Упражнения в прекрасном: творческий марафон. Неделя 1

Упражнения в прекрасном: творческий марафон. Неделя 1

Здравствуйте, уважаемые участники творческого марафона!

Мы начинаем увлекательное путешествие в мир нашего воображения и творческих способностей с истоков – воспоминаний о нашей семье и детстве. Темой первой недели марафона (13.04 – 19.04) будут образы из раннего детства или «переходные объекты».

Переходные объекты (также трансфертные объекты) – это предметы из раннего детства, которые создают у ребенка ощущение психологического комфорта и защищенности. Это может быть плюшевый мишка, которого малыш берет с собой спать, расставаясь перед сном с матерью. Или мягкое одеяло, которым он укрывается. Или та игрушка, которая остается с ребенком на долгие годы и используется как талисман, в сложных и(ли) стрессовых ситуациях. Или та кукла, которую ребенок наделяет собственным именем и считает своим «двойником»... То есть это все те предметы, которые помогают маленьким детям познавать мир и постепенно отдаляться от матери. Те, кого маленький человек наделяет воображаемой жизнью и особым характером.

Сам этот термин – переходный объект – был в 50-е годы XX века предложен британским педиатром и детским психоаналитиком Дональдом Винникоттом. Он считал взаимоотношения ребёнка с любимой игрушкой, а позже – взрослого человека с комфортными, приятными вещами (например, удобной домашней одеждой), частью общего процесса перехода от мира человеческой психики – к реальному миру. С точки зрения исследователя, переходной объект находится на границе между этими мирами и облегчает переход человека к действительности:

«Переходные объекты и переходные явления относятся к области иллюзии, которая стоит у истоков опыта. (...) Эта промежуточная область опыта, которая является относительно независимой от внутренней или внешней реальности, составляет основную часть опыта младенца и сохраняется в течение всей жизни индивида как сильное переживание, связанное с искусством, религией, миром фантазий и творческой научной деятельностью. По этой причине можно говорить о позитивном значении иллюзии...».

[Д.В. Винникотт Младенец. Переходные объекты и переходные явления // Psychoanalysis (Психоанализ): psychoanalysis.pro/229/vinnikott-perehodnyie-obektyi].

        Георгий Костин "Переход через улицу из этого мира в тот мир"

Помимо собственно переходных объектов, мы можем говорить и о так называемых переходных явлениях, к которым относятся воспоминания о пережитых нами чувствах. Например, это запах бабушкиных пирожков, который вызывает ассоциацию с теплом и уютом родительского дома, или же приглушенный звук радио, который затем всегда ассоциируется у человека с его отцом, или звуки рояля, ассоциирующиеся с матерью. Здесь можно привести в пример замечательное эссе М. Цветаевой «Мать и музыка» [Электронный ресурс: https://librebook.me/mat_i_muzyka/vol1/1].

Также стоит вспомнить и о ранних стихах поэтессы, в которых она обращается к предметам детства и через них – к любимым родителям:

«Холодно! Кукла без глаз
Мрачно нахмурила брови:
Куколке солнышка жаль!
В зале — дрожащие звуки…
Это тихонько рояль
Тронули мамины руки»

(М. Цветаева «Пробужденье»)

Или:

«Глупую куклу со стула
Я подняла и одела.
Куклу я на пол швырнула:
В маму играть — надоело!

Не поднимаясь со стула
Долго я в книгу глядела.
Книгу я на пол швырнула:
В папу играть — надоело!»

(М. Цветаева «Скучные игры»)

Вызов в памяти предметов и явлений из раннего детства открывает взрослому человеку возможность заново пережить ощущения и события того периода времени, а также по-новому их осмыслить, что важно для более глубокого осознания нашего внутреннего «я». Воспоминания о предметах из детства, наделенных большой эмоциональной силой, могут являться источником творческого вдохновения в настоящем времени.

«Большинство людей, добившихся высоких достижений, тесно связаны со своим “внутренним детством”, и многие из них хранят реальные переходные предметы (...), как средство мгновенного вызова воспоминаний, придающих силу и азарт» – утверждает психоаналитик Мэрили Зденек, в своем «Учебнике по творческому мышлению».

«Воспоминания вызывают ностальгию по прошлому, какое бы оно ни было. Прошлое переплетается с настоящим, и это вызывает много различных мыслей. (...) Благодаря этому рождаются идеи, которые потом могут лечь в основу сюжета будущего произведения» – вторит ей известный американский писатель Рэй Брэдбери, прославившийся своими антиутопиями «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», а также автобиографической повестью, своеобразной одой детству «Вино из одуванчиков».

Р. Брэдбери советует начать путь к воспоминаниям с поиска ассоциаций и с дополнительных вопросов самому себе: «Кстати говоря, “Вино из одуванчиков” я начал именно с поисков ассоциаций. Я начал думать, с чем у меня ассоциируются одуванчики. Я стал думать о том, какие они на вкус, на ощупь. (... ). Как только у вас возникают такие оформившиеся ассоциации, вы должны как бы оглянуться на них и сделать какую-то пометку. А после этого ваши ассоциации начинают работать сами, безо всяких усилий с вашей стороны. Вы вспоминаете о том, как ваш отец делал вино. Вы вспоминаете, как собирали виноград. В вашей памяти всплывают отчетливые образы того, как все собирают виноград: вы, ваш брат, ваши друзья».

             Георгий Костин "Осенний блюз"  

Если для Брэдбери ключевыми образами стали летние цветы и виноград, то для Германа Гессе в рассказе «Душа ребенка» роль сюжетного «крючка» сыграли винные ягоды, когда-то хранившиеся в кабинете его отца и неодолимо манившие его к себе. В рассказе Гессе вспоминает о самом себе в возрасте 11 лет, о своих чувствах и вкусах того времени. Вспоминает детально, подробно, нисколько не идеализируя детскую жизнь, а показывая ее особенности и внутренние, подчас не видимые взрослым, сложности.

В этом рассказе продемонстрировано, что у ребенка еще не до конца сформирована сила воли и самоконтроль, в то время как его родители уже пытаются полностью контролировать все его действия и требуют подчас невозможного, что приводит ребенка к страху перед родителями и даже непрощенным обидам:

«Наверно, впервые за свою детскую жизнь я почувствовал, я почти отчетливо осознал, как ужасно могут не понимать, мучить, терзать друг друга два родных, полных взаимной доброжелательности человека (...). Как это так получалось? (...) Вечером этого печального воскресенья, перед самым сном, отцу удалось завести со мной еще короткий разговор, который нас помирил. Я лег в постель с уверенностью, что он меня целиком и полностью простил – полнее, чем я его».

В душе каждого из нас живет ребенок. Но у некоторых он «дремлет», находясь под гнетом строгого взрослого. Давайте попробуем разбудить в себе эту хрупкую, но такую одаренную личность!

Любое воспоминание – не только положительно, но и негативно окрашенное – может служить обогащающим творческим опытом. Так, как это произошло в упомянутом рассказе Г. Гессе. Тем не менее, будьте осторожны с травмирующими воспоминаниями, и, если это психологически тяжело для вас, то не уходите слишком далеко по тропе детских обид и конфликтов!

Спасибо за внимание. Я желаю вам удачной практики!

                   Георгий Костин "Портреты масок-2"

Задания первой недели марафона:

1. Помните ли вы какой-нибудь реальный предмет из вашего детства, который имел для вас особое значение? Подумайте о нем, попробуйте, по совету Р. Брэдбери, вызвать в памяти цепочку ассоциаций и воссоздать в памяти эпизоды, связанные с этим предметом! Возвращайтесь к воспоминанию неоднократно в течение недели, каждый раз пробуя вспоминать чуть больше, чем в предыдущий.

2. Попытайтесь вспомнить и записать максимальное количество предметов из раннего детства. Возможно, часть из них вы храните до сих пор. Если да, то почему? Чем они вам дороги? Быть может, они не просто являются частью вашей личной истории, но и лучшей памятью об уже ушедших людях?

3. Напишите «этюд» – небольшую зарисовку в прозе или в поэзии, посвященную какому-то одному предмету, вспомнившемуся вам из детства.

В литературе этюд – это самостоятельное произведение небольшого размера, в котором писатель старается максимально правдиво передать свои эмоции, ощущения и впечатления от какого-либо предмета или события. Для написания этюда подбираются наиболее точные слова и выражения, чтобы читатель смог представить и прочувствовать увиденное автором.

Пример моего тематического этюда вы можете посмотреть по ссылке: http://pisateli-za-dobro.com/posts/132-illyuzii-vosprijatija.html.

Спасибо, что прочли! Если у Вас остались вопросы по изложенному материалу, то задавайте их в комментариях к статье. И не забудьте дать себе письменное обещание выполнить задания этой недели! :)

                                                                                           Напоминаю вам о формате текстов и о сроках их подачи:

Дедлайн по текстам первой недели: 18 апреля, 23.30 по Москве!

Максимальный объем для прозаических текстов – до 1.500 знаков (без пробелов), для стихотворений – 24 строки. Если Ваше произведение не вписывается в указанный формат, Вы можете в комментариях дать ссылку на Ваш блог, а здесь разместить наиболее яркий отрывок указанного объема. Спасибо вам за внимание и уважение к чужому времени!

Подробную информацию о марафоне можно посмотреть на странице «Упражнения в прекрасном: марафон по развитию творческих способностей. Приветствие»: http://pisateli-za-dobro.com/articles/881-uprazhnenija-v-prekrasnom-tvorcheskii-marafon-privetstvie.html.


Визуальное оформление марафона представлено фото https://www.pinterest.es/,  фото "Краски детства":  https://foto2020.ru/, а также работами члена литературного клуба «Писатели за добро», фотохудожника, члена СФР, Георгия Костина:  http://www.photounion.ru/Show_User.php?unum=229

+12
1880
RSS
13:09
+2
Вне марафона.


Бумажное волшебство

Об этом думать, раньше, он не смел,

Да и сейчас не верит, может сниться,

Что он взлетел и с ветром полетел,

Хоть на веревке все же будто птица.

И он летел все выше, все смелей,

Потоки ветра к небу поднимали,

И не боясь застрять среди ветвей,

Стремился он в заоблачные дали.

А стая птиц, приняв за своего,

Ему кричала весело:«Ты с нами?»

И он, забыв тогда про все,

В ответ кричал:«Конечно, птицы, с вами.»

Бумажный змей, забыв про поводок,

Летел как птица с ними в одной стае,

А мальчик, выпустив из рук клубок,

Махал им в след, таким же стать мечтая.

13:42
+1
Супер, Анатолий! Какое отличное напутствие всем участникам! smile Спасибо Вам. И название стиха подходящее. Правда, у нас уже скорее «электронное волшебство», с учетом настоящей эпохи и интернет-форматов. Но бумага для текста все же первична!..
Бумажное волшебство это же змей бумажный. Елена.
14:38
+1
Конечно, Анатолий! thumbsup Но ведь и все наши тексты тоже такое же «бумажное волшебство», по сути. Мы наполняем строки жизнью, слова — воздухом, и — в полет!.. (В общем, это был мой «поток сознания» на тему вашего произведения eyes ). Спасибо еще раз.
13:48
+2
Солидно, Елена! Это уже настоящее творчество. Не ямбы и хореи вместе с долбанными амфибрахиями...(шучу). Они тоже нужны, но в ясельном возрасте. А это уже ШКОЛА. Наконец-то!
14:45
+1
Очень рада, что Вам отозвалась идея марафона, Георгий! Насчет солидности — тут и Вы свой вклад внесли. Благодарю Вас за предоставленные живописные работы! rose Объединять творческие усилия всегда полезно! smile
14:56
+2
Небольшая поправка, Елена. Не живописные, а — фотоживописные. Поскольку это фото. Все, до последнего пикселя — сфотографировано. То есть, как говорят фотографы — задокументировано. И в этом (ну это я уже так считаю) их ценность. Конечно же в современном фотошопе есть функция живописи, когда, используя кисти и краски, пишется работа на пустом цифровом холсте. Но тут полностью РАБОТА — фотоаппарата.
15:43
+2
Да, именно — фотоживописные! (Как бы Ворд ни пытался исправлять это слово:)). Насчет их ценности — я лично в этом уверена. Думаю, что и другие участники марафона смогут в этом убедиться. Специально для более подробного ознакомления с Вашими работами я дала ссылку в конце статьи: здесь, на сайте, иллюстрации пришлось урезать, а вот на странице СФР качество изображения куда выше.
15:41
+3


Мишка

Ну здравствуй дом, прошла почти что вечность

Полвека не был здесь, меня прости.

А пахнет так же как и прежде печкой

И в ней пылают жаром пироги.

Бабуля чаем с медом угощает,

Парное к крынке чудо молоко,

А на кроватке мишка отдыхает

И ждет конечно сладких пирогов.

Мой лучший друг, мой ватный мишка,

Меня всегда любил ты понимал,

Когда все спали еле слышно

На ушко ему тайны раскравал.

Так быстро, птицей, время пролетело

И бабушка давно уже не ждет,

А на кроватке, сердце леденеет.

Мишутка улыбается, зовет.
00:01
+1
А это уже из новенького, Анатолий?.. ))) Ну и шустрый Вы! smile
Да, тема интересная.
23:35
+2
Первые воспоминания из детства…
Мне года 1,5-2…
Отчетливо помню, как меня, всю укутанную, везут на санках в ясли, видимо, отец…
Мне года 3…
Мы с мамой у отца в Северодвинске, он был в командировке… Помню его сильные руки, подкидывающие меня высоко к потолку, его, улыбающегося мне…
Игрушки… Наверное, они и были, но я их не помню, мне нравилось другое…
А дальше… В основном, была одна. Мама всегда на работе, отца уже не было с нами, старший брат то в школе, то у бабушки, то на улице…
Мне 5 лет…
Маме дали трехкомнатную квартиру в новом доме. После нашей малюсенькой комнатки, где мы ютились вчетвером, это были хоромы!
Новая радиола, новые пластинки…
Самая любимая--маленькая, ярко-синяя, гнущаяся, фирмы «Мелодия». Три песни, которые исполнял итальянский мальчик Робентино Лоретти, я не забуду никогда!
«Попугай», «Ямайка», «Санта Лючия»… Я каждый
день помогала ему их петь. Странно то, что знала все слова, я пела на итальянском… Сейчас, когда под настроение включаю эти песни, помню лишь отдельные слова…
Эта пластинка была дороже мне любой игрушки, к которым я относилась, к слову, совершенно равнодушно.
Я хранила и берегла эту пластинку, как зеницу ока, несколько лет… Исчезла она странным образом при переезде к отчиму. Думаю, её просто выбросили за ненадобностью, не спросив меня…
И ещё одна страсть была у меня в детстве-книги.
Для того возраста, 5-7лет, их у меня было довольно много. Просила читать всех: маму, если у неё было немного времени, бабушку, тётю. Больше всех доставалось брату. Наверное, устав от моих просьб, он каким-то образом научил меня азам чтения, чтобы потом с чувством выполненного долга нестись на улицу по первому же свисту друзей… Любила и знала наизусть много произведений. Это и сказки, и детские стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова,
позже В. Драгунского…
Нравилось представлять себя действующим персонажем. Хотелось лечить больных зверей в Африке вместе с Айболитом, добравшись туда, преодолевая все трудности пути… Или переживать за Фёдору, от которой сбежала посуда, или быть Мухой — Цокотухой, дрожащий от страха при виде Паука…
И сейчас с огромным удовольствием в лицах всё это читаю своим внучатам…

23:58
+1
Спасибо, Наталья! Очень интересные воспоминания у Вас и наблюдения за психологией ребенка! Моя бабушка, к слову, была родом из Северодвинска! smile
А пластинки «Мелодии» и в моем детстве еще были! ))) Особенно запомнились песни в исполнении Н. Румянцевой, А. Миронова, «Голубой щенок»!..

Первые два задания Вы уже отчасти выполнили! Но не спешите: если удастся еще что-то вспомнить в течение недели, то добавляйте свои воспоминания в нашу беседу! И постепенно переходите к итоговому заданию (3). Напомню — оно состоит в том, чтобы выбрать какой-то один предмет из вашего детства, как ключевой образ для рассказа (или стиха). То есть по итогу это должен быть эпизод (сюжет), связанный с каким-то важным предметом из детства. Пожалуй, в Вашем случае это могла бы быть пластинка… или книга?.. Удачи Вам!
Спасибо огромное, Елена. Очень приятно, что вы, в какой-то мере, тоже северянка-поморочка. Буду стараться. Простите ещё раз за беспокойство.
Да, в какой-то мере… И Вам спасибо за серьезный подход к делу, Наталья! smile Остаюсь на связи!
Ой, Наташа, и у меня была такая пластинка! У меня, кстати, до сих пор сохранилось несколько коробок и виниловых, и таких, «гнущихся». И даже несколько совсем старых, папиных, «на костях».
13:31
У моего дяди Миши — другого, брата отца — был макак по имени Тишка.
Какой-то болван из родственников поставил ему в вольер ящик настоящих (шеллачных) прижизненных пластинок Шаляпина, и предок человека бил их в мелкие брызги об угол табуретки…

Сейчас на одну такую пластинку можно было бы жить целый месяц.
19:25
+1
«Сейчас на одну такую пластинку можно было бы жить целый месяц». Кстати, да. И снова готовый сюжет для рассказа!.. )))
20:09
Про Тишку историй много…
Однажды в доме у дяди Миши (дом был старый, деревянный, с французским окном в сад и пр., его строил (кажется) еще мой прадед, врач — делали ремонт.
Тишку кормили комбикормом (дядя Миша заказывал его в Москве), был целый мешок, джутовый, завязан и замотан проволокой, которую люди отворачивали плоскогубцами.
Во время ремонта кто-то догадался поставить этот мешок к Тишке в клетку.
Тот первую половину ночи раскручивал проволоку, вторую — ел.
Утром его нашли мертвым с раздувшимся животом, в каждой из 4 лап было зажато по куску корма.
21:00
+1
Жутковатая история! Но жизненная… У горячо любимых мною спаниелей, кстати, тоже очень притуплено чувство насыщения: если не уследишь, будут лопать, пока не дойдет до плохого!.. ((( «Основное правило кормления кокеров – не верить их постоянно голодным глазам!» no (с форума). Вот это и вправду так!..
06:48
Однажды я — точно по Дарреллу — до смерти закормил слетка воробья…
Мне так жалко свою…
Теперь, когда слушаю эти три песни, заказанные через Интернет, эта пластиночка перед глазами… Жаааалко!
Спасибо, Елена, за тёплые слова.
08:21
+1
Елена, добрый день. Замечательная тема творческого марафона. Рассказать можно о многом. Пошла вспоминать smile и…
Спасибо! Остаемся на связи, дорогая Ирина! rose
09:01
+11
Сегодня бы маме моей исполнилось сто лет,
если б не войны калечащий сердце осколок.
Помню её истыканную подушечку для иголок
и вышитый ею, беременной мною, портрет.

На портрете (так виделось маме, израненной фронтом) – девчонка,
вырисованная клеточками трофейного немецкого полотна.
Вьются до плеч волосы густые цвета льна,
над голубыми озёрами – брови ниточкой тонкой.

Как виделось мамочке, так и случилось: в положенный срок
весть разнеслась над сопками Забайкалья –
из потаённых мечтаний о дитятке, из Зазеркалья
ребёнок из вышивки пухлый сосал кулачок.

Этот портрет потом висел на стене в детской комнате,
девочкою из сна росла королева капризная.
Руки мамы иголками исколоты – была признана
модисткою первою в городе, да вы помните…

Потом переезд из дома частного, от сада украинского –
в дом, как улей, где в каждой ячейке свои портреты.
Девочку с вышивки всё теряли в квартире этой,
всё-то она уезжала куда-то дорогой неблизкою.

Сегодня бы маме моей исполнилось сто лет –
у мамочки голубоглазой испорчены руки иголками.
В сердце живёт и играет оттенками детскими тонкими
вышитый мамой когда-то немецкий трофейный портрет.

Как трогательно, Виктория!
Невозможно сдержать слёзы. И сразу — снежный ком своих воспоминаний…
Пока мы их помним, они живы. А портрет — просто чудо!
10:51
+1
Рита, растрогалась… спасибо! А портрет не сохранился. Рыскала по интернету среди немецких вышивок, пока нашла что-то похожее на меня) А реальный портрет — была «вылитая я» в детстве)
Очень жаль, Виктория, что не сохранился.
Удивительные истории слагает жизнь. Наверное, так люди и приходят к нашему занятию.))
11:50
+4
Про других людей — не скажу, не знаю) А о себе — так это точно так и произошло))) У меня была удивительная жизнь — и желание писать возникло из желания рассказать о ней, о родителях, о детстве, о юности… Думаю, что это путь многих пишущих. Все верно, Рита.
Вы подтвердили мои мысли и мои чувства, Виктория. rose
Как здорово, Виктория! rose Благодарю от всей души, что поделились! Такой проникновенный образ Вами создан. И еще подумалось — про роль одной составляющей: некоторые иголки даже и в стоге сена не затеряются!.. ))) К счастью. И только по ним одним, по мельчайшим иголочкам-осколочкам, можно воссоздать образ человека из прошлого!.. Это однозначно волшебство.
14:56
+1
Елена, дорогая, спасибо, до слезы… Что-то я сегодня их лью и лью…
Очень понравилось, спасибо :))))
16:37
+1
Танечка, спасибо сердечное!
09:36
+1
Здравствуйте всем!
Спасибо большое, Елена, очень интересно! rose
У меня вопрос — куда помещать окончательный этюд, когда напишется?
Что-то не поняла…
14:34
+1
Елена, здравствуйте! Пока что в ту же беседу выставляйте — в комментариях ниже. Посмотрим, как дальше пойдет, по количеству текстов. Пока так.
Спасибо за участие! smile Очень Вам рада!
14:40
Благодарю от души!
10:56
+1
Добрый день, Елена! Опубликовала ст-е внизу, думаю, что ещё не поздно...)
22:52
+1
Конечно, не поздно, Елена! smile Спасибо, что прислали!
11:15
+7
Воспоминания… воспоминания… Многое припомнилось… О встрече Нового года в нашей семье помню очень хорошо. Я и брат очень любили новогодние праздники, и подготовку к ним. Правда, многое делалось в строгом секрете от нас. Поскольку так готовиться и встречать Новый год стало доброй традицией и в семьях дочерей, напишу об этом.

К наступлению Нового года в нашей семье готовились заранее. Обновляли ёлочные игрушки. Большинство игрушек были рукотворными – их с любовью вырезали, клеили, присыпали слюдой мама и папа. Таких игрушек сейчас нет, новомодные даже отдалённо их не напоминают. Не зря коллекционеры охотятся за старыми ёлочными игрушками. Увы, игрушки – память детства – не сохранились, потому что были бессовестно кем-то украдены из сарая, куда большая коробка с с ними была вынесена на время ремонта. Втайне от меня и брата готовились новогодние сюрпризы, которые всегда имели своё значение – цветные карандаши, краски, книжечки- раскраски, книжечки детских стихов, сказок, устанавливалась и украшалась ёлка… Мама из ярких тканей шила мешочки для подарков. Потом наполняла их конфетами, печеньем, орехами и прятала под ёлку под белое полотно, имитирующее сугроб. Потому что часто в гости приходили друзья родителей с детьми. Устраивались конкурсы, и подарки под ёлкой были наградой. Взрослые тоже не были обделены вниманием. Бабушка вязала для подарков варежки, носки, а мама обвязывала крючком салфетки для кухни, носовые платки и вышивала на углах платков инициалы тех, кому они дарились… Вышивала разноцветными шёлковыми нитками. Помнится, я любила играть яркими блестящими клубочками.Уже будучи школьницей узнала, что в магазине покупались белые шёлковые нитки — видимо мулине тогда не было — и красились анилиновыми красками. Как давно это было…


Шуршит бумага…
Падают обрезки…
В ходу фольга рот-фронтовских конфет…
Творили вдохновенно, буйно, дерзко!
Теперь не испытать такого. Нет.
Цепей бумажных, разноцветных — метры,
фигурки узнаваемых зверей…
Такое милое из детства ретро,
что пряталось за таинством дверей.
Украшен зал,
и ёлка — посредине,
Снегурка, Дед Мороз,
и праздник ждёт.
И по паркету,
будто бы по льдине,
шагаешь в восхищении вперёд.
В ветвях пушистых
рук своих творенье
глазами ищешь.
Чувство торжества
не отпускает.
Сладкие мгновенья
вдруг ощущаешь пылом естества…
Теперь всё по-другому,
всё иначе.
Игрушек выбор сказочно большой.
Но для меня
всегда так много значат
руками сотворённые, с душой.
15:01
+1
Ирина, очень здорово! Сердечно Вас благодарю! inlove
«Теперь всё по-другому,
всё иначе.
Игрушек выбор сказочно большой.
Но для меня
всегда так много значат
руками сотворённые, с душой».

И для меня это тоже так!.. Спасибо.
Вспомнилось, как с мамой перед Новым годом ездили в Детский мир. И там мама купила набор елочный игрушек из ГДР. В коробке было два яруса игрушек, сказка.
О, точно, помню — у нас тоже был такой двухъярусный набор. Кое-что от него сохранилось и по сей день. Я вообще очень люблю старинные ёлочные игрушки.
Они с душой, живые, Елена.
15:15
У нас тоже был такой набор. Действительно красивый.
В детстве это волшебство было, Ирина.
Тазик…овальный, эмалированный, с двумя ручками по бокам. Внутри серебристо-белый, снаружи – с яркими фигурками человечков. Решительно отличающийся от обычных советских оцинкованных тазов, в которых и стирали, и купали детей.
Папа привёз его мне в деревню, где я с младенчества проводила летние месяцы с мамой и бабушкой, в доме, принадлежавшем ещё моему прадеду, священнику сельской церкви. Куплен тазик был наверняка или в «Детском мире», или в только что открывшемся немецком магазине «Лейпциг». Позже у меня появятся немецкие куклы ростом с ребёнка, умеющие ходить и говорить, — они и сейчас восседают на шкафу в родительской квартире. Тазик же давным-давно проржавел, прохудился и канул в лету. Но именно он первым приходит на ум, когда я вспоминаю своё детство – счастливое, беззаботное, полное звуков, запахов и красок, которые и сейчас со мной.
Дом стоял на берегу маленькой речушки Комарихи, похожей, скорее, на ручей, впадавший в полноводную ещё Воршу. Таскать воду из Комарихи детям не запрещали, а вот к Ворше, которая была метрах в трёхстах от дома, через дорогу, ходить можно было только с кем-то из взрослых. Например, когда мама полоскала белье с широких деревянных мостков и доверяла мне побултыхать в воде свои платочки и трусишки. Над водой со стрёкотом носились бесстрашные голубые стрекозы, по речной глади бегали огромные водомерки, в мыльных брызгах играла радуга…
Теперь же я брала на речку свой необыкновенный таз и могла стирать в нём, сколько заблагорассудится. Можно было купать кукол, мыть игрушечную посуду, запускать кораблики из щепок, в общем, играть целый день и в любую погоду.

Напротив дома, на берегу Ворши, стояла банька – настоящая русская баня, с дровяной печкой в помывочной, с огромным котлом, в который воду надо было натаскать с реки вёдрами. По периметру – деревянные полки’, потемневшие от воды и пара, а вокруг – разнокалиберные тазы, вёдра, ковши, веники, всё, что нужно для мытья. Теперь здесь появлялся и мой заморский гость – красивый эмалированный тазик.

Баню топили раз в неделю, по пятницам. Затапливали печь после полуденной дойки, чтобы она как следует прогрелась, и начинали таскать воду. Наполняли котёл и стоявшую в углу большую деревянную бочку. Часам к пяти всё было готово. Первыми шли старшие члены семьи – бабушки, пока пар был не такой влажный и тяжелый. Потом – мамы с детьми. Нам позволялось немного поиграть, сидя в тазах с мыльной водой. Замыкали круг те, кто весь день работал – мои тётя и дядя, жившие в деревне постоянно. Они любили «поддать парку» и похлестать друг друга вениками – так отдыхали от трудовой недели…
Переодевались все в предбаннике – тесной комнатушке с маленьким оконцем, выходившим на берег Ворши. Мама долго расчёсывала мне косы, просушивая полотенцем, — ни о каких фенах тогда и знать не знали. И обязательно повязывала на влажные волосы чистый платок, пахнувший мылом и свежестью, перед тем, как выпустить на улицу. Прижав к груди тазик с игрушками, я выбегала на порог бани и замирала, глубоко дыша…
Даже жарким летом по вечерам от реки поднимался туман, который, смешиваясь с печным дымком, создавал неповторимый запах – влаги, разнотравья, чего-то неуловимого, запах моего детства. Всматривалась сквозь туман – там, над рекой, на косогоре, среди деревьев, блестел купол храма, где служил мой прадед. А от дома меня уже окликала бабушка – поспел самовар, из печи вынуты чугунки с запеченной картошкой или кашей (ничего вкуснее потом в жизни не ела, даже в «мишленовских» ресторанах), и я, подхватил свой тазик, бежала к ней по росистой траве…
До сих пор, полвека спустя, я иногда на прогулках улавливаю этот запах – и замираю. И такое ощущение счастья накатывает, что в горле застревает ком. «Погоди, — останавливаю я мужа, — Снегирёвом запахло». На несколько минут, проведённых в тишине наедине с этим запахом детства, я вновь становлюсь беззаботной девчонкой, запускающей кораблики в ярком эмалированном тазике…
13:19
Мне очень понравилось, Елена.
Сразу вспомнился дядя, московский барин Михаил Иванович Воронцов — его дача в местечке Снегири и медная пушка у крыльца…
Да, Снегири — это в Подмосковье. Моё село Снегирёво — во Владимирской губернии.
13:54
Ох…
Простите, Елена, просто у меня возникла ассоциация сразу.
Думаю, в Снегирёво так же хорошо, как было в Снегирях.
Не хуже, это точно! Места там красивейшие, не тронутые цивилизацией.
14:59
+2
«Сразу вспомнился дядя, московский барин Михаил Иванович Воронцов — его дача в местечке Снегири и медная пушка у крыльца…». Почему бы Вам не развить эту идею в творческой зарисовке, Виктор? Быть может, это потом станет страницей нового романа?.. wink Из ручейка, говорят, река начинается… А дружба — тоже по утверждению некоторых — начинается с улыбки! smile Ну, и с извинения еще, если уж кто-то наговорил лишнего! И не исключительно в рамках «литературного метода», заметьте!

Прошу у Вас в качестве моральной компенсации за мое потерянное время и нервные клетки, которые не восстанавливаются, прислать мне томик Вашей поэзии! С каким-нибудь хорошим жизненным напутствием. Как Вам такая идея? angel

P.S. Заранее Вам говорю, при свидетелях, что по моему адресу проживает еще много людей, кроме меня. Среди них старики и дети. Это на тот случай, если Вы опять за «вуду-магию» возьметесь и таки решите в своих будущих творениях затопить мою квартиру!.. wassup
15:58
+1
Дорогая Елена!
Дядя Миша уже фигурирует у меня в «Девочке у моря».
15:58
и ПС.
Томик, Елена, у меня только виртуальный.
Могу дать ссылку на облако, в любом формате (пдф или епуб3).
Ну, хоть что-то!.. Присылайте в личку, в формате пдф! wink
19:35
+4
Елена, вот таки цитата про дядю Мишу.
Герой — единственный из всех моих москвич, профессор-филолог.

*****************

— А что там у вас есть?
— Да ничего особенного. Кусок березового леса, через участок течет ручей…
— Комаров, наверно, много?
— Ты знаешь, почти нет, — ответил Звонцов так, будто обсуждение достоинств его дачи имело смысл. — Лягушек много, они с комарами воюют. Весной квакают, потом в ручье плавают головастики. Черные, как шарики с хвостами. Видела когда-нибудь?
— Не-а, откуда… В Омске лягушек не водится. А еще что есть?
— Еще дом. Одноэтажный, но большой. Весь расплюснутый во все стороны. Несколько комнат, веранда с гранеными стеклышками, у крыльца чугунная пушка.
— Пушка?!
— Ну да, пушка. Мой дядя Михал Иваныч — он на самом деле мне не дядя, а двоюродный дедушка по папе – был большим любителем жизни. Где-то когда-то раздобыл, или заказал. Когда я был маленьким, мы каждый год собирались на его день рождения…
Он остановился, решив не говорить девочке, что на этих днях рождения дядя Миша регулярно знакомил всех со своей новой женой.
-…И он устраивал пальбу с дымом до небес.
Звонцов усмехнулся.
В самом деле все то было частью его давней-предавней детской жизни. И дача, изначально принадлежавшая дяде и перешедшая к Звонцову лишь после его смерти за неимением наследников, несмотря на обилие «теть». И сам дядя Миша – большой и шумный московский барин, занимавшийся адвокатской практикой и в качестве гонорара за удачный бракоразводный процесс принявший от известного скульптора свой скульптурный портрет. Заказанный целенаправленно в качестве главного элемента будущего надгробного памятника – о чем веселый дядя объявлял каждому новому гостю – этот бронзовый бюст много лет стоял в двухкомнатной квартире на углу улицы Тимирязевской и Дмитровского шоссе. Потом он переместился по месту назначения, но сам Звонцов даже не мог сказать, на какое именно кладбище, поскольку на дядиных похоронах не был, занятый в тот момент коллизиями с женой. А дачей, доставшейся по наследству и перешедшей в его полное распоряжение, так как отец с матерью тогда уже почти не выходили из дома, он занимался постольку, поскольку. Наезжал от времени до времени, привозил туда друзей и новых женщин, менял весной треснувшие стекла и ремонтировал под зиму аппарат с загадочным названием «АОГВ», чтобы иметь теоретическую возможность привозить туда кого-то в пору двухметровых сугробов. Хотя теория уже давно перестала проверяться практикой, а при взгляде на позеленевшую медную мортиру он всякий раз удивлялся, как ее до сих пор не унесли бомжи.
Но сейчас, бросив Саше несколько деталей относительно той своей дачи, он вдруг увидел мысленно эти места иным взором.
И ему показалось, что старой – почти родовой – даче Звонцовых до сих пор не хватает лишь какой-то малой малости, чтобы снова стать уютным пристанищем души, тела и чего-то еще.
-…Да… — Сашины глаза блестели и туманились одновременно. — Неужели так бывает на самом деле? Вы, наверно, придумали все, чтобы меня подразнить, да?
— Бывает. И не придумал ничего. На картах мой дом со спутника виден во всех деталях. Только пушку не разобрать…
— А как называется место? Я дома по Яндексу посмотрю.
— Называется чудесно — «Снегири».
— А почему?
Девочка спрашивала так, будто неведомая Звонцовская дача представляла для нее какой-то интерес.
— Потому, что зимой там снегирей до чертиков. Приедешь — они на ветках, как яблоки, сидят.
— Красиво, наверно?
— Очень. Такая красивая птица… Дядя Миша как-то раз поймал, подарил мне, когда я еще во втором классе учился. Всю зиму у меня в клетке жил, весной выпустил. Ты когда-нибудь видела снегирей?
— Откуда… У нас в городе их нет.
— Снегири в любом городе есть. Просто надо уловить момент, когда они прилетают. В городе корма мало – склюют и сразу улетят. А там хватает почему-то, сам не знаю, что они там поклевывают. У меня на даче они всю зиму. Бывало, в прежние… скажем так, времена туда приедем… Приеду…
19:57
+2
Спасибо, что поделились! Интересно. А получится ли отыскать какой-нибудь совсем новый сюжет все о том же старом-распрекрасном детстве? Не из того, что уже написано. Это задание марафона к субботе. И в каком-то смысле я даже не знаю, для кого оно сложнее: для новичков или для тех, у кого уже много сюжетов получили свое воплощение в написанных текстах!.. )))
06:41
+1
Спасибо, Елена.
Я попробую, хотя мое детство уже давно распылено в произведениях.
Но, возможно, что-то придет в голову.
21:11
+2
Было бы здорово! В формате мастер-класса: профессиональные авторы — новичкам! :)
05:59
+5
Как бы не огорчить Вас и всех…

**************
Наша квартира была большой, четырехкомнатной, с трехметровыми потолками, выходила на две стороны.
В 60-е годы она казалась огромной.
Дом был уже не сталинским, но еще не хрущевским, имел все недостатки обоих стилей.
Слишком маленькие окна не пропускали достаточно света, солнце появлялось на час с востока и на полчаса с запада, остальное время суток в квартире стоял невеселый сумрак.
В коридорчике, ведущем к кухне, с двух сторон громоздились высокие — под потолок — стеллажи с кухонной утварью.
Всевозможные кастрюли, сковороды и пустые банки, хранимые про запас, дребезжали вразнобой, когда кто-то шел слишком близко по рассохшемуся полу.
Дребезга и звона добавляли разнокалиберные крышки, которым была отведена отдельная полка, перегороженная штангой-держателем.
Квартал находился в центре городе, у перекрестка трамвайных путей.
Этот вид транспорта сам по себе был исчадием города.
Именно тут, под окнами квартиры, 24 июля 1959 года погиб мой отец, попав под проходящий трамвай.
Половина маршрутов заворачивала с улицы Революционной на улицу Ленина, колеса жутко скрежетали на рельсах.
Особенно слышимым этот звук становился ночью и ранним утром, когда все прочее стихало.
Именно в такие часы на гром трамвая почему-то сильно резонировали крышки, банки и кастрюли на кухонных стеллажах.
В самом раннем детстве — еще не зная ничего — я просыпался в ужасе и прислушивался к железным звукам, несущимся из глубины квартиры.
Мне чудилось, что это где-то поблизости грохочет пулемет и уже началась война.
Все детство я провел под страхом грядущей войны.
В конце прошлого века трамваи с этих улиц сняли, но отголоски детского страха и памяти потерь никуда не ушли.
Позже, уже в нынешнем тысячелетии, я продал и эту квартиру и эти стеллажи (по отдельности), а остатки кастрюль вынес на помойку.
Ничего из детства не оставило в душе тепла.
Но если бы началась война, сегодня я бы не только вытащил из тайника пулемет, но бросил бомбу и на этот дом и на тот перекресток и нас сам город, в котором мне выпало несчастье родиться…

Виктор, твоя история меня потрясла. Своего отца, получается, ты совсем не знал.
Я каждое утро просыпалась от стука швейной машинки, а тебя будил трамвай и эти банки…
09:44
+2
Нет, Рита.
Отца я не знал.
Его похоронили, когда моя мама еще лежала со мной в роддоме.

А по машинке…

У бабушки была машинка фирмы «Кёлер» — трофейная немецкая, не знаю откуда взявшаяся.
Однажды — в те годы, когда у меня была именно та рожа, что на этой обложке — я притих в одной из комнат.
Все ходили на цыпочках, потому что в раннем детстве я давал всем прикурить еще больше, чем тут в клубе.

Когда наконец решились заглянуть в комнату, то обнаружили, что швейная машина развинчена вхлам, по всем углам раскатились гайки и пружины.
Дед с руганью все подобрал и завинтил на место.
Но что-то все-таки укатилось в напольную вентиляцию (такие решетки существовали в домах того периода).
И эта машина уже не шила нормально, то и дело затягивала нитки.

Как видишь, Рита, моя деструктивная компонента была сильна даже в те времена, когда я еще не умел говорить.
Значит, тебя тоже растила несчастная женщина.
10:42
+1
Рит, меня растила женщина, изначально проклятая судьбой: ее 1й жених, математический гений, умер о рака мозга.
Мой отец, русский барин, хирург-амбидекстр Виктор Никитич БарыкиН. был уничтожен трамваем в тот момент, когда он ехал к ней (и ко мне) в РД№1.
Моя мама, Рита, была чудовищем, вытаптывающем в ноль всех, кто оказывался в ее епсилон-окрестности.
Она и только она развела меня с 1й женой и оставила без отца двоих детей.
Поэтому именно памяти мамы я посвятил повесть о юном Адольфе Гитлере («Незабудки „)
Бывают такие женщины, Виктор.
В моём ближайшем окружении тоже была такая женщина, и она тоже сломала жизнь трём своим сыновьям и сеяла только зло.
Прекрасно, что ты нашёл себя в творчестве, и теперь понятны твои предпочтения в выборе тем.
Я читала «Незабудки». Там ты какой-то другой. Стиль изложения совсем не твой.
11:37
Рита, я везде разный.
В этом — смысл писательства.
А не в зубных имплантах — мать их дери вперегрёб — в раскрытом рту трупа!
Я везде ещё не была, Виктор, но эта вещь у тебя совсем другая.
Про трупы ничего не знаю, с детства боюсь всего этого…
Виктор, похоже, имел в виду, что главное для него не материальные блага (зубные импланты стоят целое состояние), а настоящая писательская работа, даже если она не оплачивается. Но это и вправду имеет мало отношения к заданию марафона…
Елена, Виктор имел в виду детективы…
01:24
+1
Упс… Тут-то и вскрылось, что я их не читаю! jokingly За редким исключением. Теперь понятно. И да, это тоже не относится к теме нынешней беседы!.. (((
06:24
+1
А я опять поспорю.
Наша беседа не должна замыкаться в рамках «здесь читаем, здесь не читаем, здесь рыбу заворачиваем».
Если мы писатели, то наша мысль имеет право течь в любом направлении.
Признаюсь честно, очень часто из этих бесед я беру не только ситуации, но даже отдельные реплики.
(Например, в только что опубликованное «Полное соединение»).
Мы — свободны.
Виктор, мне кажется, мы уже неоднократно обсуждали, что если вам не нравится какой-то литературный жанр, кричать об этом в каждом обсуждении не надо. Ваше замечание не имеет никакого отношения к заданию марафона Елены.
Комментарий удален
Виктор, мы, конечно, вроде как примирились с существованием друг друга, но Вы таки не зарывайтесь по части самопиара! Флуд, блуд и пересуд, вон из беседы! bomb

www.youtube.com/watch?v=ReKi6pCkaGY: для смеха:)
07:08
Таки примирились.
Но мое мнение таково:

на самопиарится лишь тот, кому самопиарить нечего.
23:46
+1
Красиво написано. И очень грустно. Единственное, я бы убрала последнюю фразу. Закончила бы на этой: «Ничего из детства не оставило в душе тепла». По-моему, слишком уж разжевывать свои представления о жизни, тем более в рамках художественного текста, не стоит. Они и так вполне понятны из всего написанного выше. Впрочем, тут уж — на вкус и цвет. Это просто мое субъективное восприятие.
Благодарю, что откликнулись, Виктор.
06:11
+1
Можно и так, Елена.
Повторю еще раз, что отблески детства уже достаточно сильно распылены в написанных книгах: «Камраде», «Пчеле-плотнике», еще где-то.
И везде грустно, увы.
Виктор, какая печальная история. Такое не проходит бесследно… Мой отец умер, когда мне было 5 лет. Самые тёплые воспоминания остались… Я бегу встречать отца. У него в руках две тяжёлые сумки. Он ставит их на землю, подхватывает меня, кружит и садит себе на шею, берёт сумки, и мы идем домой. Всю жизнь вспоминаю… Извините, что похвалилась своим.
17:39
Я Вам сочувствую от души, Надежда.

По 5 годам… помню, примерно тогда я узнал, что мой отец погиб и меня долго преследовала фобия, что умрут и все, кто меня окружает.
Детство — это постоянное ожидание чьей-то смерти.
Какая прелесть! Читала и улыбалась!
Думал ли тазик, что будет так воспет!)))
14:50
+2
«На несколько минут, проведённых в тишине наедине с этим запахом детства, я вновь становлюсь беззаботной девчонкой, запускающей кораблики в ярком эмалированном тазике…». Как здорово, что в каждом из нас живет ребенок! А в Вас, Елена, мне почему-то кажется, вообще много детских черт сохранилось! И это очень ощущается в вашем рассказе-воспоминании. По яркости красок описания, по самим образам, по неподдельному ощущению счастья, наконец!

И «думал ли тазик?..» Да, Маргарита, едва ли он рассчитывал на посмертную славу!.. jokingly И еще мне кажется, что именно такие неожиданные, индивидуально-нестандартные образы в художественных текстах куда интереснее привычных. Тех же плюшевых игрушек, например, которые традиционно связываются с беззаботными днями детства. С другой стороны, ко всему, к тем же игрушкам, можно подойти небанально. Но об этом — в другой теме марафона! )))
Ребёнок, Леночка, живёт в каждом из нас, несмотря на возраст. Просто частенько люди про него забывают или не дают «высунуться». А я, когда прячу паспорт и не смотрюсь в зеркала, вообще ощущаю себя ну максимум на 30-35…
15:42
+1
Здорово! Согласна с Вами, конечно. Я себя, бывает, и 17-летней ощущаю!.. angel Преимущественно в вечернее время суток, когда следы времени на лице менее заметны...))).

И знаете, что еще приятно. И даже как-то неожиданно. Я часто бываю в семье и в коллективах «за старшую». Преподавание и редакторские подработки опять же накладывают свой отпечаток. Да и вообще как-то так получается по жизни. Не знаю, почему. А вот на этом сайте я себя ощущаю по-настоящему молодой! Прямо на редкость. И есть у кого поучиться! И многое еще впереди!.. Это и впрямь меня радует. Так что за Вашу ремарку про возраст отдельное спасибо! smile
Такое же самовосприятие.
Тазик-то точно не думал, Рита! А я вот, пока писала, обревелась от воспоминаний.
Верю, Лена…
Я ещё не приступила, а уже…
Чувствую, марафон нас тряхнёт эмоционально!
19:07
+2
Уже тряхнул) Не могу успокоиться с самого утра) Но это положительная встряска! Спасибо девочки и мальчики, за нее!
15:11
+2
Лена, спасибо за *запах детства*! Захотелось запустить кораблики… thumbsup
Надюша, весна — самое время для корабликов. И паруса можно сделать алые.
Прочитала Ваше произведение, Елена, и вспомнила то, что уже давно было забыто. Моя мама на деревянной кладке на речке стирает половики ( у нас их называли ряднынки) и выбивает их рубелем (праником). Представляете, Елена, я об этом никогда не вспоминала! А тут вдруг «выдернулось» из тайников памяти.
Спасибо Вам.
Мне кажется, Татьяна, что один из смыслов задания, данного нам Леной Вишневой, это как раз всколыхнуть те самые «тайники» памяти. Читаем воспоминания друг другу и что-то своё, родное, узнаём. Это так здорово, пусть и через слёзы. Я вот читала стихи Вики про маму и вышивку и вспомнила, что у моей мамы хранится вышивка, сделанная её старшей сестрой в годы войны. Надю почитала — запах сирени из детства пришёл… Вместе с Наташей Робертино Лоретти послушала… Цепочка образов…
15:05
+5
Очень интересно читать о воспоминаниях детства, цепляет, заставляет всплакнуть. Я выложу здесь одно из первых моих стихотворений, посвященное картинке моего детства. Там тоже есть особые для меня предметы. Есть аудиофайл с этим стихотворением здесь на сайте:
pisateli-za-dobro.com/babushke5dbf3d3d241e8.html


Бабушке

В детство оконце открою:
Белой черемухи цвет
Вижу и плачу- не скрою
Счастье струится в ответ.

В маленькой комнате солнце:
Бабушки милой глаза,
Чашки фарфоровой донце,
Вазы хрустальной слеза.

Витиеватый рисунок
Темного шкафа в углу,
И абажур желто-лунный
Чудится, как наяву.

Бабушки теплые руки,
Кружева белый узор…
Тонкости швейной науки
Я познаю до сих пор.

Память находит сквозь годы
Тихой мечты уголок,
Где по законам природы
Нежность прошла свой урок.
15:28
+1
Спасибо Вам, дорогая Надежда! rose Детство — такая тема, которая всех нас объединяет, вне зависимости от места нашего проживания — возраста — взглядов — вкусов!.. Спасибо. А абажур, будь он хоть «желто-лунный», хоть «солнечно-рыжий», — это из вечных образов, мне кажется!.. )))
15:34
+1
Благодарю, милая Елена! rose Спасибо, что подняли такую прекрасную тему, погрузили нас в детство, заставили наполниться счастьем безмерным и добротой, что в сегодняшней обстановке ценно, как никогда!..)))
Вот надо же, и ты, Надя, и Света Гордеева вспомнили про сирень. Ведь и у моего дома, описанного в миниатюре, тоже были её заросли — и белой, и фиолетово-лиловой.
07:44
+1
Надежда это восхитительно! Спасибо Вам!
09:31
+1
Благодарю, дорогая Мария! rose Рада, что понравилось!
Самые первые осознанные воспоминания — картинки природы: тенистый бабушкин сад, черноглазая черемуха, посаженная еще дедом, белая сирень в палисаднике, мокрая и тяжелая от дождя, как заплаканная невеста, упавшие райские яблочки на чёрной земле — разбитые сердца ангелов… И много-много всего такого, что живет во мне до сих пор и вспоминается как необыкновенное счастье.
Жили мы в доме на окраине, за окном простиралось бескрайнее пшеничное поле, покрытое васильковым одеялом. И это был — целый мир со своими тайнами, опасностями и радостями. Я могла часами бывать наедине с деревьями и травами, цветами и небом.
15:38
+4
Светлана, какие же мы все одинаковые до боли… Разговаривали с травами, деревьями и цветами… А вот мои *часики* детства:


ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ

Оказаться в урочище. Допьяна
Ароматом цветов полевых надышаться,
Насмотреться на небо бездонное,
Уловить первозданное детское счастье…

Там, где божья коровка-проказница
Попадает все время за ворот рубашки,
Друг за другом стрекозы гоняются,
И поют, соловьем заливаются пташки.

Там, где мелкие розовым *часики*
Все цветут на зеленом. Картины нет краше…
И бабуля моя *знатным классиком*
Мне поведает сказки о былях вчерашних.
Здорово! Как много дает в детстве близость к природе!
15:43
+1
Светлана, мне очень нравится Ваша «черноглазая черемуха». И вообще симпатичные воспоминания у Вас!.. ))) Спасибо.
Да, самые счастливые воспоминания, они из детства )
16:12
+5


Помню ясли – да, да, да!–
В первые мои года:
Мне годочка два тогда
Было, вроде –
А, быть может, полтора –
Вижу это, как вчера,
Хоть и помнить – не пора
По природе.

Вот стоим мы дружно в ряд,
Голопузиков отряд–
Няньки что-то говорят,
Улыбаясь–
Вот расселись по горшкам
(Их навалом было там)
По естественным делам,
Не стесняясь.

Папа первым привезёт
И последним заберёт,
А сынок порой ревёт,
Ожидая.
Папа к сроку не успел,
И у мамы много дел,
Да и всё-таки ревел
Не всегда я.

© Сергей Фомин
Семикаракорск
14 апреля 2020 г.
16:20
+2
Супер, Сергей! thumbsup «Отряд голопузиков» — это сильно! Кстати, есть еще слово «голопопить», в лексиконе мам. Мамский жаргон — такая тема!.. )))
И Вы, как мне кажется, совсем не изменились с тех давних времен! smile
16:29
+1
Между строк надо читать «голожопиков отряд», именно так это и было! Но… — цензура!
rose
Так что: вперёд в детство.
Ой, Сергей, о какой цензуре речь. Голопопиков (и даже голожопиков) точно пропустили бы:)
18:26
+1
Я не думаю, Лена, что в сборник детских стихов пропустили бы. Да и зачем? И так ясно, как это можно прочитать и где.)))
19:35
+1
На самом деле, и «пузожителей», и «голопопиков» давно уже с мамских форумов в «сурьезные» книги пропустили!.. smile По психологии взаимоотношений детей-родителей. Насчет детской литературы — не знаю, утверждать не буду. В то же время согласна с Вами, Сергей, что иногда нужно кое-что оставлять и «между строк». Так интереснее:).
09:50
+1
Слушай, Сергей, дружище!
Ты НИ КАПЛИ не изменился с тех лет!!!
12:08
+1
Ну, со стороны виднее, хотя все так и говорят!

Победил лень и закончил публикацию повести в стихах «Быль начала 90-х» на Ридеро только что. Теперь будем подождать модерации.
Благодаря твоей статье и урокам детей по инстаграму и фотошопу это оказалось вполне по силам, хотя вчера к вечеру хотелось всё бросить к чёртовой матери.

Благодарю!
drink
12:44
Ну ты молодец, дружище!
Так держать!
17:02
+2
Да еще вспомнил, верных друзей, оловянных солдатиков.
20:51
+5
А ещё мне запомнился один эпизод уже из школьной жизни… 7класс…
Готовилась к конкурсу чтецов. Взяла стихотворение «Варварство» Мусы Джалиля
Произведение тяжёлое. Я настолько явственно видела сцену расстрела женщин с детьми, что начинала рыдать, дойдя до этого эпизода:

— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

И он закрыл глаза. И заалела кровь…

Все две недели до конкурса одно и то же…
Уж настрою себя, учитель успокаивает, вроде соберусь… Нет. Только дохожу до этого места — плач… Хотели дать другое произведение-ни в какую не соглашалась, тогда сказали, что читать моё любимое стихотворение будет другой. И это стало для меня, как ушат холодной воды.
Я заняла 1-ое место, подарок — сборник стихов о войне, в котором есть и это стихотворение, стоит в моем книжном шкафу на самом видном почётном месте…
Это уже целая история о воспитании личности, Наталья! «Хотели дать другое произведение-ни в какую не соглашалась, тогда сказали, что читать моё любимое стихотворение будет другой. И это стало для меня, как ушат холодной воды». Спасибо, что поделились.
Спасибо, Елена
Понравилось :)
Спасибо, Татьяна.
09:51
+1
Я, Наталья, тоже имею такой опыт.
На одной из детских «елок» у своей школьной любови № 3 пел «Гренаду»…
О чем сказано в стилистическом сиквеле «Михаилу Светлову».
Спасибо, Виктор, что прочли мои воспоминания и даже откликнулись.
Что вызвало сразу несколько нескромных вопросов…
Я уже знаю, что вы любвеобильный товарищ, вы как-то сами об этом мне сказали… Вопрос… Все ваши женщины были под номерами, чтобы не ошибиться? В чем?
И… как прошло и чем закончилось ваше выступление у любви под номером 3? Боюсь, что долго буду искать и найду ли вообще, поскольку с техникой до сих пор на Вы. Простите меня и можете не отвечать, если считаете, что мои вопросы бестактны…
10:52
Дорогая Наталья!!!
1. Между нами НЕТ нескромных вопросов.
2. Мои женщины строго упорядочены. Если Вам любопытно — пишите в личку, дам дружескую ссылку на одну из продаваемых книг.
3. Всех своих женщин я вспоминаю с такой автопожирающей силой, что им даже не снилось.
4. Выступление… прошло и прошло. Фото любови №3 (из 11) — на обложке книги «Краски прошлого века», хоть и не помню, на каком ресурсе.
5. Стихи ей — вот тут: proza.ru/2017/11/15/776
Да…
Жизнь она такая…
И смех и грех…
Спасибо вам за всё. Общаться с вам очень легко и интересно, а для меня — поучительно. Вы даёте много ценных советов, учите серьёзно относиться к своим литературным опытам. Отдельное спасибо за честность и прямоту.!
12:43
Эх, Наталья…
Жизнь — коротка.

Спасибо.
23:49
+1
«Мои женщины строго упорядочены». По методу Ландау?.. jokingly
06:29
Если честно, Елена, порядок Ландау мне неизвестен.
Но мой порядок — идеален.
В «Том самом снеге» героиня читает мемуар героя и поражается его стремлению к упорядочению своей памяти.
Это естественно: герой там, как и я, математик.
А математика — это порядок, порядок и еще раз порядок.
Вот герой ТСС так пишет о себе.
********
«Вообще, если не считать Юли, у меня были отношения лишь с одной из своих студенток – с Ириной (С3), об обжималках с которой на заднем диване «БМВ» я уже написал.
Но она не идет в счет – и не потому, что за все эти встречи мне не удалось достичь ничего. Просто даже то, что можно назвать «бывшим между нами», было после того, как эта Ирина перестала быть моей студенткой…
Но пора-таки вернуться к временам Московской «Академии пищевой промышленности», в рот ей дышло сунуть и провернуть.»
09:21
+3


Воспоминания из детства. (Пензенская обл. С/х «Владимирский»)

Речка в низине, за садом,
Тихо сидят рыбаки.
Папа рыбачит, мы рядом,
Мама нам сварит ухи.

Бабушка в серенькой шали,
Нам принесла молока.
Сильно по ней мы скучали.
Выпьем кувшинчик до дна.

Дедушки нет, и не будет,
Несколько лет, как ушёл…
Нас ведь ни кто не осудит,
В детстве нам всем хорошо!

К вечеру топится банька,
Веником будут хлыстать,
Друг мой доверчивый, Санька,
Снова зовёт погулять.

Мама, уже не пускает,
«-Завтра пойдёте шалить!
Нынче закат догорает,
Нужно грибов засолить!»

Утром толпою на речку,
Днём заберёмся в шалаш.
Вечером теплится свечка,
Дом освещается наш.

Лето, безумное лето!
Счастлива наша семья!
Детство в памяти где-то,
Домик уютный, скамья…

15.04.2020г ©М.Буранова ст.Рождественская, Ставропольский край.
21:13
+1
Мария, спасибо, что поделились своими дорогими воспоминаниями в поэтической форме! Фотографии очень ностальгичные! )))
07:01
+1
Спасибо Елена. На фото мамуля, я и брат, кстати у него сегодня день рождения. inlove А папа как всегда остался за кадром, он у нас был семейным фотографом. Я очень любила с ним проявлять плёнку и печатать фотографии. У него стоял огромный чемодан с увеличителем, глянцевателем и множеством химикатов (проявитель, закрепитель). Помню мамочкина бельевая верёвка была вся увешана нашими фотографиями. Простите меня, я на втором фото не одета… jokingly
23:51
+1
О, у нас тоже такой чемоданчик был в наличии!.. ))) Папа в ванной проявлял фото. И тоже на веревке бельевой потом сушиться их вешали. Общие темы — общие приметы времени! smile
У меня был рассказец. По-моему в тему.
pisateli-za-dobro.com/zabor.html
09:44
+2
Я помню!
Я помню было мне почти три года,
В деревне у бабули мы гостили,
Была чудесная и ясная погода,
И облака, как караван, по небу плыли.

Бежали с братом босиком по речке,
Мамуля нас обедать зазывала,
А бабушка тем временем из печки
Горячие буханки хлеба доставала.

Хрустящий, ароматный, тёплый хлеб,
И в чугунках похлёбка, щи и каша.
Грибы солёные, принёс их дядя Глеб,
Вот собралась обедать семья наша.

Я помню тонкий скрип от половицы,
В углу сундук, в нём бабушкины тайны,
В ведре железном, родниковая водица,
Я разлила на пол её случайно…

Брат с коромыслом снова за водою,
Как не смотри, а он мой старший брат,
Я маме говорю: „ — Палы шама памою,
Ведь Валька мой шафсем не виноват!”

Я помню баню, из брёвнышек сосновых,
А из трубы клубами дым валИт,
Хлыст веников, мне кажется дубовых,
„Всё вылечат!” — так Мама говорит.

Тогда впервые в бане обварилась,
Зачем полезла в тазик с кипятком?
„О Господи!” — бабушка взмолилась,
Лечили вроде мёдом с молоком.

Я помню стройную берёзовую рощу,
Дубраву и сосновый необъятный бор,
Как Папа обнимал родную тёщу
И ремонтировал скосившийся забор.

Прабабушку, вязавшую носочки,
Соседского дурного петуха,
Малюсеньких цыплят, а рядом квОчки.
Я помню всё! Ну что таить греха…

Это было мною написано прошлым летом. Есть публикация на моей странице.
22:00
+1
Какой папа у Вас — на загляденье! smile
«Как Папа обнимал родную тёщу
И ремонтировал скосившийся забор».
07:26
+1
Это точно, спасибо Елена! Был на загляденье, к сожалению, его нет уже 7 лет, да и бабуля давно нас покинула ( 5 мая ей