Открытое обсуждение стихотворения нашего автора - приглашаем всех участвовать
Уважаемые участники Литературного клуба!
Сегодня вашему вниманию для открытого разбора представлено стихотворение нашего нового автора Павла Чулкова http://pisateli-za-dobro.com/users/2307
Павел пишет, что не относит себя к профессионалам и потому ему интересна критика, хотя и не скрывает, что относится к ней весьма болезненно.
Мы же с вами хорошо знаем, что доброжелательные советы по существу всегда полезны.
Напоминаю правила обсуждения у Открытого микрофона:
— критика должна быть конструктивной, поддерживающей, мотивирующей;
— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);
— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;
— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;
— в зависимости от вашего уровня экспертности критика может быть общей (и выражаться в небольшом комментарии\комментариях) или детальной (в виде развёрнутой рецензии), но в любом случае – обоснованной;
— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично.
Поддержим Павла, так как это его первый опыт участия в открытом разборе.
Стихотворение публикуется в авторской редакции.
— Рассмешите меня,
Ну попробуйте люди.
Только трель соловья,
Сейчас вас осудит.
— Ну, предайте мне грусти,
Уныния, печали,
Или что вы там раньше,
Предать обещали.
Или стан горделивый,
Или горбик старушки,
Или терем с дворцом,
Или ветхость избушки.
Пусть годы пройдут,
Быть может века,
Но камень заточит даже река.
Вы смогли бы это сделать,
С душою своей,
Чтобы звучала она,
Как весёлый ручей!?
Попробуйте, люди рискните,
Камень душой наделите,
Если конечно река,
Не слишком для вас глубока.
Думаю, Вам необходимо более подробно изучить то, как строиться стихотворение. А как называется стихотворение? Какую идею раскрывает это стихотворение? Для чего стоит тире в начале первого и второго катренов? Может, неправильно расставленные знаки препинания мешают понять суть? «Люди» — обращение, которое должно выделяться запятой. А слова «быть может», «конечно» — это вводные слова, которые тоже выделяются запятыми. Думаю, Вы очень пренебрегаете грамматическими правилами. Ну ладно запятые, а о чём говорится в третьем катрене? Разве может трель соловья что-то осудить? Каким смыслом наделены слова «камень» и «река» для меня не понятно, но чувствуется Вы хотели вложить в эти слова какой-то смысл. У стихотворения нет композиции (начало, развитие действия, итог). Одним из критериев стихосложения является ясность высказывания. Вам, наверное, хочется быть понятым? Помните в фильме «Доживём до понедельника»: «Счастье, это когда тебя понимают». Пишите проще, понятнее и – будет Вам счастье! То есть Вас будут понимать, принимать – и это, действительно, большое счастье. Советую изучить статьи по стихосложению (стихотворный размер, какие виды рифмовок существуют, что такое рифма, другие рекомендации). Этого материала в интернете много.
Предать — нарушить верность или же подвергнуть действию чего-либо (например, предать огню). Пример: Не доверяй тому, кто предал однажды. Придать же — прибавить, добавить какое-то свойство. Пример: Ты придал слишком большое значение моим словам.
После разъяснений стало чуть ясно.
Но мне, как учителю русского языка, в первую очередь автоматом в глаза бросаются ошибки…
Всему можно научиться… при желании.
Прочитала ещё раз.
Посыл стихотворения понятен… теперь.
Соглашусь с Иосифом.
Всем авторам, присылающим свои работы в раздел «Рецензии» я советую перед публикацией проверять написанное и исправлять ошибки. Увы, даже после моих рекомендаций многие их так и не находят (или не хотят искать).
Уважаемые авторы! И рецензентов нашего клуба, и читателей вообще не интересуют ваши школьные оценки и проблемы с орфографией и пунктуацией. Самая примитивная вордовская программа подчёркивает ошибки, остаётся только обратить на это внимание и хотя бы погуглить правильное написание.
На нашем сайте есть рекомендации по существующим программам, помогающим править тексты. Не ленитесь почитать и пользоваться такими программами.
pisateli-za-dobro.com/articles/203-servisy-pomoschniki-kak-samomu-proverit-svoi-tekst.html
Много ошибок в пунктуации: прямая речь оформлена неправильно, отсутствуют нужные запятые. Рифмы простые, изысков не обнаружила.
Зато сбои в ритме воспринимаются органично. Как будто так и надо. Значит, слог лёгкий, с чем и поздравляю Павла.
Думаю, над стихотворением надо ещё работать и работать.
— Рассмешите меня… --/--/ анапест 2 стопы.
но этот ритм то же не ровный из-за 2х-ударных первых стоп в анапесте:
Или стан горделивый, /-/--/-
Или горбик старушки, /-/--/-
Или терем с дворцом, /-/--/-
Или ветхость избушки. /-/--/-
Такое допустимо (либо нужно союз «или» читать безударно).
И таких стоп много, то есть, в анапесте анакруза равна — 2 – два безударных слога, а здесь она – о
— нулевая.
Много сбоев этого ритма:
Уныния, печали… -/---/- ямб 3 стопы,
Или что вы там раньше, /-/-//- размер не определяется,
Пусть годы пройдут, //--/ хорей 3 стопы (либо амфибрахий, где 1 стопа 1 бакхий),
Быть может века, //--/ хорей 3 стопы (либо амфибрахий, где 1 стопа 1 бакхий),
Но камень заточит даже река. -/--/-/--/ размер не определяетсмя,
Здесь достаточно первой части стиха: Но камень заточит -/--/- амфибрахий,
Вы смогли бы это сделать, /-/-/-/- хорей 4 стопы,
С душою своей, -/-/ ямб 2 стопы,
Чтобы звучала она, /---/--/ размер не определяется,
Попробуйте, люди рискните, -/--/--/- амфибрахий 3 стопы,
Камень душой наделите, /--/--/- дактиль 3 стопы,
Если конечно река, /--/--/ дактиль 3 стопы,
Не слишком для вас глубока. -/--/--/ амфибрахий 3 стопы.
Отнести стихотворение к тоническому не могу.
Рифмовка строф намеченная первой строфой – перекрёстная не выдерживается.
Во второй строфе не рифмуются нечётные стихи: грусти и раньше.
В третьей строфе не рифмуются нечётные стихи: горделивый и дворцом.
Далее идет семистишие. Понимаю что здесь не сделано строфное деление и два стиха оъединены в один:
Но камень заточит даже река.
где рифмовка то же не полная и не рифмуются нечетные стихи: пройдут и заточит; сделать и она.
А в последней строфе рифмовка парная.
То есть рифмовка не упорядочена: перекрестная, неполная, парная.
Рифма:
Века – река, рек/а – глубок/а, — точная, простая, ожидаемая.
Мен/я – соловь/я, печ/али обещ/али, стар/ушки – изб/ушки, сво/ей – руч/ей,– ассонансная, близкая к точным.
Показалась интересной рифма: л/юди – ос/удят. – не точная, но привлекает внимание своей неожиданностью и неповторимостью.
Повтор в рфме слова «река» не лексический, не эпифора, не есть хорошо.
То есть: технически стихотворение не совершенное, требует доработки.
По смыслу стихотворение не совсем понятное, что же хочет лирический герой.
А эти две строфы не понял для чего и вставлены.
Или стан горделивый,
Или горбик старушки,
Или терем с дворцом,
Или ветхость избушки.
Пусть годы пройдут,
Быть может века,
Но камень заточит
даже река.
Назидательно-поучительное:
Попробуйте, люди рискните…
Камень душой наделите…
Вы смогли бы это сделать,
С душою своей…
Или что вы там раньше,
Предать обещали…
«Или стан горделивый,
Или горбик старушки,
Или терем с дворцом,
Или ветхость избушки.»
Число ошибок равняется чуть ли не числу лет! Считаю критику конструктивной и мотивирующей, исходя из этого и поддерживающей. Ибо, благодушие — это точно не то состояние, которое заставит больших мальчиков заняться русским языком и литературой, как предметами для изучения, развития мышления и самоанализа.
Количество гласных Строка
undefined undefined
6 — Рассмешите меня,
7 Ну попробуйте люди.
6 Только трель соловья,
6 Сейчас вас осудит.
undefined undefined
undefined undefined
7 — Ну, предайте мне грусти,
7 Уныния, печали,
7 Или что вы там раньше,
6 Предать обещали.
undefined undefined
7 Или стан горделивый,
7 Или горбик старушки,
6 Или терем с дворцом,
7 Или ветхость избушки.
undefined undefined
5 Пусть годы пройдут,
5 Быть может века,
10 Но камень заточит даже река.
8 Вы смогли бы это сделать,
5 С душою своей,
7 Чтобы звучала она,
6 Как весёлый ручей!?
undefined undefined
9 Попробуйте, люди рискните,
8 Камень душой наделите,
7 Если конечно река,
8 Не слишком для вас глубока