Студент " О Вечной Руси"

Студент " О Вечной Руси"

РУБРИКА «СТУДЕНТЫ ГАЙКОВОЙ Н.Н.» Наумов Денис Юрьевич  (Студент дал согласие на публикацию)

                    1.Творческое исследование «Образ Вечной Руси».
Глава первая «О великом Дне Грядущем»
Еще молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.
Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?
Раздайся благовестный звон,
И весь Восток им огласися!
Тебя зовет и будит он,—
Вставай, мужайся, ополчися!
В доспехи веры грудь одень,
И с богом, исполин державный!..
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!
Образ Вечной Руси! Сколько бы не претерпела она, многострадальная, сколько бы раз не наступали тёмные времена, с колен всё равно поднимается! Поднимается – и вновь станет великой – потому что Самим Христом избрана!
«Ночь бесконечная прошла» - о чём же говорит поэт – великий Ф.И.Тютчев? Возможно, о погружении в беспросветный мрак, бесконечное забвение, которое прошло, которое было побеждено появившимся Светом. Потому что «светлый день настанет». Это ещё не произошло, но произойдёт обязательно.
«Вставай, мужайся, ополчися!
В доспехи веры грудь одень,
И с богом, исполин державный!..»
Какой глубокий смысл в этих трёх строках! Звучит призыв ополчиться - выйти на бой со злом, с мраком! Но чтобы мрак победить, Руси должно духовно очиститься.
Русь Самим Господом хранима. «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» - поётся в 26 псалме. Разве не относятся слова эти к нам, на Руси живущим?!
Словно «эстафету» во времени принимает великий русский художник И.С. Глазунов, изобразивший «Вечную Русь» на одном из самых известных своих полотен. В центре картины народ, над которым возвышается Крест с Распятием – Главная Святыня всего мира христианского.
Смотрящие же на нас с полотна Преподобный Сергий, Митрополит Алексий, убиенный Святой Цесаревич Дмитрий, Святой Князь Дмитрий, поганых одолевший, словно напоминают нам, что сила Руси в искренней вере, в готовности на самопожертвование!
Мы же снова обратимся к стихотворению, с которого начали. Поэт, а вслед за ним лирический герой верит в Россию – и для него вера в Отечество своё неотделимо от веры в Бога – в Божий Промысел.
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!
Потому вселяют строки эти надежду - и, думаю, способны они поменять мировоззрение многих, что их прочитали.
И проникнута мыслью этой, чувством любви и гордости за Русь вся наша литература.
Глава вторая «Единство строится любовью»
А потому обратимся к другому произведению того великого русского поэта
«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней…
Так и называется стихотворение – «Два единства».
«А там увидим, что прочней…» - только для самого лирический героя – а по сути самого поэта всё изначально ясно – иначе, таких слов не написать.
Русские люди, славяне всегда были изначально миролюбивыми – и воевали только ради защиты Отечества своего.
Единство, основанное на насилии, страхе и крови, никогда недолговечно. Страх перед правителем всегда может перейти в озлобление - и тогда вспыхнет восстание, которое приведёт к кровопролитию. Мысль эта зримо предстаёт пред нами в первых строках. «Так быть не должно» - говорит нам поэт. Говорит через века.
Насилие и страх - путь в тупик, потому что всё это против человека и против Бога прежде всего. Сама идея убийства людей для создания единого мира, на мой взгляд, является страшным грехом и приводит к тому, что Долготерпеливый Господь конце концов гневается и наказывает потерявших совесть и разум людей. И вот -
«Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней»…
Потому что Западная Европа сей безумной идеей – идеей «единства на крови» движима.
Крепко, прочно, жизненно только то, что построено на любви и доверии. И на вере истинной. Да и само слово «союз» происходит от слова «узы» - узы любви и братства. Противопоставление силы, страха, ненависти и доверия, любви, братского единства и есть антитеза, на которой построено одно из лучших, одно из самых «актуальных» произведений Ф.И.Тютчева.
Поэт говорит - вернее – предупреждает от одной из главных трагедий, от того, чего делать категорически нельзя, - иначе наступит погибель всего мира. Говорит об истинном, соборном единстве народов. И прежде всего, конечно, о духовной сути родной Руси.
Глава третья «Преемственность раздумий судьбоносных»
Чего же еще недоставало?
Зачем весь мир опять в крови?
Душа вселенной тосковала
О духе веры и любви!
И слово вещее — не ложно,
И свет с Востока засиял,
И то, что было невозможно,
Он возвестил и обещал.
Словно продолжает мысль своего великого предшественника родившийся через пятьдесят лет поэт и религиозный философ В.С.Соловьёв в стихотворении «Свет с Востока». Продолжает главную мысль – вернее, отражает ту же антитезу любви, доблести и рабского страха, на лжи «замешанного», - «доблестных граждан» и «стада рабов», которые трусливо убегают.
«Свет, идущий от Востока» - о чём говорит великий поэт и философ В.С.Соловьёв? Скорее всего, "восток" в данном случае понятие не «географическое». Возможно, следует внимательно посмотреть на само слово. Словно «поток» мыслей, чувств, молитв к небесам восходит. На восток обращён алтарь православного храма. Название Главного Праздника Православного в дословном переводе с английского значит именно «восток». На востоке солнце встаёт, чтобы дать начало новому дню. А «запад» в таком случае словно «закат» или «падение». Потому, возможно, звучит здесь мысль, не раз «озвученная» в русской литературе – Запад отошёл от Христа – и богоотступничество порождает бесконечные войны – да мы уже говорили об этом, читая одно из лучших произведений Ф.И.Тютчева.
Нет, наверное, человека, не знающего, что в средние века на Западе именем Христа творилось множество злодеяний. Чего стоит только сжигание людей на кострах и обвинение их в колдовстве. (На Руси такое бывало - да очень-очень редко).
В отличии от европейцев, у славян слово «ведьма» происходило от слова ведать, а знания – величайшее сокровище, Свыше дарованное.
И про крестовые походы… Именем Христа совершались убийства - но разве Умерший за грехи людские на Кресте заповедовал смертоносным мечом «крестить»?! Разве сами, походы эти совершавшие, не нарушали одну из главных заповедей «Не убий»?!...
Душа славянская всегда была добрее и чище, чем там – на Западе.
Как писал известный русский мыслитель И.А.Ильин, русский народ никогда не пытался захватить, поработить, уничтожить языки других народов и насильственно насадить свой!
Глава четвёртая «Попрание Соборной Святости»
И потому невозможно умолчать о нынешней трагедии Мира Славянского. Под влиянием отрекшегося от Христа Запада нашу общую Память – Память Духовную, Память Историческую у нас отнять пытаются! Память о Крещенской Купели славян в волнах Днепра, об отвергнутой Богданом Хмельницким Унии, о Митрополите Владимире Киевском, с которого Мученичество века двадцатого начинается, о Победе в Великой войне! Всё это - оскорбление чувств каждого, кто от духовных корней своих не отрёкся! И когда-то за растление душ, за попрание святынь, за жизни людей, невинно убиенных, ответ держать придётся!...
Глава пятая. «Единство во Христе».
От нерадостных размышлений о происходящем в нашей нынешней жизни снова к строкам Ф.И.Тютчева возвращаемся – к другим и не менее известным.
Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не соединяет их?
В чём суть вопроса, которым завершает поэт одно из главных произведений своих?! Смею предположить, что говорит он о принесшем немало бед расколе Церкви. Расколе и вражде, что словно и в цвете Небес отражаются.
Но ведь Господь Один! «С нами Солнце Истины – Иисус Христос» - напишет почти через полтора века известный русский поэт Иеромонах Роман.
А в начале двадцатого века русский философ кн. Е.Н.Трубецкой воскликнет, что Христос «русский, итальянский, немецкий» всё равно, что «зелёное, голубое или фиолетовое солнце».
Всему, чем Ваша грудь согрета,
Всему сочувствуем и мы;
И мы желаем мира, света,
Не разрушенья — и не тьмы.
Так выразил суть истинно русскую суть – суть русской души, русского мышления великий И.С.Тургенев, благодаря которому и мир узнал гениальных русских писателей, и русский люди прочитали великие творения Запада.
Такие мысли звучат и у не раз упоминаемого Ф.И.Тютчева – ведь все, к чьим творениям мы обращались, - истинно русские люди. И завершает Ф.И.Тютчев риторическим вопросом – потому что для него, как и для Князя-Философа, как и для Поэта, принявшего монашество, ответ ясен. «Солнце Истины – Иисус Христос» соединяет всех, кто истинно верит в Него, кто готов за Ним следовать.
Глава шестая. «Выбор Жизни Вечной».
И снова о стихотворении великого русского Мыслителя В.С.Соловьёва - о Свете, с Востока «исшедшего».
Думаю, что говоря о Востоке, мыслит русский поэт о Возвышенном, Чистом, Грех победить пытающемся. О стремлении к потерянному по грехам Раю.
Тогда всё Смыслом, и Светом наполняется. «Примирить» может только Свет Истины, Свет Христов, что просвещает всех, а не насилие с его крестовыми походами.
Оттого и «исходит» Свет от Востока.
И всё же завершается произведение В.С.Соловьёва тоже риторическим вопросом.
И, разливаяся широко,
Исполнен знамений и сил,
Тот свет, исшедший от Востока,
С Востоком Запад примирил.
О Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
Пасть к ногам жестокого, бессовестного, воинствующего Ксеркса или всей душою принять Свет Христов, последовать за Спасителем, присоединиться к единству веры – осознанный выбор каждого – и человека, и народа. Вот и призывает великий русский философ и поэт следовать за Христом, а не тратить силы на вражду, уподобляясь царю языческому. Потому в финале, как и в стихотворении Ф.И.Тютчева, «поставлен» вопрос риторический, ответ на который слишком хорошо известен и самому В.С.Соловьёву, и всем истинно русским, православным людям.
Вместо заключения «Дух Жизни».
И напоследок хочется сказать: прозвучал, словно ответ на все волнующие русского человека вопросы, финал одного из лучших произведений поэта–славянофила А.С.Хомякова.
Твое всё то, чем дух святится,
В чём сердцу слышен глас небес,
В чём жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокой!
Былое в сердце воскреси
И в нём сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему — и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный —
Прозрачный вышнего покров!
Это – призыв - к нам, русским людям! Призыв услышать голос совести, очиститься от всего внешнего, наносного, второстепенного. Призыв прислушаться, увидеть, внять тому, «чем дух святится». Дух жизни, сокрытый в истинно русском сердце.
«Мы заражённые совестью – в каждом Стеньке Святой Серафим» - напишет почти век спустя поэт Серебряного века М.А.Волошин.
И не может быть совести без веры истинной, без Бога в душе. (Показал же Ф.М.Достоевский, что совесть без Бога может заблудиться до самого безнравственного).
Оттого и обращается истинно русский поэт, славянофил ко всем соотечественникам своим, чтобы не забывали об истинном предназначении России – не отступали от Заповедей Божьих и миру всему «сияние веры пролили». (Недаром говорят умные европейцы, что именно на русских вся надежда).
Но, матушка-Русь, без тебя на земле
Огня и тепла не станет.
Пусть все побросали свои кресты
И ходят во тьме без Бога,
Но если спасёшься одна лишь ты,
Собою спасёшь ты многих.
Эти пронзительные слова поэта двадцатого века Н.А. Мельникова словно «продолжают», доводя до предела мысли и чувства, выраженные великим предшественником.
И потому, подводя итоги размышлений, хочу сказать, что Образ Вечной Руси – это нечто большее, чем то, что может представить и выразить один человек. Чтобы постичь хоть немного суть России – Святой Руси, надо прочитать, изучить множество произведений истинно русских писателей - «по-русски» мыслящих и чувствующих, стремящихся постичь Великую Тайну Родины нашей. И самим продолжать духовные традиции наших предков – хорошо, что теперь это становится возможным.
Хранимая Богом Родная Земля, врагом несломленная! Вечная Русь – Земное и Небесное Отечество наше!

        2. Творческое исследование

«Песня Жизни над рощей берёзовой».
В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
Прекрасное, ставшее песней стихотворение без названия Н.А.Заболоцкого преисполнено образами, преисполнено символами.
И главный образ, идущий с читателем от начала и до конца, - конечно же иволга. Думаю, образ поющей иволги олицетворяет жизнь – а потому стихотворение словно классическое музыкальные произведения. А ещё словно история перед глазами проходит – и не только одного человека, даже, наверное, не только одной страны, хоть и связано для каждого из нас с Великой Победой, с песней ветерана из фильма «Доживём до понедельника».
Итак, начало произведения олицетворяет жизнь – песню жизни, неотделимую от Главной Службы Православной – Литургии. Литургия словно соединяет земную жизнь и Вечность. Оттого и видит иволга жизнь человеческую «с высоты».
И вот начинается война - со всеми её ужасами - жестокостью и безумием.
Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.
И вряд ли, даже после войны, хоть что-то останется прежним. Война меняет людей - всё становится «безумным». Оттого и замолкает иволга, словно поняв, почувствовав, ощутив это. Оттого и замолкает она - прекращает свою песню и улетает ввысь. Но и там не лучше – не видно уже «с высоты» той «неприметной деревянной дудочки».
Иволга, которая так важна, так дорога лирическому герою, «окружена взрывами…». Камыш почернел, вокруг разрывы и «руины смерти», оставшиеся после битвы.
«Смертельное облако» словно накрывает весь мир, не пропуская ни лучика света.
От «свежести утренней» не осталось следа - кругом «пекло» войны. Всё «действие» переносится в самую гущу происходящего, дабы показать как ужасна война...
Но всё же…
За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.
Лирический герой погибает - но душа его спокойна – потому что уходит он с верой в свою страну и знает, что война закончится миром. Добро будет торжествовать над злом, Свет над тьмою. И снова зазвучит песня жизни…
Этими словами заканчивается песня, но не стихотворение – потому что…
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.
Свершилось то, о чём мечтал, покидая мир, лирический герой. «Божественная капля», сохранившая «кусочек цветка» возвращает жизнь туда, ещё так недавно царила смерть. Побеждает Жизнь! Побеждает Свет!
0
01:32
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!