывает «истоки».
«В то лето я впервые надел студенческий картуз и был счастлив тем особым счастьем начала молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору. Я вырос в строгой дворянской семье, в деревне, и юношей, горячо мечтая о любви, был еще чист душой и телом, краснел при вольных разговорах гимназических товарищей, и они морщились: "Шел бы ты, Мещерский, в монахи!" В то лето я уже не краснел бы. Приехав домой на каникулы, я решил, что настало и для меня время быть, как все, нарушить свою чистоту, искать любви без романтики и, в силу этого решения да и желания показать свой голубой околыш, стал ездить в поисках любовных встреч по соседним имениям, по родным и знакомым».
К сожалению, это не бравада в присутствии друзей, а душевное, духовное состояние главного героя - ведь писатель показывает размышления своего героя. По сути молодой человек считает, что «настало время» согрешить, потому что грешат все. Очень печально!
И вот приезжает Мещерский на каникулы домой, чтобы найти эту «любовь без романтики». И находит. Влюбляется в Соню – свою кузину, девушку красивую, очень активную, энергичную. Вернее, даже, - в её красивое тело, и не скрывает этого.Но однажды увидел он Натали – Наташу Станкевич – Сонину подругу. Натали была противоположностью Сони. Она очень загадочна – и Мещерский хочет её «разгадать». А дальше… Мещерский вдруг понимает, что любит Натали – а с Соней связан плотской близостью. Он обманывает Натали, притворяясь что его отношения с Соней как брата и сестры но «шила в мешке не утаить»… Словно замкнутый круг… Мещерский хотел найти выход – уехать, а потом явиться к родителям Натали, прося её руки. Но случилось так, что он, по сути, раскрыл свою связь с Соней...
А через год Натали выходит замуж. И вдруг неожиданно муж Натали умирает. Кажется, настало время соединить свои судьбы…
Но Виталий сошёлся с крестьянской сиротой Гашей, которая родила ему сына. Кроме ребёнка, их не связывает ничего – иного и ожидать было нельзя.
Мещерский хотел повенчаться – «из вежливости», да только ей это не нужно было. Гаша не так глупа, чтобы не понимать разницу положения, образования и т.п. Но при этом грозит утопиться вместе с сыном, если Мещерский полюбит и женится на другой. А ребёнок в чём виноват?! Абсурд, тупик – и ничего впереди.
Слова Гаши напомнили Мещерскому о «конченной жизни». «Конченной» в двадцать шесть лет?! И сын, о котором мечтают многие мужчины, не радует?! Да любви-то нет. «Страшная жалость, нежность, но не любовь», - признается он позже. Оттого-то и тупик…
Виталий едет за границу, а, вернувшись, снова встречает Натали. Запоздалая страсть, запоздалые чувства вспыхивают с новой силой.
«В ту страшную ночь с молниями я любил только тебя одну, никакой другой страсти, кроме самой восторженной и чистой страсти к тебе, во мне уже не было. – Нигде в мире нет тебе подобной. Когда я давеча смотрел на эту зелёную чесучу и на твои колени под нею, я чувствовал, что готов умереть за одно прикосновение к ней губами, только к ней» - крик души Мещерского о потерянной любви.
Натали и Мещерский проводят ночь вместе. Он снова и снова признаётся в своей любви – да только ничего уже не вернуть.
«И вот ты опять со мной и уже навсегда. Но даже видеться мы будем редко — разве могу я, твоя тайная жена, стать твоей явной для всех любовницей?» - последние слова Натали потому что…
Последняя строка произведения убийственна: «В декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах».
Умирает Натали - безвозвратно потеряна единственная любовь.
Смерть Натали – наказание Мещерского – наказание на всю оставшуюся жизнь. По сути, он «убил» её – убил тем, что постоянно «разменивал» любовь на низменную похоть!
Итак, ни у Гаши, ни у Натали, ни у Сони, ни у Мещерского не получилось любить и быть счастливыми - всё заканчивается трагедией.
Ни у кого из них не получилось хорошей, крепкой семьи, потому что Виталий изначально не был настроен на серьёзные отношения, искал лишь ни к чему ни обязывающих плотских утех, игры страстей. А потому и единственную любовь сохранить ему было не дано. Ведь «страсть» изначально – «страдание». Полным страданий оказывается и всё «пространство» произведения.
В обоих рассказах все герои страдают – страдают от отсутствия настоящёй любви. Любить они не умеют - и потому счастья недостойны…
Говорить об «актуальности» обоих произведений нет никакого смысла – слишком всё очевидно.
А ещё: оба произведения написаны И.А.Буниным в эмиграции, однако все события относятся к дореволюционной России – к началу трагического века двадцатого. И невольно задумываешься, что в этих несчастных, заблудившихся, слабых своих героях отразил писатель духовный распад, который прежде всего касается семьи. А потому вскоре и придут к власти безбожники и развратники. Ведь сам писатель уже в эмиграции скажет, что революция произошла потому, что в России не осталось места, «где бы мог приклонить голову Христос». И люди сами в этом виноваты, что распутство со свободой перепутали…
Другой русский писатель-эмигрант И.С.Шмелёв как-то сказал про И.А. Бунина, что тот «так хорошо знает тьму, что не видит света», очевидно, имея в виду духовные «проблемы» И.А.Бунина. Не нам осуждать великого писателя – на то Суд Божий…
Глава Третья. «Любовь, пережившая смерть».
И всё же иногда и «Свет» И.А.Бунин «знает». В поэзии и в рассказе «Холодная осень», к которому мы и обратимся.
Весь рассказ – воспоминание русской женщины, доживающей свой век в эмиграции.
Накануне Первой Мировой войны был у неё жених – он всегда считался своим человеком в семье девушки: покойный отец его был другом и соседом отца девушки.
Началась война – и свадьба была отложена, а в сентябре он приехал проститься.
Жених и невеста гуляли по саду – и он вспоминал стихи А.А. Фета:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…
Смотри – меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстаёт…
Эти строки и дали название рассказу.
- Если меня всё-таки убьют, ты не забудешь меня?
- Не говори так! Я не переживу твоей смерти!
Он, помолчав, медленно выговорил: «Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».
Какое истинное христианское осознание жизни – только глубоко верующий, только духовно зрелый человек может произнести такие слова! Какая ответственность перед Родиной, перед невестой – и прежде всего перед Богом!
Молодой человек «взрослеет» не по годам – ведь ответственность рано легла на плечи его - он остался сиротой. Этот молодой человек умеет по-настоящему любить – а любовь побеждает смерть.
Этот герой противоположен тем духовно слабым, тем, которые попадали в плен греховных страстей. Тех, о которых мы говорили раньше...
Его убили! Через месяц – в Галиции...
А его невеста?! Война, унесла жизнь любимого человека – но девушка никогда его не забудет. Дважды выйдет она замуж – попытается «свить гнездо», как сама говорила. Но счастье, но создание настоящей семьи не получилось. Наверное, потому, что настоящая любовь встречается очень редко. И такие, как её жених, тоже. Она проносит любовь через всю жизнь, спустя столько лет помнит каждую малейшую деталь того последнего в их жизни вечера. Ей кажется, что этот вечер – единственное, что было в её жизни.
«Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне...». Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду». Так заканчивается произведение.
У героев нет имён, потому что автору важнее всего передать смысл – показать саму идею, которая состоит в том, что истинная любовь сильнее смерти! И в том, что так редко можно встретить такую любовь.
А о погибшем на войне безымянном герое рассказа можно сказать словами русского мыслителя В.С.Соловьёва, что душа его «преобразилась вечною, нетленною силой благодати».
А ещё словами И.А.Ильина, что «духовная любовь доступна…независимо от уровня культурности». Образование, «статус», для любви, конечно, не главное. А «доступна» она лишь тем, кто не «разменял» себя на похоть, на низменную страсть. Кто верит, что души соединяться - Там - в Вечности.
И потому среди окружающей «тьмы», среди т.н. «чувственной любви», отражённой И.А.Буниным, этот рассказ можно назвать Светлым.
Глава Четвёртая – вместо послесловия. «Душа, Свет обретшая».
Мы сказали уже, что Свет писатель тоже знает. Свет, пробившийся сквозь тьму, отражён в поэзии - потому что обращается в них И.А.Бунин к Образу Вечного Мироздания, к Образу Самого Творца, к душе, которая всё равно стремится к чему-то светлому и чистому. Которая, утратив Свет, погибает.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.
Один из шедевров И.А.Бунина! Кажется, дни земной жизни сочтены – но поэту нет ещё и пятидесяти - и проживёт он ещё не один десяток лет. Но об этом чуть позже, а пока обратимся к самому стихотворению.
Лирический герой будто «заглядывает» в будущее, вернее, размышляет о сути земной жизни. И о том, как «встретится» с Создателем в конце земного пути.
Но речь идёт, как уже было сказано, не о приближении смерти, а о вынужденном исходе из России после захвата власти хамами, безбожниками. Лирический герой всё - таки прощается – не с земной жизнью, но с Родиной – а это для него почти равнозначно.
Родина дорога ему, как своя душа. И все, что у него осталось, - это цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь. Словом, русский пейзаж, равному которому нет нигде в мире, который не оставляет равнодушным истинно русского человека. Русский пейзаж, без которого невозможно представить саму Россию, русскую литературу. Русский писатель, русский человек – Иван Алексеевич Бунин благодарит судьбу за то, что он родился в России и был счастлив. Создатель Наш, Россия и русский пейзаж для него в неразделимом единстве.
Наверное, важно ещё и то, что большинство самых прекрасных стихов написано ещё в России – до вынужденного исхода. Да и сам И.А.Бунин, несмотря на то, что Нобелевскую премию получил за прозу, считал себя прежде всего поэтом. И безо всяких возникших направлений – он просто продолжал вековые традиции русской классической поэзии. И звучит стихотворение словно покаяние.
О радость красок! Снова, снова
Лазурь сквозь яркий желтый сад
Горит так дивно и лилово,
Как будто ангелы глядят.
О радость радостей! Нет, знаю,
Нет, верю, господи, что ты
Вернешь к потерянному раю
Мои томленья и мечты!
Разве это не стремление души к Свету?!
Проживший длинную, наполненную испытаниями жизнь, великий русский писатель показал всем последующим поколениям, что низменная страсть разрушает – ведёт в тупик. И только тот, кто ищет истинной любви - любви к Богу, к Родине, кто не «разменял » свою душу, Истинную Любовь на сиюминутное наслаждение жизнью, становится причастным Свету.
«А счастье только знающим дано», - написал когда-то И.А.Бунин. «Знающим» Истинную Любовь.

0
22:43
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!