СТУДЕНТКА "О Духовном Свете России"

СТУДЕНТКА "О Духовном Свете России"

РУБРИКА «СТУДЕНТЫ ГАЙКОВОЙ Н.Н.» Потаралова Валерия Романовна (Студентка дала согласие на публикацию)

  1. Духовный свет, на Русь пролитый.

Вступление. «Самим Спасителем дарованное»
Чем доле я живу, чем больше пережил,
Чем повелительней стесняю сердца пыл,
Тем для меня ясней, что не было от века
Слов, озаряющих светлее человека.
Всеобщий наш Отец, Который в Небесах,
Да свято Имя мы Твое блюдем в сердцах,
Да прийдет Царствие Твое,
да будет воля
Твоя, как в Небесах, так
и в земной юдоли.
Пошли и ныне хлеб насущный
от трудов,
Прости нам долг: и мы прощаем должников,
И не введи Ты нас, бессильных,
в искушенье,
И от лукавого избави самомненья.
Наверное, нет русского человека, не узнавшего бы в этих строках А.А. Фета слов Главной Православной Молитвы «Отче Наш». Молитвы, данной миру Самим Спасителем!
Священное Писание – основа жизни многих поколений людей во всём мире. Библиотека, библиография – слова, от Главной Книги происходящие, что само за себя говорит.
Итак, стихотворение А.А.Фета, вдохновлённого Вечной Молитвой христиан.
«Тем для меня ясней, что не было от века слов, озаряющих светлее человека». Лирический герой обращается к Богу и просит Его вести за собой, просит помогать на жизненном пути, чтобы не совращал искушениями своим враг рода человеческого. Просит о том, чтобы наставлял, помогал не сворачивать с единственно верного пути – а иначе, падение в пропасть. Стихотворение дает ещё и ещё раз понять, что вера – основа жизни. И чем дольше живёт человек, тем больше он понимает, вернее, - ощущает это.
Молитва «Отче Наш» - кажется, больше и говорить нечего! Она, конечно, для всего мира, только, наверное, на сердце истинно русского человека «легли» слова эти более чем на всех других.
Глава первая «Святая Русь, в образах воплощённая».
А потому обратимся к строкам другого великого русского поэта Ф.И.Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
Гордый Запад смотрит на наш народ свысока, кичась своим мнимым благополучием. Но именно гордость, самодовольство не дают увидеть самого главного - того, что русские люди под Покровительством Самого Христа, что Он благословил нашу Землю, наш народ! Ф.И. Тютчев как истинно русский поэт преклоняется перед великим смирением народа русского – потому что Смирение — добродетель, а гордыня – один из смертных грехов, ослепляющих человека, а иногда и целые народы. Наша же Русь многострадальная пребывает в мире с собою и в любви к Богу, не возвышаясь ни над кем, не стремясь кого-то завоевать, кого-то унизить. Потому что примером кротости, незлобия был сам Христос. А Русь любит его всем сердцем!
И, конечно, любовь эту отразили не только поэты, но и живописцы русские. Один из них - М.В.Нестеров, полотнам которого нет равных в мире. Жанра такого на Западе не придумали, чтобы русское сознание, любовь русского сердца вместить бы мог. Великие образы: «На Руси», «Святая Русь», «Страстная Седмица» словно зримое воплощение образов нашей литературы.
Само название «На Руси» или «Душа народа» всю любовь русскую воплотило. Крестный ход, в котором участвуют Царь, Патриарх, воины, сёстры милосердия, крестьяне. Такие разные люди, но все вместе по истинному пути идут. Конечно, путь к Богу у каждого свой, но в итоге - все в одном направлении устремляются. И в этом воплотилось то, что называют национальной идеей России – Святой Руси, которую «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя».
Потому М.В. Нестеров изначально хотел написать Самого Христа, ведущего русских людей – Святую Русь в Царство Божие, а потом появился Образ Спаса Нерукотворного, без которого невозможно жизнь русского человека представить. С изображением Первого на земле Образа Спасителя шли в бой наша предки за Русь, за Веру Православную.
Вот и показал всему миру Великий Мастер шествие людей русских, Истины Христовой ищущих, объединённых одним устремлением, независимо от сословий и времени. Невольно вспоминаются слова великого русского мыслителя кн. Е.Н. Трубецкого о «сверхвременном».
И вот ещё один известный каждому образ, что так и называется «Святая Русь», тоже Истинную Веру Православную символизирующий. Веру, что людей объединяет, веру, которой народ русский спасётся.
Вера наших предков славных,
В Боге Вечном просиявших.
Вера вечна, вера славна!
Вера наша Православна!
Вера бедных и богатых,
Всех людей, простых и знатных.
Вера вечна, вера славна!
Наша Вера Православна!
Слова песни, уже в двадцатом веке созданной, в единстве со всей поэзией русской от Крещения Руси. И написанные полтора века назад Великим Живописцем полотна словно слова песни этой зримо воплотили. Вся Земля Русская - и великолепие пейзажа, и люди, не Земле этой живущие, – Святая Русь, пред Самим Христом на колени с благоговением вставшая. Святая Русь, что вне времени и пространства. Святая Русь, единственно верный ответ на один из самых главных вопросов дающая. В чём же истинное величие родины?! Конечно, в чистой вере православной!
«Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века» - поётся во время Всенощного Бдения.
Глава вторая «Блаженны кроткие…»
И, наконец, ещё один образ - «Страстная Седмица» - самая скорбное время Великого Поста. Напоминание о том, что Христос принял на себя все грехи наши. О том, что страсти – значит «страдания». Картина – напоминание о грехопадении человека – всего человечества; но всё же и о покаянии, очищении, нравственном возрождении.
Здесь в едином пространстве властители умов – русские писатели: преклонивший голову Ф.М. Достоевский, коленопреклонённый Н.В. Гоголь; православный священник в чёрной траурной фелони – пастырь, единственный сумевший собрать расколотое общество воедино и привести паству к источнику смирения и спасения.
У каждого в руках горящая свеча как символ устремлённой к небесам молитвы – «молитвенное «горение» к небесам», как сказал упомянутый уже нами Кн. Е.Н.Трубецкой.
На Земле Русской, в отличие от Иерусалима, люди с благоговеньем и слезами смотрят на Распятие.
Ведь тогда, много веков назад, жаждала толпа царя, а Царство Христово, что «не от мира сего», ненужным оказалось. Наш же народ, даже в сказках, «иное Царство» ищет - оттого и смотрят все с благоговением, понимая и принимая Искупительную Жертву Христову. Наверное, все помнят знаменитую поговорку: «Бог терпел – и нам велел» - она, конечно, в сердце русском при взгляде на Распятие Христа родилась.
И ещё: на великих полотнах М.В.Нестерова современники Великого Живописца изображены рядом с теми, что жили раньше и придут в этот мир в будущем. Как истинно русский, православный человек художник верит во Второе Пришествие Христа, во Всеобщее Воскресение. Оттого и идёт народ с Иконой Спаса Нерукотворного, как за Самим Христом. И ждёт со смирением Прихода Суда Божьего.
Итак, все эти образы – и литературные, и живописные говорят о том, что народ русский своим смирением, покаянием, верой будет спасён. Потому что благословляющий Русь Христос Крестной Жертвою открыл замкнутые по грехам человека Врата Рая.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», - сказано в Евангелие.
Наверное, эту Заповедь Блаженства прежде всего и воплотили в своих лучших произведениях те, о ком мы говорили, - те, кому даровано было творить Именем Божиим!
Мы же возвращаемся мы к нашей боговдохновенной поэзии.

Глава третья «Искупительная жертва».
День искупительного чуда,
Час освящения креста:
Голгофе передал Иуда
Окровавленного Христа.
Но сердцеведец безмятежный
Давно, смиряяся, постиг,
Что не простит любви безбрежной
Ему коварный ученик.
Это - строки А. А. Фета «1 марта 1881 года». Спаситель, себя в жертву за грехи всего мира принесший, со всей ясностью понимал, что найдутся среди людей такие, что в силу слепоты духовной Самого Его и Учения Его не примут. И всё же…
Перед безмолвной жертвой злобы,
Завидя праведную кровь,
Померкло солнце, вскрылись гробы,
Но разгорелася любовь. Она сияет правдой новой.
Благословив ее зарю,
Он крест и свой венец терновый
Земному передал царю.
Бессильны козни фарисейства:
Что было кровь, то стало храм,
И место страшного злодейства
Святыней вековечной нам
А.А.Фет, как и многие русские писатели, обращается к Главной Книге всего мира христианского - Евангелие. В данном случае, к Евангелие, Апостолом Лукой созданному.
Иуда предал своего Учителя за тридцать серебренников, что заплатили ему первосвященники, завидовавшие Иисусу.
Но орудие страшной, унизительной казни стало Главной Святыней на все времена.
А стихотворение названо «1 марта 1881 года» - потому что построено на «параллели» Распятия Христова и цареубийства. В тот роковой день был смертельно ранен Царь-Освободитель. Он всю жизнь свою заботился о народе, для работы над знаменитой реформой призвал мужей державных и почитаемых народом церковных иерархов. Но нашлись нелюди, почему-то возомнившие себя «лучшими», присвоившими себе право судьбу народа без согласия его решать. Захотели единственную законную, Богом данную власть уничтожать. И думали, что все люди, как послушное, бессловесное, лишённое способности мыслить стадо, за ними последуют. «Разделили» всех на «своих», «заслуживших» право жить, и «чужих», которых можно без зазрения совести истреблять! Вот она - самая «универсальная», самая «логичная» и сама бесчеловечная «основа» мировоззрения любых «пламенных революционеров», независимо от их конкретной идеологии. Посчитали они, что убийством служат народу – а скорее всего «прикинулись», как волки, овечьи шкуры надевшие.
Глава четвёртая «Поднявшие голову бесы»
Только не захотел народ за «обольстителями», «искусителями» следовать.
Народовольцы – какое слово кощунственное - покусились на Богом данную власть! Среди т.н. «радетелей за счастье народа» была разная «публика» — и откровенные атеисты, и к вере православной безразличные. Не было только истинно православных - потому что все, о революции мечтавшие, давно веру отцов своих предали. А свято место пусто не бывает - вот и встала на место истинной веры сомнительная идея. Идея «человекобожия», о которой, говорят, например, герои Ф.М. Достоевского. И называет их писатель просто и ясно – бесами!
Это и есть суть всех «народовольцев», если детали «убрать»! Оттого и власть
Православного Царя для таких - от Бога отрекшихся непереносима!...
А вот один из персонажей главного произведения Н.С.Лескова «Соборяне».
Не хочет он просвещения народа - потому что, если будет народ «святые книги читать», то революции делать в России нечего. Желающие истинного добра всегда просвещения желают. А для тех, кто от Бога отрёкся, душа человеческая, жизнь человеческая в прах превращается.
Глава пятая «Надо народ воспитывать…»
Истинная вера, духовное воспитание всегда были силой, связующей государство, сообщество людей. А когда эти духовные укрепы ослабели, произошёл духовный кризис – а за ним революция. А потом хаос, тьма и страна, залитая кровью...
Но всё же вернёмся к трагическому дню 1 марта 1881 года.
В «Записках неписателя» И.С.Шмелёв вспоминает, как народ после цареубийства был в панике. Мужики, что работали в доме отца и деда писателя, говорили: «Теперь придут враги и убьют нас». И было это всеобщим настроением – ведь для простого народа русского, веками жившего в духовном «ритме» «Лета Господня» Царь был Отцом. Царь – «Помазанник Божий». И вот теперь слуги антихриста его убили – Россию обезглавили. И почувствовали себя люди беззащитными перед любой опасностью. И появился страх в душах. Страх и отчаяние.
Дед писателя, бывший солдат, всегда говорил, что надо с детства народ воспитывать.
И как истинно русский хозяин, русский человек ответственность за тех, кто рядом, чувствовал всегда.
И сам Иван Сергеевич Шмелёв – автор «Лета Господня» и «Богомолья» видел будущее человека, будущее России в духовном просвещении – в истинно православном воспитании.
Глава шестая «Ночь, кровопролитие «разрешившая».
Только в те времена стало воспитание духовное ослабевать – иначе бы не случилось того, о чём говорил народ с содроганием. Что пытались люди спрятать, как закрыть кровоточащую рану.
Противостояние веры и войны. Страдание, кровопролитие, муки, утрата веры - всё это несёт в себе страшное слово «война». В ночь с 16 на 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева, был зверски убит последний Император Российской Империи Николай II – Николай Александрович Романов и его Семья. Были уничтожены Великомученики ритуальными ножами, что держали в руках Церковь Православную ненавидящие – секта хасидов.
Уничтожены даже после «отстранения» Самодержца от Престола. Голгофу Великомучеников Царских разделил лейб-медик Евгений Сергеевич из славного рода Боткиных, недавно тоже к Лику Причисленный. И ещё трое, до конца верными оставшиеся. А потом и старую кормилицу царских детей нашли – и тоже убили. Непереносимо для власти царя Ирода всё, что о законной, Богом данной власти напоминает. Потому что несут на себе к власти в окаянном семнадцатом году пришедшие печать зверя…
И дед, и внук смерть от рук слуг антихриста приняли!…
Оскудение веры дало трещину в сплочении народа – и трещина эта разрасталась.
А убийство Царя – Мученика Николая стало последним толчком к массовому кровопролитию невинных жертв – русских, православных людей. Потому что, как известно, «БЕЗ ЦАРЯ ЗЕМЛЯ - ВДОВА, А НАРОД – СИРОТА».
В ту страшную ночь стало слишком ясным, что страна будет залита кровью. «За каплю каждую святой пролитой царской крови народ поплыл кровавою рекой» - напишет через много лет поэт и воин В.Г.Волков.
Прошло десятилетие или чуть больше - и покрылась страна лагерями смерти. Одним из таких мест убиения невинных жертв стал Бутовский полигон. Вся земля бывшего имения пропитана, перенасыщена кровью. "Русская Голгофа" - так назвал это место окаянное Патриарх Алексий II. Здесь в братских могилах погребены святые и грешники, общим для которых стал расстрельный приговор, богоборческой властью вынесенный. И нам, спустя десятилетия живущим, должно преклонить головы перед духовным подвигом всех мучеников, имевших в сердце столь крепкую, живую веру, что сораспялись они со Христом, положив головы за веру православную. И должно нам задуматься…
Глава седьмая. «Свет Христов, Русь Просвещающий»
Вот постепенно и приближаемся мы к завершению – а потому снова возвращаемся к стихотворению великого А.А.Фета и трагическому дню 1 марта 1881 года.
Хотели «народовольцы» идеями антихриста народ русский «просветить» - да только все обернулось «с точностью да наоборот». Даже те, что сначала восхищались «идеями», скорбели о Царе убиенном – и было таких немало.
Стихотворение ещё раз напоминает о том, что и распявшие Христа, и бросившие бомбу в Царя-Освободителя забыли, что убийством, разрушением, ненавистью благополучия не построить, что обернётся кровь пролитая против самих палачей. И первосвященники в Иерусалиме, и "Народная воля", члены которой убили Александра II в итоге «желаемого» не достигли. И невозможно не сказать о том, что возвращение к Христу - это возвращение к нравственному идеалу, что вне времени. О том и напоминает Великий Русский Поэт.
Не одно поколение писателей обращалось к Священному Писанию. К Главной Книге будут обращаться всегда!
А потому, завершая беседу, вспомним одного из «самых» русских по образу мышления поэтов – славянофильского мудреца А.А.Хомякова:
Как часто во мне пробуждалась
Душа от ленивого сна,
Просилася людям и братьям
Сказаться словами она!
Как часто, о Боже, рвалася
Вещать Твою волю земле,
Да свет осияет разумный
Безумцев, бродящих во мгле!
Молится истинно русский человек за народ свой – за Отечество своё. За духовное его просвещение молится. Он хочет, чтобы осиял всех Свет Христов – и чтобы Светом озарённые вразумились безумцы. А безумцами называет поэт неверующих, не видящих – вернее, не желающих видеть Истину – истинный путь. Оттого и во тьме блуждающих.
Наверное, все – не только в Московском Университете обучавшиеся не раз видели эту надпись, над Университетским Храмом возвышающуюся: «Свет Христов просвещает всех». Гласит она, напоминает, что тот Свет, который принёс в мир Спаситель, объемлет всех, проникнет во всё. И одним из «направлений» истинного просвещения является наука. Неслучайно фундаментальная наука возникла именно в лоне христианской цивилизации - и только в ней возникнуть могла. Это дал миру Сам Христос, плоть человеческую принявший. И как недальновидны те, что науку и религию противопоставляют! Когда-то надуманное противопоставление стало одной из причин трагедии 1917 года. И дай Бог, чтобы никогда больше такое не повторилось! Слова эти, над всей Москвой возвышающиеся, заставляют нас, знающих трагическую историю России, о том задуматься. Огромные, видимые за несколько километров буквы над Университетским Храмом Великомученицы Татианы напоминают нам о единстве Истиной Веры и Истиной Науки.
«Народ крещён, но не просвещён», - сказал один из русских писателей. Хорошо, чтобы все мы были не духовно слепыми, а были Светом Истинной веры просвещенными.
И молится лирический герой – наверное, сам великий поэт и мыслитель А.С.Хомяков о пророке, который будет вещать русским людям Волю Божию.
Как часто, безсильем томимый,
С глубокой и тяжкой тоской
Молил Тебя дать им пророка
С горячей и крепкой душой!
Молил Тебя в час полуночи,
Пророку дать силу речей, –
Чтоб мир оглашал он далеко
Глаголами правды Твоей!
Молил Тебя плачем и стоном,
Во прахе простерт пред Тобой,
Дать миру и уши, и сердце
Для слушанья речи святой!
Молит о спасении от тьмы духовной.
Наверное, даже, пророк - сам поэт! Ведь он видит и понимает, что людей надо направить на путь истинный, что без просвещения люди заблудятся во тьме духовной.
Глава Восьмая. Вместо послесловия. «К истокам...»
И, конечно же, логическим завершением беседы станет главное произведению всей русской литературы - «Пророк» А.С. Пушкина. Вот финал его - а значит, самые главные слова:
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Слова эти из Священного Писания – из Книги того, кто Пресвятую Деву, через которую мир спасётся, предсказал, и мученическую смерть принял. Финал самого главного произведения всего русского искусства словно «зарифмованные» слова и мысли Святого Пророка Исайи.
«6.5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Исх. 30, 20. Втор 5, 25. Суд 13, 22.
6.6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, Евр. 13, 10.
6.7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. Иер. 1, 9. Дан 10, 16.
6.8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. 1 Тим 3, 1».
Потому что Библия – Книга Книг!
И всем сердцем воспринял Глас Небес благочестивый народ русский – и воплотили в своих произведениях истинно русские писатели, истинно русские художники.
Они просвещали народ Словом Божиим, Образом Божиим - неслучайно появился на Святой Руси Образ Отечество, Отца, Сына и Духа воплощающий.
Просвещали Светом Христовым, чтобы защитить от духовной тьмы, от ведущих к пропасти духовных заблуждений, как Святые Пророки, Спасителя мира предвещавшие. Готовые на самопожертвование, несли в мир Волю Божию и Замысел Божий о людях.

   2. Малая родина, навек в душе запечатлённая.

Глава первая «Старый клён, стерегущий Русь».
Малая Родина! То место на планете, где навсегда осталась частичка души! Там мы родились, там прошла юность.
Часто людям приходится навсегда уезжать из родных мест, но всё равно остаётся Малая Родина в сердце. И связь с ней неразрушима временем и расстоянием.
Оттого так часто образ Малой Родины отражён в русской литературе, особенно – в поэзии. И образ этот неотделим от души русского народа – оттого и берут стихи эти за душу – и часто песнями становятся.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Стихотворение без названия С.А. Есенина. Прощание с отчим домом приобретает в произведении глубокое значение. Оно символизирует прощание со всем прежним укладом жизни.
Автор словно «сливается» с лирическим героем в понимании, в ощущении происходящего. Он уже точно знает, что даже если и вернётся назад в деревню, то жизнь его не будет прежней.
И, конечно, большую роль в произведение играют образы родителей, тоже навсегда связанных с тем, что дорого, чего никогда не отнять.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
Лирический герой понимает, что возвращение на родину произойдёт ещё очень нескоро. Но всё же надеется, что в его отсутствие родное село ещё будет хранить былые черты. И «залогом» этой надежды становится старый клён.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.
(Образ клёна становится главным и в одном из самых известных «песенных» стихов поэта, в котором лирический герой тоже «сам себе казался таким же клёном»). Клён воплощает кровную связь с малой родиной.
Глава вторая «Тихая Родина детства».
И вот звучит похожая мысль у того, кого многие считают «продолжателем» мыслей и чувств С.А.Есенина.
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.
Стихотворение «Тихая моя родина» родившегося через сорок с лишним лет Н.М. Рубцова. Только здесь лирический герой возвращается через много лет на свою малую родину – туда, где провёл своё детство. Но, как и у С.А.Есенина, лирический герой и сам поэт «сливаются» воедино.
Итак, лирический герой Н.М.Рубцова видит, что его малая родина сильно изменилась за время его отсутствия, люди, захотев взять верх над природой, вырыли канал - и речка превратилась в болото. (И каналы, и болота связаны для русского человека двадцатого века с отторжением души – но сейчас не об этом).
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!
Главное слово, которое звучит здесь, - «тишина» на разные лады. Потому, наверное, что отразил поэт суть Руси, русской души. Стук сердца, движение души только в тишине «слышны».
А дальше вспоминает лирический герой, что скоро придёт время снова уезжать. И душа наполняется грустью.
Школа моя деревянная!..
Время придёт уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
Он помнит эту речку прежней, неиспорченной людьми. И школа деревянная возвращает в детство. Наверное, и как любимый С.А.Есениным клён.
Оттого и такой, похожий на крик души, финал.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
И хоть всё стихотворение, как, наверное, и произведение С.А.Есенина, проникнуто грустью – но всё-таки финал не выражает безысходной тоски, отчаяния - он глубоко философский. И вряд ли эти мысли - только личное переживание лирического героя, да и самого поэта, большая часть детства которого прошла в детском доме.
Крик души – души любящей – но не крик отчаяния. Потому что выше отчаяния любовь.
Признание в любви малой родине говорит не только о связи поэта с родиной. Это - «смертная связь» - здесь похоронена его мать и, наверное, далёкие предки, которых он не видел, а только слышал о них от матери.
Глава третья «Берёзы Родной Руси».
И потому вот ещё одно - не менее пронзительное стихотворение Н.М. Рубцова с коротким и таким глубоким названием - «Берёзы».
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно
Будто кто-то шепчет о любви.
Образ лирического героя один из главных – после берёз, конечно, потому что всё проходит через его сердце.
Берёзы вызывают воспоминания, заставляющие сердце и радоваться, и болеть – только боли гораздо больше – ведь лирический герой, как и в стихотворении о «Тихой Родине», как и в безымянном стихотворении С.А.Есенина, - сам много выстрадавший поэт.
Оттого и вызывает шум листопада слёзы на глазах, плакать давно отвыкших.
Вызывает слёзы потому хотя бы, что растёт берёза на могиле матери, из жизни ушедшей, когда было Николаю Михайловичу всего шесть лет.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.
Возможно, именно с осенним берёзовым листопадом связано известие о том, что «на войне отца убила пуля».
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождём шумел, как улей,
Вот такой же жёлтый листопад…
Как бесчеловечно поступил с детьми вернувшийся с войны отец, обсуждать здесь не будем. Ведь лирический герой, как было уже сказано ранее, со всей Россией чувствует «самую жгучую, самую смертную связь». И у скольких на Руси отцов «убило пулей» и матери лежат в могилах под раскинувшей ветви русской берёзой! Под берёзой завещали хоронить себя и многие из эмигрантов, вынужденных закончить свой земной путь вдали от родины.
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз…
В последнем четверостишии поэт вместе со своим лирическим героем обращается к Родине этими из сердца исходящими словами. В них заложен очень глубокий смысл, раскрывающий суть русской души. Русский человек продолжает жить - любить и ненавидеть, радоваться и страдать – и прежде всего остаться человеком, корней своих не утратившим. Человеком, любящим свою Родину, со смирением свой жизненный крест несущим.
Любящим не только то, что видит рядом, - оттого и называет поэт Родину «Русью», как наши предки называли - человеком, у которого жива память сердца...
_________________________________________________
И через годы связь с Малой Родиной не исчезает - она проходит сквозь время. Она вне времени. У С.А.Есенина выражена она в образе клёна, который на лирического героя «головой похож»; а у Н.М.Рубцова в образе родного села, берёз, растущих «в деревне у оград» – а по сути в образе всей России - «каждой избы и тучи».
Потому и пронизаны произведения о Малой Родине глубоким чувством любви. Малая Родина всегда с нами, она живёт в наших сердцах. Малая Родина - часть нас самих.               

0
16:22
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!