Казусы у всех бывают. Но к словам, идущим от души, надо всё-таки прилагать ремесло — правила русского языка, законы поэтики. Иначе это уже не казусы, основанные на заблуждениях, а просто пренебрежение к себе, как к автору.
Наташа, я рада, что Ваш опыт быть подвергнутой критике оказался полезным. Считаю, что все комментарии были по делу, а советы довольно конструктивными и выдержанными. Ещё больше радует, что Вы отстаиваете своё детище, но одновременно готовы воспринимать чужие мнения.
Чего не отнять — так это то, автору удалось передать состояние летней лёгкости, ребячьего восторга. Не даром все сходятся во мнении, что это стихотворение для детей. Четырёхстопный ямб — это размер, которым пишутся частушки. Казалось бы, частушка — легкомысленный жанр, не требующий особого умственного напряжения. Но тем и сложен этот размер, что там фразы должны сливаться с языка, все слова должны быть к месту и вовремя. Чего не скажу о стихотворении, которое представлено для разбора. Правильно сказала Елена Асатурова — нельзя спешить. А в четырёхстопном ямбе тем более. Про смысловые ошибки уже много сказано, попытаюсь увидеть другие недочёты.
А меня зовёт в дорожку, босиком, уж красно лето!
Кажется, союз «А» здесь закрывает дырку от недостающего слога? Но достаточно подумать или открыть словарь синонимов, как можно заменить слово «зовёт» на слово «кликнуло»: Кликнуло меня в дорожку. Босиком — понимаю, что это часть картинки. Но хочется удачнее вставить босые ноги в текст. Здесь очень неудачно сделано. Не проще ли было написать: кликнуло меня в дорожку расцветающее (наступающее, ярко-солнечное, восхитительное, изумительное, очарованное, обещающее, соблазнительное, притягательное, увлекательное......- вариантов тьма!)
Подорожник, лист с ладошку, по краям бежит, там, где-то!
Сразу возникает мысль: где те края, на которых присутствует подорожник? Если ЛГ бежит по дорожке, то он, скорей, не «там, где-то», а здесь, рядышком, слева и справа по сторонам дорожки. А если подорожник где-то там, тогда зачем о нём пишется здесь, где его пока нет? Почему ЛГ озаботился наличием подорожника где-то там? Вариант: Подорожника ладошки ярким солнцем обогреты, (ясным солнышком согреты, в зелень нежную одеты, разбежались вдоль кювета, в лучезарных бликах света… и т.д. и т.п.). Можно найти и другие рифмы к слову «лето», чтобы создать наиболее чёткую картинку.
Солнце Землю обнимает, дарит ласково тепло! Лето красками играет, всё проснулось, зацвело!
Здесь всё, вроде бы неплохо, но не сохранилось количество слогов, которые есть в двух предыдущих четверостишиях.
Убегаю ранним утром к травам шёлковым повсюду! Росы блещут перламутром и подобны изумруду!
А у меня создалось впечатление, что ЛГ уже бежит — лето позвало и человек сразу побежал. Хотя, теперь понятно, почему подорожники с ладошку пока ещё «там где-то». Только возникает вопрос: почему именно подорожники так сильно занимают воображение ЛГ? Типа, сейчас вот как побегу на природу, а там — подорожники с ладошку! Ура-ура! Вот здесь бы и вставить про босые ноги. Например: Убегу, босая, утром; Босиком сбегу я утром; Мчусь, босая, ранним утром; Пробегусь, босая..., Я бегу, босая… и прочее, прочее, почее.
Вьётся шалый ветерок, озорная его шалость! Подхватив мой завиток, треплет волосы мне малость!
Озорная шалость — масло масляное. Кроме того, слово «шалый» больше подходит к урагану, а вовсе не к ветерку. Шалый — это безрассудный, непредсказуемый. Тем более, если треплет волосы. Трепать — это довольно сильное воздействие. А ветерок, мне кажется, может гладить, ласкать.
Одуванчики пестреют. Парашютики легки! Мотыльки высоко реют с ними наперегонки!
Реять — лететь плавно, почти незаметно. Вот такое значение у этого слова. Как тогда можно реять наперегонки? Одуванчики могут здесь не пестреть, а желтеть или отцветать (потому что уже парашютики облетают). Мотыльки могут порхать, играть, кружить.
Разливают трели пташки! Колокольчик сеет звон
Колокольчик сеет? Не проще ли написать «колокольчиков трезвон».
и бегут-бегут ромашки на меня со всех сторон!..
Вот последние две строчки мне понравились. ЛГ бежит по дорожке, а навстречу ромашки, ромашки. Только сложно чисто технически представить, как ромашки сбегаются к ЛГ со всех сторон. Вот если бы навстречу, тогда норм. Но тут со всех строн. Может, ЛД мечется во все стороны? Да ладно, шучу. Скорей всего, я уже напиталась настроением, которое передал мне автор, и картинка каким-то чудом создалась — солнечная, радостная.
В общем, надо бы ещё поработать и будет замечательный стих для детской книжки.
Это вопрос к автору. Надо было, наверное, взять его просьбу в кавычки. Но кавычки создадут двусмысленность: то ли герой ищет авторитетных критиков, то ли иронизирует. Так что оставим, как есть. Пусть каждый критик решает сам, является ли авторитетным.
С детства помню это имя — Муса Джалиль. И словосочетание «моабитские тетради» тоже навсегда впечпталось в мозг. В школьной библиотеке попалась мне книжка про этого поэта, который писал стихи в фашистском концлагере. Он погиб, а тетради остались. Помню, что я прочитала эту книжку и долго еще жила под впечатлением. Спасибо, Александр, что Муса Джалиль — Герой первого выпуска. Герой — с большой буквы.
Спросила у нашей ведущей разрешения опубликовать рассказик, в котором знаков больше, чем разрешено условиями. Она позволила, за что большое спасибо!
РАССКАЗ СЧАСТЛИВОЙ ДАЧНИЦЫ
Дачу присматриваешь? Поддерживаю. Мы тоже купили, чтобы шевелиться, двигаться. В квартире сидеть — прокиснуть можно. Ни одна не нравится? А ты ищи, рано или поздно твоя найдётся. А куда торопиться-то? Я, например, три года искала! Три года! Прям спала и видела аккуратненький такой дом. И непременно двухэтажный. Ну как это – зачем? Чтобы был! А вокруг газоны и цветы, цветы! Но наши финансы позволяли только хибарку. Мне одна даже понравилась – симпатичный домишко в одну комнатку, увитый девичьим виноградом… Так хотела иметь свой благоухающий сад, что уже готова была и без второго этажа. Муж говорит: — Ну давай купим, раз нравится. Я прикинула: прямо по центру поставим кровать, налево стол с электроплиткой и полки для посуды, направо шкаф для одежды. Много ли двоим надо? Потом подумала, подумала… Это совсем не то, что я хочу. Голое поле, поделенное на огородики с крошечными домишками. Не, не моё.
Но есть другой вариант. Хочешь недорого – купи брошенку. Поменяй крышу-пол, окна-двери, поставь новый забор, выруби дикие заросли, перекопай участок – и будет тебе счастье. Я именно на такой шанс и рассчитывала. И вот как-то мне предложили брошенную дачу. Двухэтажную. Недорого. Но для нас и недёшево. Две остановки на электричке, на машине пятнадцать минут. Я представляла крепенький домик в советском стиле. Кое-как уломала мужа съездить, посмотреть. Почему не хотел? Да потому что настаивал: пусть у чёрта на рогах, но чтобы без большого ремонта и раскорчёвки леса.
Драгоценный всю дорогу шантажировал: — Если шифер дырявый, сразу разворачиваюсь и уезжаем. Я ему: — Ну посмотрим! Главное, чтобы не протекало. А он опять: — Сразу говорю: корчевать не собираюсь!.. Кстати, а ты знаешь, что брошенный дом махом сгнивает? Если пол трухлый, даже не уговаривай… Короче говоря, энтузиазма он явно не испытывал. Да я и сама понимала, что цена подозрительная. Дача в хорошем месте, всего четыре года без ухода, и так дёшево. Значит, убитая. Хозяйка связку ключей вручила, а сама отказалась ехать – это тоже о чём-то говорит.
Посёлок мне понравился – уютный, дома хорошие. Едем по улочке, ищем сороковой номер. Вот тридцать второй, тридцать четвёртый… Я глазами отсчитала … да лааадно!!! Вижу высокий забор из профлиста, над ним возвышается кирпичный дом с красной крышей под черепицу. Осторожненько так говорю: — Похоже, вон та – за зелёным забором? — Ага, держи карман шире. Она слишком шикарная для этих денег. Поравнялись — адрес тот. Один из ключей подошёл к калитке. Стало быть, это она? Заходим на участок – конечно, бурьянище по пояс и клёны. Их не так много, но и немало. Но дом-то куда с добром. А ещё, не поверишь, баня из бруса, внутри вагонкой обшитая! Первый этаж – гостиная, спальня. И печка! То бишь, зимой приезжать можно! Наверху две комнаты. Окна, двери современные. Смотрю, у мужика моего глаз загорелся. И ничего, что в спальне под ним пол проломился. Бодро выкрикнул: — Новый сделаю!
Конечно, мы её купили, потому что заходи и живи, как говориться. Только пол в спальне перестелить да участок потихоньку обработать. Правда, выяснилось, что потолок всё-таки протекает. Когда дождь косой с запада, маленько по трубе течёт. Крышу подлатать надо. А пол мы уже поменяли. И не только в спальне, но и на всём первом этаже – тоже подгнил. Дверь в спальню поставили двустворчатую – та слишком широкая была, откроешь, всю прихожую загораживала. Ещё бы входную заменить. И стены немножко подравнять. И потолки. А ещё тротуар хотим переложить – он вообще не там, где надо! И лестница на второй этаж сильно крутая, перестроить бы. Печка в бане плохонькая– покупать придётся. Но это потом– а сейчас в парной и моечной новый пол делаем!
Чего ты смеёшься? Говоришь, конца этому не будет? Ну и что. Дача — это личный рай для творчества. Никогда не устанешь её улучшать. Ну да, денег жрёт много. Но не жалко. Дача – это как любимый ребёнок. Зато знаешь, как мы теперь шевелимся и двигаемся! Сплошные физические упражнения! Дача – это спасение от гиподинамии. Спрашиваешь, зачем тогда хожу на фитнес? А потому что спина теперь болит.
Вы считаете, что не все авторы понимают, о чём пишут? А мнения читателей, на мой взгляд, помогают автору увидеть собственное творение со стороны. Иногда случается (сужу по собственному опыту), когда чужое вИдение раскрывает другой, параллельный смысл произведения. По поводу названий — лично меня нисколько не напрягают стихи без названий. А стиль, в котором пишет автор, пусть определяют специалисты. Дело творца — творить. Вот и пусть творит. Может быть, такого натворит, что войдёт в классики. Вот тогда его произведения будут разбирать по буковкам. В том числе и стиль определят.
Четырёхстопный ямб — это размер, которым пишутся частушки. Казалось бы, частушка — легкомысленный жанр, не требующий особого умственного напряжения. Но тем и сложен этот размер, что там фразы должны сливаться с языка, все слова должны быть к месту и вовремя. Чего не скажу о стихотворении, которое представлено для разбора. Правильно сказала Елена Асатурова — нельзя спешить. А в четырёхстопном ямбе тем более.
Про смысловые ошибки уже много сказано, попытаюсь увидеть другие недочёты.
А меня зовёт в дорожку,
босиком, уж красно лето!
Кажется, союз «А» здесь закрывает дырку от недостающего слога? Но достаточно подумать или открыть словарь синонимов, как можно заменить слово «зовёт» на слово «кликнуло»: Кликнуло меня в дорожку.
Босиком — понимаю, что это часть картинки. Но хочется удачнее вставить босые ноги в текст. Здесь очень неудачно сделано. Не проще ли было написать: кликнуло меня в дорожку расцветающее (наступающее, ярко-солнечное, восхитительное, изумительное, очарованное, обещающее, соблазнительное, притягательное, увлекательное......- вариантов тьма!)
Подорожник, лист с ладошку,
по краям бежит, там, где-то!
Сразу возникает мысль: где те края, на которых присутствует подорожник? Если ЛГ бежит по дорожке, то он, скорей, не «там, где-то», а здесь, рядышком, слева и справа по сторонам дорожки. А если подорожник где-то там, тогда зачем о нём пишется здесь, где его пока нет? Почему ЛГ озаботился наличием подорожника где-то там? Вариант: Подорожника ладошки ярким солнцем обогреты, (ясным солнышком согреты, в зелень нежную одеты, разбежались вдоль кювета, в лучезарных бликах света… и т.д. и т.п.). Можно найти и другие рифмы к слову «лето», чтобы создать наиболее чёткую картинку.
Солнце Землю обнимает,
дарит ласково тепло!
Лето красками играет,
всё проснулось, зацвело!
Здесь всё, вроде бы неплохо, но не сохранилось количество слогов, которые есть в двух предыдущих четверостишиях.
Убегаю ранним утром
к травам шёлковым повсюду!
Росы блещут перламутром
и подобны изумруду!
А у меня создалось впечатление, что ЛГ уже бежит — лето позвало и человек сразу побежал. Хотя, теперь понятно, почему подорожники с ладошку пока ещё «там где-то». Только возникает вопрос: почему именно подорожники так сильно занимают воображение ЛГ? Типа, сейчас вот как побегу на природу, а там — подорожники с ладошку! Ура-ура!
Вот здесь бы и вставить про босые ноги. Например: Убегу, босая, утром; Босиком сбегу я утром; Мчусь, босая, ранним утром; Пробегусь, босая..., Я бегу, босая… и прочее, прочее, почее.
Вьётся шалый ветерок,
озорная его шалость!
Подхватив мой завиток,
треплет волосы мне малость!
Озорная шалость — масло масляное. Кроме того, слово «шалый» больше подходит к урагану, а вовсе не к ветерку. Шалый — это безрассудный, непредсказуемый. Тем более, если треплет волосы. Трепать — это довольно сильное воздействие. А ветерок, мне кажется, может гладить, ласкать.
Одуванчики пестреют.
Парашютики легки!
Мотыльки высоко реют
с ними наперегонки!
Реять — лететь плавно, почти незаметно. Вот такое значение у этого слова. Как тогда можно реять наперегонки? Одуванчики могут здесь не пестреть, а желтеть или отцветать (потому что уже парашютики облетают). Мотыльки могут порхать, играть, кружить.
Разливают трели пташки!
Колокольчик сеет звон
Колокольчик сеет? Не проще ли написать «колокольчиков трезвон».
и бегут-бегут ромашки
на меня со всех сторон!..
Вот последние две строчки мне понравились. ЛГ бежит по дорожке, а навстречу ромашки, ромашки. Только сложно чисто технически представить, как ромашки сбегаются к ЛГ со всех сторон. Вот если бы навстречу, тогда норм. Но тут со всех строн. Может, ЛД мечется во все стороны? Да ладно, шучу. Скорей всего, я уже напиталась настроением, которое передал мне автор, и картинка каким-то чудом создалась — солнечная, радостная.
В общем, надо бы ещё поработать и будет замечательный стих для детской книжки.
Помню, что я прочитала эту книжку и долго еще жила под впечатлением.
Спасибо, Александр, что Муса Джалиль — Герой первого выпуска. Герой — с большой буквы.
Поздравляю Наташу Симанову с дебютом!
РАССКАЗ СЧАСТЛИВОЙ ДАЧНИЦЫ
Дачу присматриваешь? Поддерживаю. Мы тоже купили, чтобы шевелиться, двигаться. В квартире сидеть — прокиснуть можно. Ни одна не нравится? А ты ищи, рано или поздно твоя найдётся. А куда торопиться-то? Я, например, три года искала! Три года! Прям спала и видела аккуратненький такой дом. И непременно двухэтажный. Ну как это – зачем? Чтобы был! А вокруг газоны и цветы, цветы!
Но наши финансы позволяли только хибарку. Мне одна даже понравилась – симпатичный домишко в одну комнатку, увитый девичьим виноградом… Так хотела иметь свой благоухающий сад, что уже готова была и без второго этажа. Муж говорит:
— Ну давай купим, раз нравится.
Я прикинула: прямо по центру поставим кровать, налево стол с электроплиткой и полки для посуды, направо шкаф для одежды. Много ли двоим надо? Потом подумала, подумала… Это совсем не то, что я хочу. Голое поле, поделенное на огородики с крошечными домишками. Не, не моё.
Но есть другой вариант. Хочешь недорого – купи брошенку. Поменяй крышу-пол, окна-двери, поставь новый забор, выруби дикие заросли, перекопай участок – и будет тебе счастье. Я именно на такой шанс и рассчитывала. И вот как-то мне предложили брошенную дачу. Двухэтажную. Недорого. Но для нас и недёшево. Две остановки на электричке, на машине пятнадцать минут. Я представляла крепенький домик в советском стиле. Кое-как уломала мужа съездить, посмотреть. Почему не хотел? Да потому что настаивал: пусть у чёрта на рогах, но чтобы без большого ремонта и раскорчёвки леса.
Драгоценный всю дорогу шантажировал:
— Если шифер дырявый, сразу разворачиваюсь и уезжаем.
Я ему:
— Ну посмотрим! Главное, чтобы не протекало.
А он опять:
— Сразу говорю: корчевать не собираюсь!.. Кстати, а ты знаешь, что брошенный дом махом сгнивает? Если пол трухлый, даже не уговаривай…
Короче говоря, энтузиазма он явно не испытывал. Да я и сама понимала, что цена подозрительная. Дача в хорошем месте, всего четыре года без ухода, и так дёшево. Значит, убитая. Хозяйка связку ключей вручила, а сама отказалась ехать – это тоже о чём-то говорит.
Посёлок мне понравился – уютный, дома хорошие. Едем по улочке, ищем сороковой номер. Вот тридцать второй, тридцать четвёртый… Я глазами отсчитала … да лааадно!!! Вижу высокий забор из профлиста, над ним возвышается кирпичный дом с красной крышей под черепицу. Осторожненько так говорю:
— Похоже, вон та – за зелёным забором?
— Ага, держи карман шире. Она слишком шикарная для этих денег.
Поравнялись — адрес тот. Один из ключей подошёл к калитке. Стало быть, это она? Заходим на участок – конечно, бурьянище по пояс и клёны. Их не так много, но и немало. Но дом-то куда с добром. А ещё, не поверишь, баня из бруса, внутри вагонкой обшитая! Первый этаж – гостиная, спальня. И печка! То бишь, зимой приезжать можно! Наверху две комнаты. Окна, двери современные.
Смотрю, у мужика моего глаз загорелся. И ничего, что в спальне под ним пол проломился. Бодро выкрикнул:
— Новый сделаю!
Конечно, мы её купили, потому что заходи и живи, как говориться. Только пол в спальне перестелить да участок потихоньку обработать.
Правда, выяснилось, что потолок всё-таки протекает. Когда дождь косой с запада, маленько по трубе течёт. Крышу подлатать надо. А пол мы уже поменяли. И не только в спальне, но и на всём первом этаже – тоже подгнил. Дверь в спальню поставили двустворчатую – та слишком широкая была, откроешь, всю прихожую загораживала. Ещё бы входную заменить. И стены немножко подравнять. И потолки. А ещё тротуар хотим переложить – он вообще не там, где надо! И лестница на второй этаж сильно крутая, перестроить бы. Печка в бане плохонькая– покупать придётся. Но это потом– а сейчас в парной и моечной новый пол делаем!
Чего ты смеёшься? Говоришь, конца этому не будет? Ну и что. Дача — это личный рай для творчества. Никогда не устанешь её улучшать.
Ну да, денег жрёт много. Но не жалко. Дача – это как любимый ребёнок.
Зато знаешь, как мы теперь шевелимся и двигаемся! Сплошные физические упражнения! Дача – это спасение от гиподинамии.
Спрашиваешь, зачем тогда хожу на фитнес? А потому что спина теперь болит.
А мнения читателей, на мой взгляд, помогают автору увидеть собственное творение со стороны. Иногда случается (сужу по собственному опыту), когда чужое вИдение раскрывает другой, параллельный смысл произведения. По поводу названий — лично меня нисколько не напрягают стихи без названий. А стиль, в котором пишет автор, пусть определяют специалисты. Дело творца — творить. Вот и пусть творит. Может быть, такого натворит, что войдёт в классики. Вот тогда его произведения будут разбирать по буковкам. В том числе и стиль определят.